Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания.



В последние десятилетия особенно активно формируется конвергенция, сближение социальных и естесственных наук. Признается возможность объективного познания культурно-исторических и социальных явлений. Социально-гуманитарное познание признается частным видом научного познания, подчиняющимся общим научным закономерностям. В то же время не отрицается и специфика социально-гуманитарного познания.

Само развитие естественных наук, прежде всего физики и космологии, подводит их к пониманию той центральной роли, которую человек как космический наблюдатель играет во Вселенной.

Идея единства науки обладает длительной историей, истоки которой мы находим в древнегреческой философии: единый универсальный закон мироздания – Логос Гераклита; прототип универсального языка науки, ключ к познанию Вселенной – математика Пифагора; принцип классификации и систематизации наук (от универсальной метафизики до продуктивных наук) Аристотоля. Онтологическая основа этой идеи – убеждение, что мир един и что существуют универсальные законы, которые в предельном варианте могут быть сведены к единому закону, и потому могут существовать единые принципы его познания, то есть единственный метод.

Наиболее ранние и известные попытки интеграции разных отраслей знания – гуманистического, научного и технологического – по мнению Марио Бунге, принадлежат Французскому Просвещению. Это была коллективная работа над Энциклопедией, спланированная и организованная писателем-философом Дени Дидро и математиком Жан леРонд’Аламбером. Бунгеотмечает следующие общие характеристики всех ветвей аутентичного знания, от математики и истории до механической инженерии и медицины, выделенные энциклопедистами: секулярность (в отличие от сверхестественности); рациональность (в отличие от интуитивности или чистой эмпиричности); доказательность (а не догматичность); прогрессивность (вопреки закостенелости)

Философы, историки, социологи и ученые-естествоиспытатели в ХХ веке активно вступили в спор по поводу оснований для единства наук. Ян Хакинг, анализируя аргументы «за» и «против» единой науки, акцентирует внимание на существовании разных типов единства и разобщенности (факт, который часто не принимается во внимание сторонниками единой науки). Тем самым он развенчивает неявное допущение о единственном пути объединения наук.

По сравнению с предыдущим веком, ХХ век характеризуется изменениями в подходе к науке, вызванными трансформациями трактовки идеи единства общества, культуры, экономики под влиянием исторических и политических событий. «Движение за единство науки» нашлоподдержку как в философии (в первую очередь, это – логический позитивизм) и в науках (физике, биологии идр.), так и в обыденном сознании. Одной из причин такого движения является отождествление единства с некоей положительной ценностью, совершенством, которого следует достичь.

Сторонники интеграции гуманитарных и естественных наук обращают внимание на то, что применение специфических методов гуманитарного познания во многих случаях не может быть заменено методами математики и естествознания. Характерной чертой гуманитаристики является ориентация на целостность, в частности, целостность жизненного мира. Гуманитарное знание не исключает этическое измерение при оценке методов и результатов познания. Если наука – это многомерное познание мира, то, помимо природно-вещественного взгляда на мир, гуманитарное измерение, с точки зрения В.В. Ильина, предполагает духовно-смысловой образ мира. В обществе выражается стремление к целостному научному знанию не просто о мире и человеке, а именно о человеческом мире, в котором человек давно играет ведущую роль.

Сегодня становится очевидным, что нет непреодолимых барьеров между гуманитарными и естественными науками. Идеалы и нормы гуманитарного познания, по некоторым оценкам,даже более приемлемы для постнеклассической науки, поскольку реальность, как она предстает перед гуманитариями, более сложная, целостная, нередуцируемая. И исследователю приходится считаться с этой сложностью и многогранностью связей, в которых участвует объект гуманитарного познания, с целостностью жизненных ситуаций, непрерывностью жизненного процесса и ответностью диалогических контактов.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!