Первые экспедициирусских землепроходцевна Амур



1638–1641 гг. — экспедиция Максима Перфильева вышлаиз Енисейска, достигла истока Амура (где Шилка сливается с Аргунью) и получила от эвенков первые сведения о Даурской земле (Забайкалье и Приамурье).

1638–1641 гг. — экспедиция Ивана Москвитина вышла из Якутска, достигла течения реки Улье, по ней вышла в Охотское море, затем вдоль побережья двинулась на юг, почти достигнув устья Амура.

В результате этих экспедиций русские получили первые сведения об Амуре, которые нуждались в подтверждении. С этой целью была сформирована следующая большая разведывательная экспедиция.

1643–1646 гг. — экспедиция Василия Пояркова вышла из Якутска, по притоку Алданаспустилась к югу, получилa сведения у местных тунгусов о реке Зея (эвенк. Джи), вышла к притокам Зеи, по Зeи спустилась к Амуру, по Амуру вышла в Охотское море, затем вдоль охотского побережья поднялась к северу и через реку Улье вернулась в Якутск.Отряд Пояркова составлял 132 человека, возвратилось около 30. Поярков держал отчёт.

1649–1653 гг. — экспедицияЕрофея Павловича Хабарова /Святинского/вышла из Илимска (к югу от Якутска) в составе 70 человек, по Лене и Олёкме добралась до Тугира, в январе 1650 г. волоком перетащила свои суда (лодьи) до реки Урка, впадавшей в Шилку. В мае 1650 г., оставив на Амуре 52 казака, Хабаров возвратился в Якутск за подкреплением. Осенью 1650 г. Хабаров вернулся на Амур с более мощным отрядом (более 100 человек). Многие даурские (тунгусские) князцы отказывались платить ясак, Хабаров применял к ним жёсткие меры репрессивного характера.

В 1652 г. Хабаров дошёл по Амуру до устья Сунгари и основал Ачанский острог — первое русское поселение на Амуре, оставив там отряд, отправился дальше вниз по течению. В этом же году под Ачанским острогом состоялось первое военное столкновение между русскими и маньчжурами. Русские, отбросив 2 тыс. маньчжурский отряд от острога, затем сожгли его и ушли оттуда.

В отличие от предыдущих экспедиций поход Хабарова носил военно-колонизационный характер.К этому времени на Амур под начало Хабарова всё прибывали новые отряды казаков. В 1652 г. после получения военных подкреплений под началом Хабарова находилось более 1 тыс. казаков. В 1652 г. в Якутск прибыл из Москвы ревизор-следователь думный дворянин Дмитрий Зиновьев (до Москвы дошли жалобы местных приамурских князцов), который в 1653 г. возле устья Зеи встретился с Хабаровым. В ходе расследования Хабаров был отстранен от командования русскими военными силами на Амуре. Его преемником стал его заместитель Онуфрий Степанов, который в 1658 г. с отрядом казаков попал в маньчжурскую засаду на реке Сунгари и был взят в плен (ранее считалось, что он там погиб). Однако к этому времени на Амуре действовали уже многие русские казачьи отряды. В 1656 г. на Амуре появился отряд основателя Якутска Петра Бекетова.

1656 г. — для управлениязабайкальскими и приамурскими территориями было создано отдельное Нерчинское воеводство, которое подчинялось енисейскому воеводе. Первый нерчинский воевода — Афанасий Пашков, в 1680 г. его сменил Фёдор Воейков.

1665–1666 гг. —основание Албазинского острога на месте поселения Яксы тунгусского князца Албазы, сожженного Хабаровым в 1650 г. за неповиновение.

В 1665 г. на Амур прибыл во главе отряда(84 человека) бывшийприказчик Усть-Кутской солеварни Никифор Романович Черниговский, которой в этом же году основал Албазинский острог. Никифор Черниговский бежал на Амурсо своими людьмиот царского гнева после убийства на р. Лене (в устье р. Киренги) за надругательство над своей женойвозвращавшегося с ярмаркиилимского воеводы Л.А. Обухова. После основания острога на Амур каждый год всё больше переходилопереселенцев.

1682 г. — образование Албазинского воеводства. В 1682 г. Н. Черниговский обратился к царю с предложением образовать Албазинское воеводство. Первым и последним албазинским воеводой стал Алексей Толбузин.Образование Албазинского воеводства привело к открытым боевым действиям между Россией и Китаем.

