Философия как интегральная форма знаний о человеке и обществе
Философия – наиболее общая наука, которая изучает и осмысливает те стороны жизнедеятельности людей, которые не представляют социального интереса для частных наук. В отличии от автономных частных наук философия связана с каждой из них. Философия объясняет важность открытых наукой законов, но не дает точного практического знания. Взаимосвязь науки и философии обоюдная и органичная. Развитие философии стимулируется развитием частных наук. А инновации философского постижения мироздания служат материалом для научных открытий. Философские исследования формируют самосознание науки, развивают понимание ее возможностей и перспектив, задают ориентиры последующего развития. Наука опирается на опыт и факты, философия основана на умопостижении. Философия в отличии от науки выносит ценностно-личностный аспект на передний план, интересуется социальными последствиями научных открытий, в качестве абсолютной ценности признавая человеческую жизнь.
Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры, и общественной жизни в целом. Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят измененияивфилософии науки.
|
|
В отличие от конкретных наук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Не ставит задачу отвечать на вопросы о причинах конкретных явлений, но создает методологические основания исторической науки, отвечает на вопрос, как надо подходить к отысканию этих причин. Опирается на собственные мировоззренческие установки и участвует в разработке категориального аппарата социальных и гуманитарных наук. Раскрывая социальное содержание своих категорий, философия осуществляет на этой основе анализ конкретно-исторических процессов. Как интегральная форма научных знаний она опирается на результаты исследований в различных дисциплинах социально-гуманитарного цикла, стремится согласовать свои представления со здравым смыслом и опытом повседневности. Синтезирует конкретно-научные представления об обществе, истории, человеке.
Научная картина мира. Специфика научной картины мира в социальных и гуманитарных науках.
Научная картина мира - целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.
|
|
Различают основные разновидности (формы) научной картины мира:
1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах;
2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук;
3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов).
В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.). Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др.).
|
|
Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.
Научные картины мира выполняют три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования:
|
|
1) систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности;
2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания;
3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.
Близость понятий картины мира и мировоззрения отмечал В. Дильтей, поскольку на основе той или иной картины мира, возникающей в результате закономерной последовательной работы нашего познания, решаются вопросы о значении и смысле мира, выводятся основные принципы жизни. В целом среди кажущейся случайности мировоззрений в каждом из них существует постоянное отношение между картиной мира, оценкой жизни и целями. Однако мировоззрения не являются только созданием мышления и не возникают в результате одной лишь воли познания, хотя это важно. Они также результат жизненного опыта и позиции, всей структуры психического целого.
Значимым является то, что Дильтей понятие картина мира применял при анализе наук о духе (культуре) и поэтому включал в этот феномен такие базовые сущности, как жизнь, цель, человек-субъект, что отсутствует в исследованиях естественно-научной картине мира или рассматривается натуралистически. Понимание картины мира в науках о культуре невозможно без ориентации на человека — понимания его места в мире и способов видения им этого мира. Соответственно, здесь нет такого противо-поставления субъекта и мира, как в естественно-научной КМ, но описываются типы понимания мира, включающего и самого человека.
Иной аспект фундаментальной проблемы «человек в культуре и картине мира», близкий к личностному знанию, исследовался Л. Витгенштейном. Усвоенная нами еще в детстве общая картина мира принадлежит к сфере личностного знания и представлена особым типом эмпирических высказываний, принимаемых на веру как несомненные и сопутствующие нам всю жизнь. Они обладают неотъемлемыми свойствами, прежде всего системностью, коррелирующей с системностью общего знания, принадлежащего многим людям; и поэтому единичное знание — индивидуальная картина мира имеет содержание и значимость, полученные в контексте общего знания. Другая особенность принимаемых на веру эмпирических высказываний — это неявная форма их существования, такова и картина мира, поскольку она оказывается само собой разумеющимся основанием познания и как таковая даже не формулируется. По Витгенштейну, усвоение картины мира в детстве, основанное на доверии взрослым, — это не чисто познавательная процедура, но одна из «форм жизни» наряду, например, с «языковыми играми», не просто знания, но основанные на них реальные действия. Итак, усвоенная с детства картина мира является для нас достоверной не потому, что она специально обоснована, но потому, что принята на веру при общении и обучении, как следствие «бытия среди людей». Сомнение приходит после веры, и это выражается, в частности, в усвоении в дальнейшем научной картины мира, степень систематизации знаний в которой резко возрастает. Однако ее принятие также будет содержать элементы веры, но не повседневной, а формирующейся в рамках какой-либо научной парадигмы.
Потребность в научной систематизации знаний о культуре и обществе, входящих в картину мира, привела к специальным исследованиям в социальном познании. В теоретико-социологических работах М. Вебера картины мира также включают человека; прежде всего они понимаются как «стрелочники», определяющие пути, по которым интересы продвигают действия человека. Осуществляя сравнительно-историческое исследование типов рациональности, он сопоставляет три наиболее общих и развитых картины мира, истолковывая их как определенные морально-практические отношения человека к миру.
1-я — это КМ, основанная на конфуцианском и даосистском типе религиозно-философских воззрений, определяющая отношение к миру как приспособление;
2-я - КМ основана на идеях индуизма и буддизма, проповедующая отрешенность от мира;
3-я - возникшая на основе идей иудаизма и христианства, с Ближнего Востока пришедшая в европейскую культуру, определяет отношение человека к миру как овладение им.
Каждая из них предполагала соответствующий тип рациональности, образ действия и стиль жизни. Эти идеи были применены Вебером, в частности, при исследовании сложных взаимоотношений протестантской этики и «духа капитализма». Он положил начало постижению феномена картины мира не только в философии и науках о культуре, но и в «понимающей социологии», что существенно дополнило представления о научнойкартине мира.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 702; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!