Тот самый, по имени Зоркий Глаз



Игру лучше проводить на площадке, в парке или лесу, где имеется множество деревьев, кустарников, а также различных предметов и мест для укрытия.

Одного из участников назначают водящим, а все остальные игроки вместе со взрослым прячутся неподалеку. После этого ведущий возвращается.

Он останавливается недалеко от водящего и дает сигнал к началу игры. Участники пытаются незаметно приблизиться к водящему, но последний внимательно наблюдает за каждым их действием, поворачивается в разные стороны. В это время участники перебегают или переползают по направлению к другим укрытиям. Если водящий заметил игрока, то называет его имя, и последний подходит к ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой.

Однако участник не отзывается, если водящий не угадал его.

По истечении установленного времени ведущий дает сигнал об окончании игры, после чего все игроки выходят из своих укрытий. Участник, оказавшийся ближе других к водящему, считается победителем.

Спрятавшиеся кубики

Для игры понадобится набор детских кубиков (с нарисованными на них картинками или написанными буквами, цифрами). Заранее определив игровое поле (обычно это детская площадка), взрослый прячет кубики в различных местах, но так, чтобы малышам не составило особого труда их найти. Затем ведущий просит детей разделиться на две команды, которые занимают свои места по разные стороны от ведущего.

Задача каждой команды: двигаясь вперед, внимательно осмотреть все вокруг и найти как можно больше кубиков. Выигрывает команда, нашедшая большее число кубиков. По окончании игры взрослый вместе с детьми рассматривает кубики и просит назвать, что на них изображено или какие буквы или цифры написаны, после чего награждает всех принимавших участие в игре участников маленькими призами — конфетами, миниатюрными фигурками, вырезанными более старшими детьми из цветного картона.

Не ходите, зайцы, в огород!

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В игре участвует не менее 5 человек. Ведущий (взрослый) чертит на заранее выбранной площадке круг диаметром 2,5-3 м. Это огород. Из числа участников с помощью считалки выбирается водящий. Он будет сторожем.

Сторож встает в круг, остальные игроки — это зайцы, которые стремятся попасть в огород. По сигналу ведущего зайцы начинают «наступление», всячески отвлекая внимание сторожа на себя, чтобы те участники, которые находятся за спиной водящего, могли проникнуть на «запретную территорию». Тот, кого водящий коснется за пределами круга, перебегает, не входя в круг, на противоположную сторону.

Эта веселая игра станет прекрасным развлечением для ребят во время отдыха не только в парке или лесу, но и на летней детской площадке.

Волшебные воздушные шары

Для игры понадобятся воздушные шары (по числу участников одной из команд). Игру лучше проводить на открытом пространстве. Ведущий (взрослый) просит детей разделиться на две команды. Игроки второй команды выстраиваются в линию, отойдя от ведущего и игроков первой команды на расстояние 25-30 шагов. Они берутся за руки и разводят их в стороны, после чего расцепляются. В результате между игроками в цепочке образуется расстояние.

Каждый участник первой команды берет в руки по одному воздушному шару. Задача игроков — проникнуть сквозь цепочку, образованную участниками второй команды, не дав себя осалить.

Как только все участники займут свои места, ведущий дает сигнал к началу игры. Участники с шарами подбегают к цепочке, после чего пытаются проскочить в свободное пространство. Игроки же второй команды всеми силами стремятся задержать участников с шарами. Тот, кого осалили, отдает свой шар ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой. Если игроки первой команды сумеют пронести сквозь цепь не менее половины шаров, они выигрывают, а если не сумеют — побеждают участники первой команды.

По окончании игры руководитель просит всех детей встать в круг. Участники с шарами в руках кидают их тем, кто стоит напротив, со словами: «Спасибо за игру!». Поймавшие, в свою очередь, кидают шары тем, кто стоит напротив, с этими же словами, после чего ведущий со связкой шаров в руках обращается ко всем участникам: «Спасибо вам, ребята, за игру!». Если имеется возможность, обмен воздушными шарами можно заменить запусканием их в небо.

Рыбаки и рыбки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Взрослый чертит на площадке круг диаметром 4-4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки. Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут.

По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.

Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним.

По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.

Орехи, шишки и грибы

Игра проводится с детьми дошкольного или младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирают водящего, который встает рядом с ведущим. Остальные участники по команде взрослого выстраиваются в линию и рассчитываются по три. Первые номера — это орехи, вторые — шишки, а третьи — грибы. Затем взрослый говорит: «Поднимите руки, орехи». Первые номера поднимают руки. Ведущий продолжает: «Поднимите руки, грибы». Третьи номера поднимают руки. «Поднимите руки, шишки». Вторые номера поднимают руки.