1685–1689 гг. — Албазинская эпопея. Нерчинский договор.

 

Освоение русскими Аляски и Алеутских островов. Российско-Американская компания. Русская Америка[10]

1648 г. — Семён Дежнёв на коче совершает переходиз Северного Ледовитого в Тихий океан.

1725–1730 гг. — первая Великая Сибирская (Камчатская)экспедиция(цель: доказать (пройти) существование пролива между Евразией и Америкой).

1732 г. — штурман Михаил Гвоздёв на боте «Св. Гавриил» совершает плавание к берегам «Большой Земли» (Северо-Западной Америки) и первым из европейцев достигает побережья Аляски в районне современного мыса Принца Уэльского. Гвоздев определил координаты и нанёс на карту около 300 км побережья совремнного острова Сьюард. В октябре 1732 г. возвратился в Нижнекамчатский острог.

1733–1743 гг. — вторая Великая Сибирская (Камчатская) экспедиция. В 1741 г. исследовала Алеутские острова и берега Аляски.

1761 г. — впервые на острове Кадьяк Алеутского архипелага побывал на боте «Владимир» Д. Пайков. В том же году на Аляске зимовал промышленник Бичевин.

1762–1766 гг. — камчатский мореход Степан Гавриилович Глотов промышлял морского зверя на Алеутских островах.

1772 г. — на острове Уналашка Алеутской гряды основано первое русское торговое поселение.

В 1772 г. из Охотска к северо-американским берегам на средства купцов Лапина и Шилова отправился бот «Св. Владимир» под командованием штурмана Потаи Кузьмича Замкова. В период своей экспедиции (1772–1778) он описал ряд Алеутских островов и уточнил их положение на карте. Обследовал острова Санак и Унга, побывал на острове Кадьяк. Встречался у берегов Аляски с плававшим там в то время Джемсом Куком, которому дал ряд ценных советов и сведений. Помимо этого, Зайков и его «промышленные люди» привезли в Охотск в 1779 г. 4,4 тыс. шкурок бoбров, 549 шкурок чёрно-бурых лисиц, 1,7 тыс. шкурок морских котиков, 1,1 тыс. — голубых песцов, 1,2 тыс. — красных лисиц, 1 тыс. — сиводушек, 92 — выдры, 18 — норок, 3 — волков, одну росомаху и 9 пудов моржовой кости[11].

1781–1787 гг. — иркутский купец Григорий Иванович Шелихов (1747–1795) организует ряд экспедиций с целью колонизации территории Аляски.Вступив в товарищество с купцом И.И. Голиковым, Шелихов основал купеческую Северо-Восточную компанию по зверобойному промыслу (1781). В отличие от предыдущих купеческих объединений, компания Шелихова-Голикова была учреждена не на одну-две экспедиции, а на десять лет, причем она ставила своей целью не просто добычу пушнины в Новом Свете, а основание там постоянных поселений.

Уже первая организованная им экспедиция принесла огромную прибыль. В 1781 г. Шелихов отправил на Алеутские острова корабль «Св. Георгий» под командой штурмана Г.Л. Прибылова. Плавание завершилось откры­тием двух островов, получивших название Прибыловых. Участников экспедиции поразила численность увиденных ими котиков на этих островах. Вернув­шись из плавания в 1790 г., Прибылов привез шкуры каланов, котиков, голубых песцов общей стоимостью 253тыс. рублей.

В 1783 г., построив вблизи Охотска галиоты «Три святите­ля», «Святой Симеон Богопрннмсц и Анна Пророчица» и «Архистратиг Михаил», Шелихов вышел в море из устья реки Урак. После зимовки на острове Беринга экспедиция в 1784 г. миновала острова Атха, Амля и другие и зашла на Уналашку, откуда проследовала на остров Ка́дьяк. Здесь в 1784 г. Шелихов основал первое постоянное русское поселение (факторию) у берегов Америки. Разо­сланные им артели побывали в Кенайском заливе (русское название залива Кука), ходили у острова Афогнак.

Участники экспедиции нашли на Кадьяке ру­ду, слюду, горный хрусталь, описали Кенайский залив, нанесли его на карту и «торг сей сторо­ны с обитателями завели». Лес на острове вполне годился для судостроения, и вскоре здесь бы­ли заложены первые верфи в Русской Америке.

Вер­нувшись в Иркутск в 1787 г., Шелихов добивался заведения постоянных русских поселений на Аляске, официального закрепления Русской Америки за Россией, выступил с проектом создания мошной торгово-промышленной монополии в Новом Свете, проявлял боль­шой интерес к освоению Курильских островов.

