Глава 3. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ



ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

3.1. Становление норм в области прав человека в практике

межгосударственных отношений

 

Развитие государств-наций и их сотрудничество во всех областях человеческой деятельности сыграло, как известно, решающую роль в становлении межгосударственного права. Одновременно происходил и процесс введения прав человека в систему международного права. Хотя этот процесс протекал опосредованно, через ткань международного права, он тем не менее был им детерминирован. При этом следует отметить, что международное право прав человека зарождалось двояко. С одной стороны, идеи прав человека проникли из сферы внутригосударственного права, с другой - были продуктом непосредственных взаимоотношений между государствами. Анализ института дипломатической защиты иностранцев, становления права национальных меньшинств, а также прецедентов гуманитарной интервенции подтверждает этот вывод.

В прошлом, как правило, государства не интересовались положением граждан в других странах и тем более не осуждали, если в пределах их территории совершались нарушения прав человека. Истории известны только единичные случаи осуждений подобного рода. Это происходило в ситуациях, когда какая-либо многочисленная и влиятельная этническая группа в одной стране узнавала о притеснении своих соплеменников или единоверцев в другой. В итоге правительство государства, гражданами которого они являлись, было вынуждено официально выразить свое осуждение таких действий <1> или даже вмешаться во внутренние дела государства-нарушителя на стороне притесняемой социальной или этнической группы. Такое вмешательство получило название гуманитарной интервенции <2>. Теоретическое обоснование возможности гуманитарной интервенции дал, как известно, еще Гуго Гроций (1625 г.). Считая, что все люди наделены естественными правами, Гроций оправдывал справедливые войны, ведущиеся ради защиты естественных прав граждан в государствах, творящих над ними явное беззаконие <3>. Таким образом, гуманитарная интервенция в целях защиты прав человека признавалась в традиционном международном праве уже задолго до непосредственного становления международного права прав человека.

--------------------------------

<1> Так, США в XIX веке осудили еврейские погромы в России. См.: Henkin L. The Age of Rights. Columbia University Press. N.Y., 1990. P. 14.

<2> International Law. A Treatise. By L. Oppenheim. Vol. 1. Peace. 7th Edition / Ed. by H. Lauterpacht. P. 280.

<3> См.: Гроций Г. О праве войны и мира. В 3 кн. М.: Юрид. лит., 1956. С. 562 - 563.

 

Другим фактором в международном праве, повлиявшим на становление международного права прав человека, стали начиная с XVI века договоры, заключаемые между европейскими суверенными правителями в отношении католического и протестантского населения в своих странах. Вестфальский мир 1648 года, заключенный в форме двух договоров, подготовленных на Оснабрюкском и Мюнстерском конгрессах, включал следующее важное положение: права кальвинистов, католиков и лютеран Германии были уравнены, а германские князья лишились права определять религиозную принадлежность своих подданных. Целью таких договоров было закрепление свободы вероисповедания и достижение большей толерантности в Европе, в которой религиозная принадлежность вплоть до XVIII века оставалась основой для любого разделения между людьми и их неравенства.

Позднее, уже в XIX и начале XX века, между европейскими государствами стали заключаться договоры об уважении прав этнических меньшинств. Необходимость таких соглашений, как считали ведущие державы того времени, состояла в том, чтобы способствовать сохранению политической стабильности в мире, в котором национальное сознание окончательно вытеснило религиозное. Своевременное закрепление статуса этнических меньшинств помогло избежать повода для интервенции со стороны государства, где данная этническая группа находилась у власти или составляла большинство населения и для нее была небезразлична участь своих сограждан. Таким образом, мотивация необходимости защиты прав этнических меньшинств носила превентивный характер с целью обеспечения международного мира. Например, в ходе Берлинского конгресса 1878 года Турция обязалась провести реформы местного самоуправления в областях, населенных армянами. В Румынии, Сербии и Черногории, в Восточной Румелии, а также во всех владениях султана была провозглашена полная свобода слова, а гражданские и политические права распространялись на лиц всех вероисповеданий. В Османской империи была создана специальная система милетов. В рамках милетов каждая этническая общность обладала правом регулировать такие вопросы, как личный статус, наследование и другие важные составляющие внутриобщинных отношений. Каждый милет был ответственен за сбор налогов. Развитие автономных (на основе религий) общностей в какой-то мере было в согласии с Кораном, который призывал к веротерпимости. Это требование веротерпимости и позволило обеспечить институционно-нормативную основу системы милетов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Hannum H. Autonomy, Sovereignty, and Self-determination. The Accommodation of Conflicting Rights. University of Pennsylvania Press. 1990. P. 51.

