Наука как социальный институт



Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. как самостоятельный прикладной инструмент в процессе обслуживания капиталистического производства. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Компоненты науки как социального института:

1. совокупность знаний и их носителей;

2. наличие специфических познавательных целей и задач;

3.выполнение определенных функций;

4.наличие специфических средств познания и учреждений;

5. выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

6. существование определенных санкций.

Развитие социализации наукирассматривают с трех сторон:

1) создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе;

2) формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию;

3) интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

Наука как социальный институт включает в себя ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления наукой и ее развитием. Взаимодействие индивидуального, личностного и всеобщего, коллективного в науке - реальное, живое противоречие ее развития.

Особенности автономии социального института науки:

-Она происходит в условиях демократического устройства общества, гарантирующего свободу любому виду творческой деятельности, в том числе и научным исследованиям.

- Дистанционирование от общества способствует формированию особой системы ценностей и норм, регулирующих деятельность научного сообщества, - в первую очередь это строгая объективность, отделение фактов от ценностей, установление специальных методов определения истинности знания.

- Создается особый язык науки, отличающийся строгостью определений, логической четкостью и непротиворечивостью. В развитых естественных науках этот язык настолько сложен и специфичен, что понятен только для посвященных, специалистов.

- Социальная организация науки характеризуется существованием особой системы социальной стратификации, в которой престижность ученого, его социальная позиция в этом сообществе оцениваются на основе специальных критериев. Этот тип социальной стратификации существенно отличается от стратификации общества в целом, что также способствует выделению социального института науки в качестве самостоятельного и независимого установления.

Наука и этика. Этические проблемы в науке ХХ века.

Вопрос этических норм в науке определяется ее положением в обществ. С момента возникновения науки всегда есть вопрос об использовании результатов его деятельности. Гиппократовское «не навреди» относится не только к медикам, но и к ученым. Важен нравственный аспект в оценке деятельности ученого.

Вопрос этики противоречивый. Ж.Ж. Руссо, предостерегая от излишнего оптимизма, связанного с бурным ростом научных знаний, полагал, что развитие науки не ведет к повышению нравственности в обществе. Французский писатель Франсуа Шатобриан считал, что идея разрушения является характерной особенностью науки. Ученым, известны те возможности, которые присущи науке как для созидания, так и для разрушения.

Остро вопрос этики в науке остро стоял в XX веке. (Создание атомной бомбы, открытия в области генной инженерии, биотехнологии, функционирования организма на клеточном уровне, что возникла угроза изменения генного кода человека, перспективы психотропного воздействия на Homosapiens. Сегодня доступны технологии, которые могут положить конец длительному эволюционному этапу развития жизни и привести к исчезновению нынешнего человека и биосферы.

Достижения наук ставят вопрос о свободе научного поиска и осознанной ответственности ученых за свою деятельность. Существует ряд проблем в научной этике:

1.Невозможность предусмотреть в полной мере + и - сделанных открытий. Доступность пагубных сторон открытия среди ученых.

2. Конфликт научного приоритета и недопустимости распространения полученной информации.

3. Соблюдение моральных норм в системе общественных отношений.

Необходимо формирование у ученых высокого чувства личной ответственности, общественной потребности регламентации тематики и, глубины разработки научных проблем. Никакой дискриминации или ограничения свободы творчества ученых такой подход не предполагает. Обществу и каждому ученому предлагаются новые правила, регулирующие допустимую научную проблематику, изучение научных проблем, которые не представляли бы угрозы для существования человечества.

Вопросы этики затрагивают разные области науки: экологический вопрос, эксперименты на животных, психологические эксперименты по межличностным отношениям и самооценке индивида, социальные эксперименты локальные (экономические и организационные эксперименты). Любая теория приобретает истинный моральный смысл, когда путем эксперимента внедряется в жизнь.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!