Эта новая торгово-промышленная монополия должна была возникнуть путём предоставления его компании значительных привилегий. Проект Шелихова предусматривал защиту от произвола местной охотской и камчатской администрации путем передачи его компании под покровительство иркутского генерал-губернатора; отправку в русские поселения в Америке воинской команды, специалистов, ссыльнопоселенцев и миссионеров; получение разрешений на покупку у вождей в Америке рaбов и расселения их на Камчатке и Курилахи на торговлю со странами Тихого и Индийского океанов. Для осуществления этих широкомасштабных планов Шелихов испрашивал у казны финансовую помощь в размере 500 тыс. руб. и настаивал на запрете иностранцам заниматься торгово-промысловой деятельностью в пределах формирующейся Русской Америки.

В марте 1788 г. Комиссия о коммерции, о плавании и торговле на Тихом океане ходатайствовала перед Екатериной II о предоставлении Северо-Восточной компании запрашиваемых ею льгот и государственной помощи. Однако императрица резко отвергла прошение из-за стойкой неприязни к монополиям (до этого она в 1780 г. уже отклоняла подобный проект).

Несмотря на это, Северо-Восточная компанияпродолжала осваивать островКадьяк, подчиняяместных эскимосов (конягов), способствуя распространению среди них православия и внедряя ряд сельскохозяйственных культур (картофель,репа). В 1788 г. русские владения на Аляске пострадали от мощного цунами.

На Аляске развернул свою деятельность помощник Шелихова А.А. Баранов. Перейдя в 1790 г. на судне «Три Святителя» под командой Д.И. Бочарова из Охотска к Уналашке и перезимовав там, Баранов построил байдары и весной 1791 г. перешел на остров Кадьяк. Поселение на островеКадьяк пришлось перенести в 1792 г. на новое место, город получил название Павловской гавани. В 1793 г. на остров Кадьяк прибыла православная миссионерская миссия в составе 5 монахов Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (епископ Кадьякский).

В 1791–1793 гг. Баранов обошел весь остров Кадьяк, перешел затем в Кенайский залив (залив Кука), описал Чугацкий залив (залив Принца-Уильма), приступил к строительству русских поселений во всех исследованных им местах

В 1794 г. Воскресенской гавани в Чугацком заливе при самом непосредственном участии А.А. Баранова был построен первый корабль в Русской Америки (трехмачтовое судно «Феникс» длиной 73 фута и грузоподъемностью 180 т). Вслед за «Фениксом» вскоре были спущены со стапелей ещё два судна — «Дельфин» и «Ольга». В этом же году на Аляску из Охотскаприбыли первый геолог Дмитрий Тарханов, первый геодезист Иван Поломошный и начальник воинских сил Кадьяка и всей Аляски прапорщик Чертовицын.

В 1795 г. русским промышленникам под предводительством А.А. Баранова удалось продвинуться на юг до залива Якутат.

В 1799 г. Баранов основал на острове Ситка (остров Баранова) Михайловскую крепость, перестроеннуюзатем в Ново-Архангельск (1804), который стал в дальнейшем центром Русской Америки (1808).

1799 г. — образование Российско-Американской компании, которая обладала в России монопольным правом на торговлю в Северной Америке[12], имела свое правление (вначале в Иркутске, с 1800 г. в Петербурге) и, находясь под «высочайшим покровительством»[13], полностью была под контролем правительства.

После вступления на престол Павла Iпроект оформления монополии на торговлю в Новом Свете был успешно завершён. Созданная Шелиховым Северо-Восточная компания постепенно вытеснила мелких купцов и промышленников из северной части Тихого океана. К концу XVIII столетия на Аляске смогли закрепиться только две крупные купеческие компании: Шелихова-Голиковаи П.С. Лебедева-Ласточкина, между представителями которых шло не прекращавшееся соперничество.

Снаряженный П.С. Лебедевым-Ласточкиным галиот«Св. Георгий»в 1791 г. прибыл в Кенайский залив (залив Кука), а его экипаж основал Николаевский редут (будущий Ке́най, современный Сьюард). В 1792 г. «лебeдевцы» основали поселение на берегах озера Илиамна и снарядили экспедицию Василия Иванова к берегам реки Юкон. Однако компания Лебедева-Ласточкина не выдержала конкуренции с «шелиховцами» из-за отсутствия регулярного снабжения с метрополией в Сибири и восстания индейцев атна. В 1798 г. «лебедевцы» были вынуждены оставить Америку.