 

Существенные изменения в системе прав человека произошли в начале XX века с учреждением Лиги Наций (1919 год) и созданием подмандатных территорий. Окончание Первой мировой войны кардинально изменило политическую карту Европы. Пали Османская, Российская и Германская империи, причем распад этих империй привел к образованию ряда суверенных государств: Австрии, Венгрии, Турции, Чехословакии, Греции, Польши, Румынии, Югославии. Специальный статус был создан для Аландских островов, Данцига, Мемельской области и Верхней Силезии. Среди наиболее часто встречающихся положений, вошедших в договоры с этими государствами, были равенство обращения и недискриминация, право на гражданство, право пользования родным языком, права в культурной сфере, включая создание соответствующей инфраструктуры, в том числе школ, где обучение должно было происходить на языке меньшинств, компактно проживающих на данной территории, и др.

Наблюдательный механизм Лиги Наций был неэффективным. Так, группа людей, представляющая меньшинство, в случае нарушения ее прав могла подать петицию в Секретариат Лиги Наций. Петиция передавалась затем государству-нарушителю для комментариев. После этого вопрос рассматривался на "Комиссии трех", в которую входили Президент Лиги Наций и два члена Совета. На этом по существу рассмотрение вопроса и ограничивалось.

Государство, обладающее мандатом на управление какой-либо территорией (мандатарий), брало на себя обязанность улучшать жизненный уровень населения подмандатной территории, обращаться с коренным населением справедливо, обеспечивать свободу совести и вероисповедания. Однако, несмотря на постепенно утвердившийся принцип самоопределения народов, сложившаяся система была направлена в основном на то, чтобы удерживать подмандатные территории в зависимости.

Впервые в практике межгосударственных отношений нормы, относящиеся к правам человека, появляются в области законных обычаев войны. Принятием в 1907 году 13 Гаагских конвенций о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны создаются правила ведения войны, которые ставят под защиту гражданское население, не участвующее в военных действиях. Документы эпохи буржуазных революций, провозглашающих естественный характер прав человека, т.е. тех прав и свобод, которые предоставляются каждому с момента рождения, получают отражение в международных документах только после создания Организации Объединенных Наций и принятия Устава ООН.

Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что "мы, народы Объединенных Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека". Таким образом, основная задача Устава ООН состояла в том, как предотвратить войну, как пресечь нарушения мира, как вновь утвердить веру в основные права и свободы человека, которые были аннулированы в ходе Второй мировой войны. На конференциях, которые проводились в то время (Крымская конференция и т.п.), отмечалось, что права и свободы должны лечь в основу создаваемой Организации Объединенных Наций. Тем не менее когда в Сан-Франциско обсуждался проект Устава ООН, который был разработан на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 году, на Крымской конференции еще не было сформулировано положение, которое впоследствии было закреплено в п. 3 ст. 1 Устава ООН, о том, что ООН преследует цель осуществлять международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к основным правам и свободам человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Однако США, Советский Союз, Китай, Великобритания при окончательной доработке Устава ООН внесли предложение зафиксировать в п. 3 ст. 1 Устава ООН ссылку на то, что государства будут строить свои отношения на основе принципа уважения и соблюдения основных прав и свобод человека. Более конкретно этот вопрос сформулирован в ст. 55 Устава ООН, которая возлагает на государства обязанность содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Положения, относящиеся к правам и свободам человека, также содержатся в главах Устава ООН, посвященных международной системе опеки по отношению к несамоуправляющимся, т.е. колониальным, территориям. Во всех этих главах содержатся обязательства государств содействовать соблюдению прав и свобод человека.

После принятия Устава ООН и создания Организации Объединенных Наций началось толкование всех принципов и норм, которые содержатся в Уставе. В этом отношении позиции государств были прямо противоположные. Как известно, в период создания ООН и принятия Устава на международной арене действовали государства с противоположными общественно-социальными системами, между которыми шла серьезная идеологическая борьба. Каждое государство стремилось зафиксировать в Уставе ООН те принципы и нормы, те положения, которые отражали бы конституцию государства, его внутригосударственное законодательство, основные направления внешней и внутренней политики. Так, например, при обсуждении вопросов, относящихся к правам человека в Уставе ООН, Советский Союз выступал за то, чтобы в п. 3 ст. 1, которая говорит об уважении к правам и свободам человека, зафиксировать специальный перечень прав и свобод. Советский Союз, в частности, предлагал зафиксировать такие права, как право на труд, право на образование. Иными словами, Советский Союз выступал за то, чтобы в Уставе ООН были зафиксированы основные социально-экономические права. США же и другие западные государства выступали за то, чтобы в Уставе ООН были зафиксированы главным образом гражданские и политические права: свобода слова, право на свободное выражение своего мнения, право покидать свою страну и возвращаться в свою страну и ряд других прав.

