Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарных науках.



В социально-гуманитарных науках важную роль играет аксиологический подход к социальным явлениям. Проблема ценностей была сформулирована Сократом в вопросе:«ЧтоестьБлаго». ПозднееИ. Кант, разделивприродныймиркакмирнеобходимостиинравственныймиркакмирсвободы, определилглавнуюпроблемуценностногоподхода˸каксоотнестидолжное (эталонное, идеальное) исущее (реальное). НабазеэтихидейР. Лотце (1817–1881) создал самостоятельное учение – аксиологию – учение, изучающее ценности как смыслообразующие основания бытия человека. Ценности могут трактоваться и как предмет, полезный для человека, и как идеал чего-то или кого-то, и как норма-образец.

Ценность – это, прежде всего, предмет или норма поведения, которые характеризуются значимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью. Ценности классифицируются по разным основаниям˸

– материальные и духовные,

– объективные и субъективные,

– абсолютные и относительные,

– научные, философские, этические, эстетические, религиозные.

Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей.

Ценности задают направленность и мотивированность человеческой жизни. Ценности – это интерпретации, в которой человек выражает свои предпочтения. Они соотносятся с оценкой (сопоставление с идеалом) и целью (прообраз достигаемого будущего). Ценности отвечают на вопрос˸длячегонужнатаилиинаядеятельность, ацель–навопрос˸чтодолжнобытьполученовдеятельности (В. Степин). Онипозволяютчеловекуориентироватьсявжизни, выдвигатьправильные цели и стремиться к их достижению.

Ценности характеризуются также изменчивостью в истории, в разное время и в разных обществах господствуют те или иные ценности.

Объектом социально-гуманитарных наук выступает человек, который создает свои материальные и духовные ценности.При характеристике истин гуманитарного знания (литературоведения, искусствознания, педагогики и психологии) современные исследователи подчеркивают их ценностную нагруженность, способность воспроизводить не только объективный мир, но субъективные состояния и интересы.

Ценности характеризуют то, на что направлена познавательная деятельность. Нормы и идеалы описания знания и результатов познавательной деятельности, их организация, доказательность, построение обусловлены формами и причинами познания. Идеалами познания являются простота, единство, красота.

Социально-гуманитарное познание в большей мере подвергнуто влиянию ценностей, так как изучается социальный и ценностный мир. Ценностные факторы познания выражают стремление, интересы общества, ученых.

Социально-культурное и гуманитарное содержание понятия жизни

Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает, что жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей.

Социальные и гуманитарные науки учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизни и правильно выбирать свои цели: жить ради других или ради самого себя, жить в самоограничении или в наслаждении, жить ради личных интересов или ради общественных интересов.

В процессе исторического развития науки существенным образом менялись представления о жизни. Первоначальные представления о жизни, свойственные эпохе древности, наделяли ею все сущее, отождествляя жизнь и движение. Явления смерти на первых порах воспринимались не как окончание жизни, а как переход к иной ее форме. Механистическим трактовкам жизни противостояли и дополняли их виталистические концепции, согласно которым организм отличает от механизма наличие в нем жизненной силы или души.

С социокультурной точки зрения жизнь рассматривается как духовное явление, т. е. жизнь человека является человеческой, если она духовна. Предметным воплощением духовности является культура, увековечивающая жизнь человека как создателя и носителя духовных ценностей.

В. Дильтей был первым, кто ввел в философию понятие жизни как самостоятельной категории. Он определяет жизнь как «взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени» Как особый вид взаимосвязи жизнь определена пространственно и во времени, но как жизнь индивида она представляет собой отношение элементов к целому. Дильтей характеризует жизнь в категориях психологии. Поэтому важнейшей категорией, характеризующей жизнь, Дильтей считает переживание. В потоке переживаний человек выделяет то, что значимо для него и что ставится в центр внимания, поскольку данное переживание является осознанным и обнаруживает зависимость от прошлого духовного опыта и запаса накопленных впечатлений.

Жизнь в своем своеобразии постигается с помощью категорий, которые неприложимы к жизни как к чему-то чуждому, а укоренены в сущности самой жизни. Дильтейполагает, что число этих категорий не очерчено, а их отношения не могут обрести логическую форму.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!