Русская колонизация Сибири в ХVII–XVIII вв.



1. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока России на момент начала русской колонизации.

2. Опорные пункты русской колонизации Сибири в ХVII–XVIII вв. Великий Сибирский водный (речной) путь.

3. Источники формирования русского населения Сибири. Социальный состав русского населения Сибири в конце XVII в.

4. Управление Сибирью в ХVII–XVIII вв. Иерархия служилых людей в Сибири.

 

Коренные народы Сибири и Дальнего Востока России на момент начала русской колонизации

В ХVII в. на севере Сибири от Урала до Енисея проживали ханты (остяки); по правым притокам нижнего и среднего Енисея — эвенки (тунгусы); по Лене — соха (якуты); по Ангаре до Байкала — буряты; между Тоболом и Иртышом и по верховьям Иртыша и Ишима — калмыки; в верховьях Оби и Енисея — киргизы. Кроме перечисленных, на севере Сибири проживали манси (вогулы), а на юге (в Енисейской и Томской губерниях) — кузны, телeуты и аринцы. Большинство аборигенных племен Сибири вели кочевой или полукочевой образ жизни. Якуты на средней Лене, буряты у Байкала и эвенки (тунгусы) в Даурии (в Забайкалье и на Амуре) имели постоянные поселения и управлялись наследственными старейшинами (князцами). В ХVII веке эти племена признали подданство русского царя или находились в сфере влияния политики русского правительства.

В южной части Сибири по верховьям Иртыша, Оби, Енисея и Селенги, где условия для занятия скотоводством были более благоприятные, чем в северной части Сибири, роды объединялись в племена и уп­равлялись наследственными ханами, тайшами, князцами. Кочевые племенные объединения во второй половине ХVII века, территория которых примыкала с юга к владениям России в Сибири (с запада на восток), были следующими: а) киргизы-кайсаки, кочевавшие, главным образом, по Сырдарье; б) ойраты[1] (джунгары, черные калмыки) — около озера Зайсан на верхнем Иртыше и на запад до реки Или; в) монголы — около Телецкого озера, из которого вытекает Бия, и верховьях Оби; г) киргизы — в верховьях Енисея; д) монголы — в верховьях Селенги, включая Ургинские владения (с 1924 г. Урга — г. Улан-Батор); е) монголы — по р. Кeрулен. Далее, на востоке и юго-востоке, расселялись маньчжуры и китайцы.

Небольшие по численности племена Сибири приводились в подданство Русского государства в большинстве случаев мирным путем: обыкновенно посылался кто-либо из служилых людей (казаков); князцу, главе рода предлагали незначительные подарки (принадлежности для охоты, блестящие безделушки — корольки, бусы и т. п.); обещая царскую милость, защиту от врагов и подарки, ка­заки приглашали вождя или старейшин родов князя принять русское подданство и платить «белому царю ясак» (подать). Принявшие русское подданство племена Сибири в ХVII столетии назывались «ясачными людьми» (до революции 1917 г. входили в социальную категорию /сословие/ — «инородцы»). Обыкновенно местная администрация тратила десятую часть собранного ясака на одаривание вождей и местных старейшин.

До принятия русского подданства местные племена Сибири находились в постоянной вражде между собой, которая нередко продолжалась и после подчинения их русской администрации. Если они иногда и объединялись для совместных действий против русских, то эти политические союзы обладали крайней непрочностью: нередко среди них находились перебежчики, открывавшие планы восставших сородичей русским воеводам и администрации.

Когда русские служилые люди в ХVII в. стали осваивать территорию Сибири, местные племена находились на различной стадии эволюции родовых отношений. В своем большинстве аборигены Сибири проживали кочевыми и полукочевыми родовыми общинами численностью от 100 до 300 семей каждая. Соответственно, каждый племенной род отстаивал интересы только своего рода. Русским казакам и другим служилым людям, в случае военного противостояния с аборигенами, приходилось бороться, как правило, только с одною ро­довою общиною, которая могла выставить не более 500 воинов, вооруженных луками и копьями. На стороне русских выступали бо́льшие воинская выучка и опыт, наличие и умение обращаться с огнестрельным оружием; на стороне коренных жителей Сибири — искусство метко стрелять из лука и хорошее знание местности. Однако в сражениях аборигены стреляли, чаще всего, издалека, опасаясь огнестрельного оружия и пушек («огненного боя»). Племенные ополчения не могли успешно противостоять даже сотни русских казаков, вооружённых огнестрельным оружием. Полк же служилых русских людей численностью в 500–600 человек, вооружённый огнестрельным оружием и оснащенный пушками, в условиях Сибири ХVII века представлял собой мощную боевую единицу.

Русская колонизация не затронула ни верований, ни быта, ни традиционного уклада хозяйствования народов Сибири. Правительство строго запрещало насильственно крестить инородцев; суд над ними чинили родовые князцы, мурзы и старейшины на основании их родовых обычаев (даже торговлю людьми между инородцами русские власти не преследовали, закрывая на нее глаза).

Подчинённость племён Сибири выражалась несением ряда повинностей: их верстали в служилые люди (казаки), они пахали государеву пашню, на них возлагалась ямская служба, но большинство платило просто ясак[2]. В служилые люди из инородцев верстались преимущественно тата­ры и все крещеные инородны. Число пашенных инородцев, которых местная русская администрация принуждала засевать пашню, стремясь распространить земледелие за Уралом, было невелико. Ясак собирался различными методами: то с волости, то с человека, то по родам; его платили только мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Старые и увечные были освобождены от всяких повинностей. Каждый ясачный женатый инородец (Обской речной системы) платил 10 соболей, холостой — 5. Однако если принять в расчет нередкие злоупотребления местной администрации при сборе ясака (бракованную или заниженную оценку принимаемой мягкой рухляди), то оказывалось, что ясачный человек платил свыше установленного в два-три раза. Недоимки по выплате ясака постепенно накапливались, что нередко провоцировало бунты и мятежи среди коренного населения Сибири[3].

Однако в целом налоговая политика Московского государства в отношении инородцев проводилась более мягкими методами, чем в отношении тяглового русского населения. С русских пашенных крестьян и посадских людей подати собирались «правежем» (взыскание долга, денег с истязанием), за проступки их «били кнутом нещадно»; в отношении же инородцев воеводам в Сибири было наказано «выбирать с ясачных людей мягкую рух­лядь ласкою, а не жесточъю и не правежем». В конечном итоге успех русской колонизации Сибири во многом зависел от установления взаимных добрососедских отношений между пришлым русским и местным аборигенным населением.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1048; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!