Широкая дискуссия развернулась также в отношении юридического обязательства государства соблюдать основные права и свободы человека, предусмотренного в Уставе ООН. Советский Союз считал, что Устав ООН не обязывает государство, а содержит рекомендательные нормы в отношении прав человека. В то же время западные страны ссылались на ст. 55 Устава, которая обязывает государства соблюдать основные права и свободы человека. Поэтому после того, как был принят Устав ООН, возникла необходимость в разработке международных договоров, которые закрепляли бы тот обязательный перечень основных прав и свобод человека, который подлежит всеобщему соблюдению. Были разработаны Всеобщая декларация прав человека 1948 года в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, а затем Пакты о правах человека 1966 года. Пакты о правах человека в договорном порядке фиксировали тот обязательный перечень прав, который должен соблюдаться каждым государством, ратифицировавшим Пакты о правах человека.

 

3.2. Сотрудничество государств в области прав человека

в рамках ООН

 

3.2.1. Устав ООН - основа сотрудничества государств

в области прав человека

 

Международное сотрудничество государств в сфере соблюдения и защиты прав человека прошло в своем развитии ряд этапов. Первый этап условно можно обозначить как выработку рамочных общих положений, что было обусловлено осознанием международным сообществом введения единых стандартов по правам человека. Эти стандарты развивались и конкретизировались по мере сближения взглядов государств - членов ООН относительно ценности демократических прав и свобод, гарантий их осуществления и международной защиты.

В 1921 году, как известно, была создана Организация по делам беженцев во главе с Верховным комиссаром. Под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция против рабства 1926 года, которую по праву называют "первым международным договором в области прав человека" <1>. В этот период был также заключен ряд договоров о меньшинствах, конвенций в рамках Международной организации труда (МОТ). Но только в рамках ООН стало возможным обсуждение и закрепление принципа уважения прав человека и формирование общепризнанных стандартов в этой области. Организация Объединенных Наций с момента своего основания координировала межгосударственное сотрудничество не только в сфере политики, поддержания мира и безопасности, но и в социально-экономических вопросах. Компетенция ООН в этих сферах признавалась одинаково важной, подчеркивая тем самым актуальность обеспечения необходимых условий для свободного развития человека в любом государстве. Именно в Уставе ООН уважение основных прав и свобод человека было впервые сформулировано и зафиксировано в качестве основополагающего принципа международного права. Преамбула Устава ООН содержит призыв "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций". В ст. 1 этого документа указывается, что одной из целей является осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии...". В ст. 55 Устава ООН говорится, что в целях создания условий, необходимых для мирных и дружественных отношений между государствами, Организация будет содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, языка и религии".

--------------------------------

<1> Sieghart P. Op. cit. P. 13.

 

Несмотря на отсутствие в Уставе ООН перечня основных прав и свобод, не говоря уже об их развернутом определении, принцип уважения основных прав человека стал императивной нормой jus cogens, налагающей на всех участников международных отношений обязательство соблюдать ее.

Вместе с тем в литературе существуют различные мнения о той роли, которую Устав ООН сыграл в правовом регулировании прав человека на международном уровне. Дж. Хамфри отмечает, что Устав ООН только мимоходом уделяет внимание основным правам и свободам человека <1>. А.П. Мовчан указывает, что Устав ООН стал тем документом, в котором впервые получил свое закрепление принцип всеобщего уважения основных прав и свобод человека без какой-либо дискриминации <2>. Я. Броунли утверждает, что сущность понятия прав человека в Уставе выражена достаточно определенно <3>. Присоединяясь ко второй группе мнений, следует отметить, что, являясь своеобразной "конституцией" современных международных отношений, Устав ООН сделал большой шаг в развитии мировой цивилизации, впервые на универсальном уровне возложив на государства обязательство о всеобщем уважении и соблюдении прав и свобод человека. Именно эти положения стали основой для нормативной регламентации одного из основных принципов современного международного права - уважения прав человека и основных свобод.

--------------------------------

<1> См.: Humphrey J.P. The UN Charter and the universal declaration of human rights // The international protection of human rights. L., 1967. P. 8.

<2> См.: Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982. С. 144.

<3> См.: Броунли Я. Международное право. М., 1977. Т. 2. С. 498.

