Герменевтический метод и его значение в социальных и гуманитарных науках.



Герменевтика (др.-греч. – искусство толкования) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Одним из ученых, изучавших герменевтику в социологии, был французский философ Поль Рикёр, являющейся автором трудов по этике, эстетике, истории философии и, в частности, автором статьи "Герменевтика и метод социальных наук". В этой статье П. Рикер рассматривает совокупность социальных наук с точки зрения конфликта методов, местом рождения которого является теория текста, подразумевая при этом под текстом объединенные или структурированные формы дискурса, зафиксированные материально и передаваемые посредством последовательных операций прочтения.

Под герменевтикой П. Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово "герменевтика" означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретации. Под последовательностью подразумевается следующее: если истолкованием называть совокупность приемов, применяемых непосредственно к определенным текстам, то герменевтика будет дисциплиной второго порядка, применяемой к общим правилам истолкования. Таким образом, нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания.

Не менее важным П. Рикер считает термин "понимание". Цель понимания - совершить переход от этого выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею, виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики, операция понимания становится возможной благодаря способности, которой наделено каждое сознание, проникать в другое сознание не непосредственно, путем "переживания", а опосредованно, путем воспроизведения творческого процесса исходя из внешнего выражения; заметим сразу, что именно это опосредование через знаки и их внешнее проявление приводит в дальнейшем к конфронтации с объективным методом естественных наук. Важно соблюдать точность в терминологии и закрепить слово "понимание" за общим явлением проникновения в другое сознание с помощью внешнего обозначения, а слово "интерпретация" употреблять по отношению к пониманию, направленному на зафиксированные в письменной форме знаки. Именно это расхождение между пониманием и интерпретацией порождает конфликт методов. Вопрос состоит в следующем: не должно ли понимание, чтобы сделаться интерпретацией, включать в себя один или несколько этапов того, что в широком смысле можно назвать объективным, или объективирующим, подходом? Этот вопрос сразу же переносит нас из ограниченной области герменевтики текста в целостную сферу практики, в которой действуют социальные науки. Интерпретация остается некой периферией понимания, и сложившееся отношение между письмом и чтением своевременно напоминает об этом: чтение сводится к овладению читающим субъектом смыслами, заключенными в тексте; это овладение позволяет ему преодолеть временное и культурное расстояние, отделяющее его от текста, таким образом, что при этом читатель осваивает значения, которые по причине, существующей между ним и текстом дистанции были ему чужды. В этом крайне широком смысле отношение "письмо-чтение" может быть представлено как частный случай понимания, осуществляемого посредством проникновения в другое сознание через выражение. Такая односторонняя зависимость интерпретации от понимания как раз и была долгое время великим соблазном герменевтики.

Гуманизация и гуманитаризация современной науки.

Во второй половине ХХ в. заметно усилился процесс гуманитаризации и гуманизации наук, в том числе и гуманитарных. В научной литературе понятия гуманитаризма и гуманизма часто употребляются как синонимы, или почти совпадающие по содержанию и объему термины. В частности, под гуманитаризмом в прошлом веке подразумевалось "изучение и приложение к жизни человеческих начал сострадания, любви, кротости и всеобъемлющего доброжелательства", равнозначно русскому слову "человечность". Задача гуманитарианства, по его мнению, состоит в том, чтобы, воспитывая в себе самом доброе чувство ко всему живущему, защищать все живые существа от жестокостей и несправедливостей, совершаемых над ними людьми, смягчать страдания, ставшие уже неизбежным фактом.

Еще в конце 20-х годов ХХ в. имея в виду содержание преподавания в дореволюционной классической гимназии, специалисты характеризовали ее как "гуманистическую школу", в то время, как правильнее в этом случае было бы употребить определение "гуманитарная".

В связи с этим специалисты говорят о необходимости четкого разведения понятий гуманитарного и гуманного, как и соответствующих им "измов". Некоторые исследователи считают, что в отличие от гуманизма, понимаемого как характеристика мышления и деятельности, ориентированных на благо человека как высшей ценности, гуманитаризм - это направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве важнейшего средства развития человеческой жизнедеятельности.