После этого ведущий просит детей образовать тройки (орех, шишка, гриб). Каждая тройка берется за руки, образовав круг. Взрослый с водящим стоят посередине площадки. После того как ведущий воскликнет: «Шишки!», все участники, названные шишками, меняются местами. Водящий в это время стремится занять любое освободившееся место.

Если ему это удастся, то он становится шишкой, а тот, кто остался без места, — водящим. По команде «Грибы!» или «Орехи!» меняются местами другие игроки. В разгар игры взрослый восклицает: «Грибы! Орехи! Шишки!». Участники должны успеть поменяться местами.

Игру можно усложнить, введя соревновательный элемент: ведущий отмечает, насколько быстро поменялись местами участники, кто оказался самым быстрым — орехи, шишки или грибы.

Чудесное превращение

Эту игру лучше проводить с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В солнечную летнюю погоду взрослый вместе с детьми отправляется на прогулку в парк или лес. Во время отдыха руководитель просит детей устроиться поудобнее и начинает игру. Он выбирает самого скромного и застенчивого ребенка и просит его подойти. Установив с участником доброжелательный контакт (взрослый может положить свою руку на плечо ребенка, взять участника за руку и т. п.), ведущий обращается к остальным игрокам: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Послушайте сказку». После этого ведущий рассказывает следующую историю.

Текст сказки

Саша (Даша) (взрослый называет имя ребенка, который стоит с ним рядом) — червячок (гусеничка). Он (она) зелененький (зелененькая), как листья на деревьях и трава. Такой красивый цвет! Но посмотрите, Сашенька (Дашенька) грустный (грустная). Он (она) грустит потому, что попал(а) в ручей, который унес его (ее) далеко-далеко от дома. И теперь он (она) совсем один (одна).

Затем ведущий предлагает детям: «Давайте, ребята, развеселим Сашеньку (Дашеньку). Я буду говорить волшебные слова, а вы повторяйте». Дети соглашаются со взрослым, водят хоровод вокруг водящего и повторяют хором за ведущим следующее: «Мы красивые цветы. У нас есть лепестки, а у жуков (бабочек) — крылья. Цветы умеют танцевать. А жуки (бабочки) умеют летать. Цветы и жуки (бабочки) — друзья. Восхитительное лето! Как прекрасно жить на свете! Саша (Даша) — жучок (бабочка)». После этих слов взрослый неожиданно восклицает: «Ой, какие чудеса! Посмотрите, наш червячок (гусеничка), Сашенька (Дашенька), превратился (превратилась) в жучка (бабочку)!» Ведущий продолжает: «Саша (Даша) теперь не червячок (гусеничка), а жучок (бабочка), а мы цветы. Цветы и бабочки — друзья!».

По окончании игры взрослый организует с детьми занятие-наблюдение за растениями и насекомыми, на котором малыши узнают о природном симбиозе — о том, что все в природе взаимосвязано. В завершение прогулки руководитель показывает детям цветы, жуков и бабочек, проводит беседу.

Наседка и коршун

В игре участвует 10-12 человек. Один из участников, водящий, изображает коршуна, другой — наседку. Все остальные игроки — цыплята. Руководитель просит детей, изображающих цыплят, встать гуськом за наседкой и держаться друг за друга. Коршун встает в 3-4 шагах от колонны.

Игра начинается по команде ведущего (взрослого): водящий пытается схватить того цыпленка, который стоит в колонне последним. Для этого он должен прицепиться к колонне позади.

Однако сделать это оказывается не так-то просто, поскольку наседка постоянно поворачивается к коршуну лицом, таким образом, преграждая ему путь. Она вытягивает руки в стороны — и вся колонна отклоняется в противоположную от коршуна сторону.

Игра продолжается в течение нескольких минут. Если за этот промежуток времени коршуну схватить цыпленка не удастся, выбирают нового водящего, после чего игра повторяется.

Кузнечики

Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.

Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.

Круговые салочки

Данную игру лучше проводить на детской площадке. Игроки образуют 2 круга — внутренний и внешний. Затем участники начинают перемещаться: во внешнем круге — по часовой стрелке, во внутреннем — против часовой стрелки. По сигналу ведущего (взрослого) дети останавливаются. Участники игры, образующие внутренний круг, стараются осалить игроков внешнего круга (дотронуться рукой) раньше, чем последние успеют присесть. Пойманные участники встают во внутренний круг, после чего игра начинается сначала. Когда во внешнем круге останется 5-6 человек, игра заканчивается.

Ну, погоди!

Для игры понадобится мел. На противоположных сторонах детской площадки отмечаются два леса. Из числа игроков выбирается водящий — Волк. Им может быть старший из всех участников. Остальные игроки — зайцы — делятся на две группы, каждая из которых располагается в своем лесу.

Волк выходит на середину площадки, после чего ведущий дает сигнал к началу игры. Волк ловит их.