 

Предусматривает ли в отношении прав человека Устав ООН обязательства государств - членов ООН? В связи с этим в научной литературе существуют две позиции. Я.А. Островский отмечает, что если рассмотреть в комплексе все положения Устава, относящиеся к правам человека, мы увидим, что Устав ООН налагает на государство юридическое обязательство предоставлять индивидам основные права и свободы <1>. По мнению профессора Лаутерпахта, юридическое обязательство поощрять уважение к правам человека включает юридическое обязательство уважать права человека <2>. Мы полагаем, что положения о правах человека действительно налагают юридические обязательства на государства, подписавшие Устав.

--------------------------------

<1> См.: Островский Я.А. ООН и права человека. М., 1968. С. 118.

<2> См.: Lauterpacht H. International law and Human Rights. N.Y., 1950. P. 28.

 

Эту точку зрения, в частности, разделяет Я. Броунли: "Так, не подлежит никакому сомнению, что государства-члены несут в соответствии с Уставом ответственность за любые значительные нарушения его постановлений" <1>.

--------------------------------

<1> Броунли Я. Указ. соч. С. 480.

 

Между тем некоторые авторы отрицают юридический характер обязательств государств - членов ООН в отношении прав человека. Так, профессор Дрост считал невозможным признать, что статьи Устава, относящиеся к правам человека, представляют собой правовые нормы <1>. По его мнению, Устав налагает на участников лишь обязательство коллективных действий в данной области, предусматривает поощрение уважения прав человека в качестве одной из главных целей Объединенных Наций, включает в компетенцию главных органов Организации вопросы, связанные с правами человека.

--------------------------------

<1> См.: Drost P.H. Human rights as legal rights. Leiden, 1951. P. 87.

 

Аналогичной точки зрения придерживался и профессор Кельзен. По его мнению, выражения, использованные в Уставе, в данной области не позволяют толковать Устав в том плане, что члены Организации имеют юридическое обязательство в отношении прав и свобод своих граждан. Все относящиеся к этому вопросу формулировки касаются лишь целей и функций Организации, а не обязательств членов. Организация не уполномочена Уставом налагать на правительство государства-члена обязательство гарантировать своим гражданам права, упоминающиеся в Уставе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Kelsen H. The law of the United Nations. L., 1950. P. 70 - 71.

 

В отношении точек зрения, которые отрицают наличие обязательств членов ООН соблюдать права человека, следует напомнить, что ст. 56 Устава ООН является одной из норм международного права. Согласно этой статье Устав ООН возлагает на государства не просто обязательства предпринимать действия, а именно обязательство всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии; не только совместные, но и самостоятельные действия в этом направлении.

Итак, правам человека отведено значительное место в Уставе ООН. Эта организация быстро продвигалась в направлении разработки авторитетных международных документов в области прав человека.

На основе положений Устава ООН был разработан и принят целый ряд документов в области уважения и защиты прав человека. Прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Эта Декларация, которая заслуживает отдельного рассмотрения в следующем параграфе, заложила основу пути к обеспечению неотъемлемых прав человека и их защиты как внутри государства, так и на международном уровне.

В рамках ООН было принято несколько конвенций, которые в совокупности с Уставом ООН составляют сегодня правовую основу функционирования ООН в рассматриваемой сфере. К таким Конвенциям, в частности, относятся:

а) Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1948 года;

б) Международная декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 года;

в) Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года;

г) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года;

д) Конвенция о правах ребенка 1989 года;

е) Конвенция о статусе беженцев, 1951 года и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 года;

ж) Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней 2006 года;

з) Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года.

Основным отличием этих важнейших источников международного права является то, что в их рамках созданы так называемые конвенционные комитеты независимых экспертов, призванные осуществлять контроль за выполнением этих договоров, включая рекомендации по их инкорпорации в национальное законодательство.

Среди других важных нормативных документов, затрагивающих компетенцию ООН в сфере прав человека, необходимо отметить также Конвенцию о политических правах женщины 1952 года и Конвенцию о гражданстве замужней женщины 1957 года.

В целях эффективного осуществления защиты прав человека в различных ее аспектах ООН одобрила Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риадские принципы); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами и поддержания правопорядка; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи и др. <1>.

--------------------------------

<1> По различным оценкам, общее число документов по правам человека, кроме конвенций, уже приблизилось к 100. См.: Капитанов А.И. Механизм ООН по защите прав человека // Российский ежегодник международного права 2008. СПб., 2009. С. 165.

 

Как видно из приведенного перечня, усилия ООН направляются в последнее время на создание таких нормативных документов, которые можно считать основой национального законодательства.