В связи с этим они отмечают, что "гуманитаризацию науки нередко сводят к проблеме насыщения негуманитарных дисциплин выводами и данными гуманитарных мышления, гуманитарных наук. В самом деле, в условиях превращения науки в могущественную силу, научное знание может быть использовано с равным успехом как во имя добра и созидания, так и во имя зла и разрушения. И очевиднейший путь гуманитаризации всякой науки состоит в теоретическом обосновании и практическом создании необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления научными достижениями. Не менее важным для научной деятельности - в гуманитарном ее аспекте - выступает преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментальных способов познания, обеспечение гармоничного их единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, как и обретение веры в нравственные идеалы как необходимый аспект научной деятельности. Однако, проблемы гуманитаризации научных знаний едва ли можно представить в подлинном и целостном их объеме вне уяснения природы гуманитарного мышления (Догалаков А.Г.).

Другие исследователи отмечают, что дефиниция гуманизма в широком смысле может использоваться для качественной характеристики не только отношений между людьми, но также и отношения людей к культуре, и, что сегодня важно подчеркнуть, - к природе, животным. В узком же смысле - как светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике, духовному владычеству церкви, как прогрессивное движение этой эпохи, направленное к освобождению личности. Слово же "гуманитарный" применяется обычно к определенному классу наук и означает относящееся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе и этнических (Турченко В.Н.).

Гуманитарное, по их мнению, связано с определенным классом наук, называемых общественными. Общим основанием для отнесения той или иной дисциплины к классу гуманитарных служит то, что объектом ее является изучение тех или иных сторон социальной формы движения. Тогда гуманизм - это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности. Гуманитаризм же - направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. Причем, оба эти понятия в современных условиях используются в значении противоположном технократизму - направлению мысли и деятельности, абсолютизирующему роль техники, материального производства.

В последнее время появился целый ряд работ, в которых речь идет о гуманитаризации наук, но в основном естественных. Исследователи в основном пишут о необходимости гуманитаризации естественных наук.

При этом одни ученые под гуманитризацией понимают человеческое измерение естествознания, которое характерно для постнеклассической науки.

Другие под гуманитаризацией подразумевают использование в естественно-научном познании методологических идей, характерных для гуманитарных наук. Гуманитаризация естественных наук, по их мнению, требует их диалогического отношения к своему предмету так же, как и в гуманитарных науках: не как к материалу интеллектуальной активности исследователя, но как к ее адресату (собеседнику), когда объект в процессе диалогического общения с ним превращается в субъект.

Третьи исследователи под гуманитаризацией естественных наук понимают приобретение ими ценностного социального статуса. Это выражается в теоретическом обосновании и практическом создании необходимых условий, при которых исключается возможность сознательного злоупотребления научными достижениями. Кроме того, важным является преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментальных способов познания, обеспечение гармоничного их единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира.

В современной литературе речь обычно идет о гуманизации науки как социального института в целом. При этом гуманизацию наук связывают с распространение в научном познании идей и принципов гуманизма. Однако само понятие гуманизма учеными трактуется неоднозначно, и поэтому содержание гуманизации науки понимается по-разному. Так, В.Н. Турченко отмечает, что гуманизация науки - это все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия людей; совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала всех, работающих в этой сфере.

При этом В.Н. Турченко выделяет семь направлений гуманизации науки в целом.

Первое направление состоит в определении и практической реализации необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления ее достижениями.

Второе направление заключается в теоретическом обосновании равновесного природопользования и разработке научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям

практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе.

Третье направление связано с преодолением односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечением его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретением знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимых ориентиров в жизни.

Четвертое направление заключается в обеспечении условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.

Пятое направление состоит в демократизации внутри коллективных отношений и обеспечение благоприятного психологического климата, а также духа соревновательности при стремлении к общим целям.

Шестое направление - это насыщение негуманитарных дисциплин данными и выводами гуманитарных дисциплин.

Седьмое направление гуманизации науки заключается в гуманизации самих гуманитарных наук.

Поскольку, пишет В.Н. Турченко, сущность гуманизма состоит в отношении к человеку как к высшей ценности, постольку все семь перечисленных направлений гуманизации науки связаны с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. Гуманитарные дисциплины призваны теоретически осмысливать и проектировать этот процесс, вплоть до разработки конкретных социальных технологий, которые могут на инженерном уровне тиражироваться и широко распространяться в научно-исследовательской практике.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!