Тот участник, которого удастся запятнать, считается помощником Волка. Он останавливается на том месте, где был пойман, и с расставленными в стороны руками преграждает путь игрокам при их следующих перебежках. Когда помощников Волка окажется слишком много и после этого взрослый говорит детям, что они оказались в гостях у Волка по случаю его дня рождения.

Ведущий предлагает всем участникам встать в круг, а Волку - в центр этого круга. Дети берутся за руки, водят хоровод вокруг Волка и поют веселую песню, а Волк — танцует.

Отражения

Для игры понадобится свисток. Играть в нее лучше всего на детской площадке или в парке. Из числа участников выбирается водящий. Остальные играющие делятся на пары, взявшись за руки, после чего образуют один общий круг.

Водящий находится в середине круга. Взрослый объясняет детям правила игры: он будет называть действия, а участники — выполнять их, но так, как будто они смотрятся в зеркало и видят в нем свое отражение. Затем ведущий произносит: «Мы смотрим друг на друга!»

Участники в каждой паре поворачиваются друг к другу лицом. Потом ведущий говорит: «Мы поднимаем руку!».

Дети поднимают свободную руку вверх. «Мы улыбаемся», — продолжает ведущий.

Игроки улыбаются друг другу. После этого взрослый неожиданно дает команду «Меняйтесь местами!», и все участники начинают бегать вокруг водящего, а по сигналу руководителя они образуют новые пары. Задача водящего — встать с одним из игроков в пару. Оставшийся без пары участник становится водящим.

Если игра проводится с детьми среднего школьного возраста, то водящим и ведущим может быть один и тот же участник.

Раз, два, три — замри!

Для игры понадобится надувной мяч. Игроки образуют круг, встав на расстоянии вытянутых рук. Один из участников кидает мяч другому. Последний, в свою очередь, таким же образом передает мяч дальше. Игроки передают шар до тех пор, пока кто-нибудь из них не отобьет его. Этот участник становится водящим. Все игроки разбегаются по площадке. Водящий как можно скорее поднимает мяч и кричит: «Раз, два, три — замри!». Все участники тут же останавливаются на том месте, где они оказались, когда услышали команду водящего. Он бросает мяч в одного из игроков. Участники не сходят с места, но могут уклоняться — приседать, наклоняться и т. д. Если попасть в кого-нибудь водящему удастся, все возвращаются на свои места, после чего игра продолжается. В том случае, если водящий промахнется, он бежит за мячом, а все в это время разбегаются. Взяв мяч в руки, водящий снова дает команду «Раз, два, три - замри!». Затем он старается осалить кого-нибудь из участников. Осаленный игрок становится водящим, и игра повторяется.

Живой лабиринт

Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое — убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу ведущего убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Ведущий заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу руководителя снова расцепляют руки, и игра продолжается.

Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается.

Хищник и травоядные

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Из числа игроков выбирается участник, который выступает в роли хищника. Ведущий (взрослый) встает посередине площадки и чертит круг диаметром 2-2,5 м. Остальные участники (травоядные) разбегаются в разных направлениях по площадке.

Хищник гонится за ними, стремясь кого-либо поймать. Пойманные игроки отводятся в круг — их будет охранять ведущий. Травоядные могут выручать друг друга: для этого достаточно коснуться вытянутой руки стоящего в кругу. Однако если ведущий или хищник запятнают выручающего, последний также оказывается в круге.

Вырученные травоядные убегают и, присоединившись к остальным, становятся выручающими. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется ни одного участника.

Звери — в домики!

Эту игру проводят с детьми дошкольного возраста. Дети встают в круг, взявшись за руки. Взрослый идет по кругу и в нескольких местах разъединяет его.

Участники образовавшихся звеньев создают маленькие круги-домики зайцев, ежиков, лягушат и т. п. Руководитель проходит мимо малышей, стоящих в домиках, и предлагает им идти за ним. Дети имитируют движения животных: зайчики и лягушата прыгают, ежики делают маленькие шаги, идут не спеша, размеренно. Образовав общий круг, все участники водят хоровод и поют веселую песню.

Неожиданно взрослый подает команду: «Все в домики!». Звери спешат занять свои места, как можно быстрее образовать домики. Выигрывает та группа детей, которая сделает это быстрее других.

Совушка-сова

В этой игре могут принимать участие дети разных возрастов. Участники игры образуют круг. Один из игроков, водящий, встает в центр круга, изображая совушку, а все остальные игроки — птицы и насекомые. Ведущий восклицает: «Просыпайтесь — день наступил!». Все участники, кроме водящего, бегают по кругу, размахивая руками, будто крыльями. Совушка в это время дремлет — стоит, закрыв глаза, в середине круга. Когда же ведущий громко произносит: «Ночь наступает — все засыпают!», птицы и насекомые останавливаются и замирают. Тут совушка отправляется на охоту. Она отыскивает тех, кто смеется или шевелится, уносит этих участников в свое гнездо в центре круга. Пойманные насекомые и птицы становятся совушками, и все вместе отправляются на охоту.