Обеспечение и защита прав человека на универсальном уровне осуществляются Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Ведущая роль в вопросах защиты прав человека принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. На нее, в частности, возлагается ответственность за деятельность ЭКОСОС в рассматриваемой области. В соответствии со ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС уполномочен делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека для всех. Именно ЭКОСОС, как один из главных органов ООН, подготавливает проекты конвенций и проводит международные конференции, координирует деятельность всех составляющих международного механизма защиты прав человека, принимает соответствующие резолюции.

На основании ст. 68 Устава ООН ЭКОСОС создал ряд вспомогательных органов, среди которых особое место занимала учрежденная в 1946 году Комиссия по правам человека (КПЧ), имеющая право обсуждать любые вопросы, относящиеся к правам человека. В своей работе КПЧ применяла так называемые специальные процедуры, для проведения которых назначались "специальные докладчики", создавались рабочие группы, организующие расследования и анализ по конкретным вопросам и странам. Для повышения эффективности своей работы КПЧ имела право создавать вспомогательные органы. Одним из таких органов была созданная в 1947 году Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

В 2006 году в соответствии с резолюцией ГА ООН Комиссия по правам человека была заменена Советом по правам человека, в который входят 47 государств, в том числе Российская Федерация. Основанием такой замены послужили усиливающийся политический кризис Комиссии, критика в адрес США и других западных держав, применяемых двойные стандарты в области прав человека. Развивающиеся государства, недовольные хозяйничаньем в Комиссии западных держав, также ставили вопрос о реформе этого органа ООН. Выступив совместно с Генеральным секретарем в качестве главного инициатора создания вместо Комиссии Совета по правам человека, США с "самого начала повели дело к тому, чтобы раз и навсегда исключить избрание в его состав государств, не подпадающих под стандарты "американской демократии", и прежде всего таких "изгоев", как Куба, Иран, Венесуэла, Судан, Белоруссия, КНДР, Зимбабве и др." <1>. В конечном счете, несмотря на эти и другие предложения США, направленные на создание Совета в качестве органа ООН, наделенного такими полномочиями, которые исключали бы его вмешательство в дела "демократических стран", 15 марта 2006 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 60/251, в которой не было учтено ни одно из предложений США.

--------------------------------

<1> Барышев А. Мировая политика и Организация Объединенных Наций. 1945 - 2009. М., 2009. С. 901.

 

В резолюции ГА ООН N 60/251 особо подчеркивается необходимость отказа в работе Совета от двойных стандартов. При этом резолюция исходит из того, что проблемы в сфере прав человека существуют во всех странах. Поэтому Совет уполномочивается отслеживать положение дел в этой сфере во всех государствах - членах ООН и никаких неприкосновенных "государств - эталонов демократии" и "образцовых государств" в области прав человека в этом отношении не признается.

Первая сессия Совета по правам человека открылась 19 июня 2006 года в Женеве. Председателем Совета был единогласно избран мексиканский дипломат Луис Альфредо де Альба, который считал необходимым Совету заняться прежде всего выработкой критериев и периодичности подготовки специальных обзоров о соблюдении прав человека во всех без исключения государствах - членах ООН. В 2007 году Совет принял пакет реформ, включающих учреждение механизма универсального периодического обзора, с помощью которого Совет будет изучать положение в области прав человека во всех государствах, что, несомненно, укрепит универсальность, неделимость и взаимозависимость всех прав человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мировая политика и Организация Объединенных Наций. 1945 - 2009. М., 2009. С. 905 - 906.

 

В соответствии с резолюцией ГА ООН N 60/251 Совет по правам человека избирается в количестве 47 мест. На эти места в Совете претендовали представители 63 государств. Причем каждый регион получает определенное количество мест в соответствии с квотой, установленной из расчета численности населения. В ходе первого тура голосования были избраны 13 государств Азии, 13 африканских государств, три государства Восточной Европы, восемь стран Латинской Америки и Карибского бассейна и еще семь стран из группы западноевропейских и североамериканских государств. В конечном счете в Совет ООН по правам человека вошли следующие страны, разнесенные по территориальному признаку. Африку в новом органе будут представлять Алжир, Марокко, ЮАР, Тунис, Габон, Гана, Мали, Замбия, Камерун, Джибути, Маврикий, Нигерия, Сенегал. От Азии избраны Бахрейн, Индонезия, Филиппины, Индия, Пакистан, Япония, Шри-Ланка, Южная Корея, Бангладеш, Китай, Иордания, Малайзия, Саудовская Аравия. Восточную Европу представляют Польша, Чехия, Румыния, Украина, Азербайджан и Россия. От Латинской Америки и Карибского региона в Совет вошли Аргентина, Эквадор, Бразилия, Гватемала, Перу, Куба, Мексика, Уругвай. От Западной Европы и остальных регионов избраны Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Канада, Германия и Швейцария.

Система Организации Объединенных Наций, задействованная в сфере уважения и защиты прав человека, постоянно совершенствуется. Так, Центр по правам человека, являвшийся одним из главных инструментов ООН, в 1982 году был преобразован в Управление Верховного комиссара по правам человека со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН, руководствуясь рекомендацией Венской конференции по правам человека 1993 года, приняла резолюцию о создании поста Верховного комиссара по правам человека <1>. В соответствии с этой резолюцией Комиссар является "должностным лицом Организации Объединенных Наций в области прав человека", действует "в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по правам человека", призван играть активную роль "в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушения прав человека во всем мире" <2>. В 1997 году Управление Верховного комиссара и Центр по правам человека были объединены.

--------------------------------

<1> В настоящее время пост Верховного комиссара по правам человека занимает Наванетхем Пиллей (ЮАР).

<2> Резолюция ГА ООН G.A. Res. 48/141. 1994.

 

Управление Верховного комиссара по правам человека во многих странах открыло свои представительства. Такие представительства, деятельность которых направлена в основном на предупреждение нарушений прав человека, открыты, в частности, в Бурунди, Камбодже, Колумбии и других государствах.

Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией N 319А (IV) от 3 декабря 1949 года создала Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Штаб-квартира действующего с 1 января 1951 года Управления находится в г. Женеве. УВКБ имеет свои отделения более чем в ста государствах.

Вопросами защиты прав человека в пределах своей компетенции заняты также специализированные учреждения ООН - МОТ, ВОЗ, ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и т.п., осуществляющие разработку необходимых конвенций, юридических рекомендаций и конкретных программ действий. Так, например, организованная МОТ Всемирная комиссия МОТ по социальным аспектам глобализации работает над конкретными практическими задачами. Так, в 2004 году ею был подготовлен доклад "Справедливая глобализация: создание возможностей для всех", в котором были подведены итоги усилий государств в борьбе с бедностью и проанализировано воздействие глобализации на социально-экономические права человека.

В 1977 году в рамках ЮНЕСКО была принята и одобрена в 1998 году Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека. Эта декларация, ставшая первым всеобщим правовым актом в области биологии, содержит стандарты и этические рамки в решении вопросов применения передовых достижений в биологии и медицине (пересадка органов, искусственное осеменение и др.). Другим актом из этой же области стала разработанная в рамках ЮНЕСКО Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Перечисленные декларации являются конкретным вкладом в осуществление прав человека на наивысший достижимый уровень здоровья с помощью достижений в биологии и генетике <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Овсюк А.М. Международная защита прав человека в условиях развития биологии и генетики // Московский журнал международного права. 2007. N 2 (66). С. 24 - 25.

 

В связи с деятельностью ООН в области уважения и защиты прав человека нельзя обойти такой важный этап этой деятельности, как создание по решению Совета Безопасности ООН Международного уголовного суда, Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Создание этих судебных учреждений позволило устранить пробел в международном праве, связанный с индивидуальной международно-правовой ответственностью за нарушения прав человека. В соответствии с Римским статутом, учредившим Международный уголовный суд, в его компетенцию входит расследование таких международных преступлений, как преступления против человечности, военные преступления и преступление геноцида. Все эти преступления связаны с нарушениями прав человека <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Ковалев А.А. От Нюрнберга до Международного уголовного суда (проблемы международной уголовной юрисдикции) // Российский ежегодник международного права. 2006. СПб., 2007. С. 306 - 311.

 

ООН способствовала принятию региональных договоров в области прав человека. Так, в 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, в 1969 году - Американская конвенция о правах человека, в 1981 году - Африканская хартия прав человека и народов, в 1995 году - Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Большое значение для соблюдения и защиты прав человека имеют международные неправительственные правозащитные организации (Amnesty International, Human Rights Watch и др.), обладающие официальным статусом наблюдателей или консультантов при ЭКОСОС. Неправительственные организации, как правило, представляют так называемые альтернативные доклады соответствующему конвенционному комитету ООН в рамках рассмотрения государственных докладов этим комитетом. Рассмотрение альтернативных докладов неправительственных организаций комитетом, происходящее в закрытом режиме, помогает тому или иному комитету уяснить для себя истинное положение с соблюдением прав человека, находящихся в компетенции этого комитета.

Одним из механизмов защиты прав человека в рамках ООН является "процедура N 1503". Этот способ защиты прав человека получил свое название в 1970 году, когда ЭКОСОС своей резолюцией N 1503 утвердил "процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод". В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений Комиссией, созданной в составе ЭКОСОС, рассматриваются в основном систематические нарушения прав человека в той или иной стране. По этой процедуре государства, выражая и подтверждая свою добрую волю в соблюдении и защите прав человека, представляют ответы по доведенным до них жалобам, сообщениям. В свое время СССР и другие социалистические страны не признавали "процедуру N 1503" и игнорировали поступавшие к ним из ООН запросы, считая, что это является нарушением их суверенитета и вмешательством во внутренние дела <1>.