 

 

Речевки, кричалки и считалки

- 1, 2, 3, 4!

- 3, 4, 1, 2!

- Эй, ребята, шире шаг!

- Нет, наверно в целом мире

Веселей, дружней ребят!

- Не грустят в семействе нашем!

- Мы поем, рисуем, пляшем!

- Все занятья хороши!

- Веселимся от души!

- Эй, дружок, не унывай, громко песню запевай!

***

- Кто шагает с рюкзаком?

- Мы - туристы!

- Кто со скукой не знаком?

- Мы туристы!

- Нас вперед ведут дороги! Наш девиз:

- Всегда вперед!

- Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак!

- Кто отстал?

- Не отставай!

- Кто устал?

- Не унывай!

- Кто идти захочет с нами – нашу песню запевай!

 

***

- 1,2!

- Мы не ели!

- 3,4!

- Есть хотим!

- Открывайте шире двери!

- А то повара съедим!

- Руки?

- Чистые!

- Лицо?

- Умыто!

-Всем, всем

-Приятного аппетита!

 

 

***

- Открывайте шире двери!

- Мы голодные, как звери!

- Нам еда полезна будет!

- Силы новые разбудит!

- Что голодный хор поет, когда повар есть зовет?

-Бери ложку, бери хлеб и садись-ка за обед!

-Бим-бом, та-ра-рам!

-Что сготовил повар нам?

 

***

- Мы идем

- На стадион!

- Отряд наш будет

- Чемпион!

- Кто задору солнцу рад?

- Эй, спортсмены, стройся в ряд!

- А команды есть?

- Есть!

- Капитаны здесь?

- Здесь!

- Победим в соревнованьях, отстоим отряда честь

 

***

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили,

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-быты, сто рублей.

Аты-баты, аты-быты,

Выходи от нас скорей.

 

***

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы в игру играть,

Небо, звезды, луг, цветы,

Ты пойди-ка, поводи!

 

***

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий,

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйди вон!

 

***

 

- Парам-паре-ра!

- Хей!

- Парам-паре-ра!

- Хей!

- Парам-паре-ра!

- Хей! Хей! Хей!

- Настроенье каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Да!

- Все без исключения?

- Да

- Молодцы?

- Ура!

 

***

 

Тара-Мара в лес ходила,

Шишки ела, нам велела,

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим!

 

***

 

Катилась мандаринка

По имени Иринка,

Кто ее найдет,

Тот водить пойдет.

 

***

Шел козел по лавочке,

Продавал булавочки,

Кому - раз, кому – два,

Выходи на букву А.

 

***

Солнце спряталось за гору.

Зайка – в лес, а мышка – в нору,

Кто остался на виду –

Убегай. Водить иду!

 

***

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок,

Встал в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать.

 

***

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

 

 

Отрядные огоньки

 

Огонек знакомств

 

Огонек знакомств - эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде.

Подготовительный этап:

- Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) и времени суток (вечер, сумерки);

- Пакет откровений – красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;

- Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).

- Талисман - это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям, насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.

- Свеча или костер, если огонек проводится на природе.

Начинается огонек с настроя:

   - поются 2-3 песни, которые все знают;

   - рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше.

   Первым рассказывает о себе всегда вожатый, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа и в завершении отвечает на вопросы пакета откровений. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом).

   Огонек знакомств должен проходить в темпе. Нельзя забывать про паузы, в которых могут звучать песни, рассказываться легенды, читаться стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. К середине разговора необходимо «снять» двигательную активность детей. Одним из приемов может быть рассказ легенды об "Орлятском круге" и предложение спеть песни, встав в "Орлятский круг".

   На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (прощание с днем, ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.).

   Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.

Огонек – анализ дня

 

    После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

    Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

- Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

- Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

- Что было не очень хорошо и даже плохо?

- Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

    Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

   Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

   Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.

  Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.

  Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".

1) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены, вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

4) "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

5) "Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

6) "Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 - 30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

7) "Дерево". В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

 

 

Вечерний огонек

 

Вечерний огонек – гениальная находка фрунзенских коммун И.П. Иванова, педагогическую значимость которой трудно переоценить.

Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний "огонек". Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на "огоньки"!

День, не завершившийся "огоньком", можно выбрасывать на свалку!

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего "огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

" Когда говорит один - все молчат".

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки".

" Закон свободного микрофона".

" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы".

"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют".

"Через центр круга переходить нельзя".

"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня...

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!