--------------------------------

<1> См.: Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995. С. 60.

 

Государствам направляются рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам. Все меры, принимаемые в соответствии с "процедурой N 1503", носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия не представит соответствующий доклад Экономическому и Социальному Совету.

Обращаться в ЭКОСОС по поводу нарушения всех прав человека и основных свобод могут как частные лица, так и группы лиц, организации.

 

3.2.2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года

 

Закрепление в Уставе ООН обязанности уважать права личности с неизбежностью требовало дать ответ на вопрос о том, о каких именно правах идет речь, т.е. о перечне прав человека. Еще при разработке Устава ООН в 1943 - 1945 годах вносились предложения включить в него перечень прав человека <1>. Но эти предложения не нашли поддержки разработчиков Устава ООН, в частности Великобритании, поскольку установление такого перечная повлекло бы необходимость регламентировать процедуру предоставления этих прав, гарантии их соблюдения, механизм контроля, ответственности за нарушение прав человека. Кроме того, в случае дополнения или изменения списка прав человека требовалось бы вносить изменения в Устав ООН, что достаточно сложно. Поэтому по инициативе США в процессе создания Организации Объединенных Наций предлагалось разработать и принять самостоятельный документ. Таким документом стала Всеобщая декларация прав человека, которая является своеобразным продолжением Устава ООН, реализацией его установлений.

--------------------------------

<1> Такое предложение было сделано делегацией США и было поддержано латиноамериканскими государствами. См.: Джонсон Г. Мандант Организации Объединенных Наций в области прав человека // Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 12.

 

Причины, по которым разработка концепции прав человека и создание механизма международной защиты в области прав человека были связаны с созданием Организации Объединенных Наций, сводились к сформулированным впоследствии в преамбуле Всеобщей декларации прав человека моментам:

1. Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества.

2. Стремление людей сводится к созданию такого мира (общества), где люди "будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды".

3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту ("обеспечиваться законом"), чтобы "человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения".

4. Устав ООН накладывает обязанности на государства "содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека". Огромное значение для выполнения этой обязанности" имеет "всеобщее понимание характера этих прав и свобод", что достигается регламентацией в универсальном международном документе.

5. Закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя, таким образом, их уважению, принятию национальных и международных мер для их "всеобщего и эффективного признания и осуществления" <1>.

--------------------------------

<1> Текст Всеобщей декларации прав человека // Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 5 - 8.

 

Учрежденная на основе резолюции ЭКОСОС от 16 февраля 1946 года Комиссия по правам человека приняла решение о том, что "международная хартия прав" должна состоять из трех частей:

а) Декларации прав человека;

б) пактов о правах человека;

в) мер по осуществлению пактов.

В соответствии с этими направлениями были созданы три рабочие группы. Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Элеонора Рузвельт, профессор Рене Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан). Докладчиком, которому поручалась подготовка первоначального текста Декларации, был назначен Рене Кассен. В основу проекта Декларации, подготовленного Кассеном, был положен подготовленный ко второй сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947 года, канадским профессором Дж. Хамфри документ "Документированные заметки", обобщающий национальное законодательство государств по правам человека и проекты неправительственных международных организаций. На 3-й сессии (июнь 1948 года) Комиссия по правам человека после изучении немногочисленных замечаний правительств завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС. Этот документ затем был направлен для доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, сессия которого проходила с сентября по декабрь 1948 года <1>. Таким образом, работа над текстом Декларации была завершена в течение двух лет, что говорит о высокой эффективности деятельности членов Комиссии по правам человека, готовивших этот документ в условиях постоянной дипломатической борьбы. Особенно острые дискуссии проходили в рамках III Комитета Генеральной Ассамблеи ООН, куда входили 58 государств - членов ООН, представляющих различные социально-экономические и политические системы, а также имеющие различные философские, идеологические воззрения относительно происхождения и содержания прав человека. Об этом свидетельствует тот факт, что голосование в этом Комитете проходило 1400 раз <2>.

--------------------------------

<1> См.: The Universal Declaration of Human Rights. Establishing the system. The United Nations and Human Rights. 1945 - 1995. N.Y., 1998. P. 24.

<2> Ibidem.

 

Большие разногласия пришлось преодолеть рабочей группе и Комиссии по правам человека по вопросу природы прав человека. Сторонники естественно-правовой теории, главным образом европейские страны, настаивали на включении в преамбулу Декларации указания на Божество как на источник происхождения прав человека, считая, что ссылка на такую взаимосвязь будет сдерживающим фактором для государств в плане нарушения прав человека <1>. Указание на божественную природу прав человека было неприемлемо для социалистических и мусульманских государств. Кроме того, естественно-правовая теория происхождения прав человека, отражающая европейскую концепцию, была подвергнута критике, поскольку она не принимала во внимание существование иных культурных традиций. В результате в качестве компромиссного варианта из преамбулы Декларации упоминание о природе прав человека было исключено.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Lindholm T. Active I. A New Beginning // The Universal Declaration of Human Rights: A Commentary. Scandinavia University Press, 1992. P. 45 - 46.

 

Наиболее острые дебаты и разногласия развернулись между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека. Западные страны, основываясь на признании приоритетности индивидуальных прав как абсолютных и присущих каждому человеку, в отличие от социально-экономических, настаивали на ограничении содержания Декларации только фиксацией гражданских и политических прав. Так, представители США считали, что экономические и социальные права не должны рассматриваться как права, требующие защиты со стороны государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Джонсон Г. Мандат Организации Объединенных Наций в области прав человека // Действующее международное право. Т. 2. С. 7.

 

Представители Советского Союза и других социалистических стран обоснованно указывали на неразрывность гражданско-политических и социально-экономических прав, предоставление которых человеку во всей их полноте является доказательством их уважения и соблюдения в государстве. Эту позицию поддержали в III Комитете представители развивающихся государств, что способствовало в конечном счете включению в текст Декларации таких важных социально-экономических прав, как право на труд, на отдых, образование, социальное обеспечение и др.

Не менее важной заслугой советской дипломатии являются положения Декларации (ст. 2) об универсальности провозглашенных прав и их применяемости на любой территории, к которой человек принадлежит, "независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной... или как-либо... ограниченной в своем суверенитете" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 61.

 

Серьезные дискуссии разгорелись вокруг предложения советских представителей о дополнении статей о правах человека гарантиями со стороны государств. В частности, было предложено следующим образом сформулировать ст. 19, провозглашающую право на свободу убеждений и свободное их выражение: "С целью обеспечения прав на свободное выражение мнений значительных слоев населения, а также для их организации государство оказывает им содействие и помощь материальными средствами (помещениями, печатными машинками.), необходимыми для изданий демократических органов печати" <1>. Западные страны отвергли этот проект, ссылаясь на то, что предоставление государством помощи может оказаться формой давления на общественное мнение.

--------------------------------

<1> Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М., 1982. С. 23.

 

Не нашла также поддержки в III Комитете инициатива советских представителей отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного суверенитета. Представители западных государств отвергли это предложение на том основании, что оно якобы является отражением господствующей в Советском Союзе теории о подчинении личности государству, противоречащей абсолютному характеру прав человека. С другой стороны, из-за негативной позиции социалистических стран, при поддержке некоторых латиноамериканских государств, не было включено в текст Декларации "право на петицию к властям государства, гражданином которого он является или в котором он проживает, либо к Организации Объединенных Наций", содержащееся в проекте Комиссии по правам человека. По аналогии с европейским конституционным законодательством Советский Союз, Мексика и ряд других государств считали, что право на петицию в ООН нарушает принцип национального суверенитета и противоречит положению Устава ООН о невмешательстве во внутренние дела государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Джонсон Г. Указ. соч. С. 61.

 

Предметом острой дискуссии в Комиссии и в III Комитете стала трактовка права на свободу религии, закрепленная в проекте Декларации как право исповедовать любую религию или менять свои религиозные убеждения. Представитель Саудовской Аравии расценил право менять свои религиозные убеждения как посягательство на культурные ценности исламских государств <1>. Однако поправки, вносимые представителями Саудовской Аравии, направленные на отмену указанного положения, не нашли поддержки у большинства государств.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 54.

 

Приведенные факты представляют собой иллюстрацию трудных дипломатических переговоров, сложности согласования воли государств, придерживающихся различных политических, культурных и идеологических позиций в области прав человека. Несмотря на эти трудности, в целом итоги голосования на Генеральной Ассамблее ООН в 1948 году показали, что международному сообществу удалось согласовать и принять Всеобщую декларацию прав человека, заложившую основы концепции прав и свобод человека.

Эта концепция сводится по сути дела к следующим элементам:

а) основополагающие принципы прав человека;

б) классификация прав и свобод человека;

в) права человека и общество;

г) соотношение прав личности и государства.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!