Таким образом, когда в 1799 г. произошло юридическое оформление Российско-Американской комапании, в Русской Америке фактически сложилась полная торгово-промысловая гегемония конгломерата компаний, принадлежавших наследникам Г.И. Шелиховаи его компаньона И.И. Голикова. Образование Российско-Американской компании лишь юридически закрепило существующее положение.

Главенствующую роль в ней играли иркутский купец 1-й гильдии Николай Прокофьевич Мыльников иего сыновья Дмитрий и Яков, а также наследники Г.И.Шелихова — его вдова Наталья Алексеевна, компаньон Иван Илларионович (Ларионович) Голиков и зятья — богатый купец Михаил Матвеевич Булдакoв и обер-секретарь Сената, действительный статский советник и камергер Николай Петрович Резанов. Последний, будучи приближенным к императорскому двору, вскоре стал неофициальным главой и ходатаем компании перед царским правительством. Именно по его настоянию Главное правление компании было переведено в 1801 г. из Иркутска в Санкт-Петербург, а сама компания обрела черты полугосударственной монополии, когда в состав её акционеров вступил сам император, члены царствующей фамилии и ряд крупных сановников.

Компания была полностью российской, в ней никогда не было американского капитала и цели и задачи компании отвечали исключительно российским интересам.

Устав компании был в значительной мере скопирован с иностранных монопольных торговых объединений, прежде всего французских.В её появлении не было ничего особенного,первые монополистические торговые организации — Темерниковская, Персидская и Среднеазиатская компании — образовались в России ещё в 1750-е годы. Все они были акционерными обществами, а ряд положений в их учредительных документах напоминал некоторые пункты правил и привилегий Российско-Американской комапании (включая позднейшие добавления и новации).

Уникальность Российско-Американской компании заключалась в сочетании торгово-промысловых функций с функциями казённого управления: государство временно делегировало компании значительную часть своих полномочий. При этом российское государство стремилось удержать под своим контролем купеческий капитал и инициативу, а также принять участие в присвоении монопольных сверхприбылей посредством налогового перераспределения без излишних затрат со своей стороны.

Русская Америка — совокупность владений Российской империи в Северной Америке,включавшая Аляску,Алеутские острова, архипелаг Александра ипоселения в Северной Калифорнии (крепость Росс).

Официально Русская Америка была включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, после его разделения в 1822 г. на две части — в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.Владения разделялись на отделы, которые управлялись конторами. Начальник отдела назывался правителем конторы. При образовании Российско-Американской компанииконтор было четыре:Кадьякская;Курильская;Уналашкинская;Уратская (в Охотске).В 1804 г. был образован Ситхинский отдел.

В 1860-е гг. существовало 6 отделов:

–Атхинский — все Алеутские острова к западу от острова Амухты;

–Кадьякский — от залива Якутат (части залива Аляска) и меридиана горы св. Ильи до реки Кускоквим и меридиана Шумагинских островов; к нему принадлежали все острова к востоку от Шумагинских;

–Курильский — все Курильские острова, от острова Уруп наюге до острова Шумшу на севере;

–Северный или Михайловский — бассейн реки Квихпак (Юкон) и всё пространство к северу от реки Кускоквим до Ледовитого океана и до Берингова пролива;

–Ситхинский — острова и материк Америки, от залива Якутат (Беринга) к югу до 54°40' северной широты

–Уналашкинский — остальная (западная) часть полуострова Аляски, острова Шумагинские, Лисьи и Прибылова.

Кадьякский отдел был подчинён Кадьякской конторе, все остальные — Ситхинской конторе.

Административный центр Русской Америки — первоначально Иркутск (1787–1808); затем Новоархангельск (1808–1867), город-пoрт на острове Баранова (Ситка, уст. Ситхa), основан в 1799 г. как Михайловская крепость, с 1804 г. — Новоархангельск, с 1867 г. — Ситкa.

Онованная в 1799 г. на острове Ситка Михайловская крепость в июне 1802 г. в ходерусско-индейской (русско-тлинкитской) войны 1802–1805 гг.[14] была разрушена индейцами-тлинкитами (колошами), а её жители перебиты. В 1804 г. русские колонисты вновь заняли эту территорию при помощи алеутов (самоназ. унанан, унанган) и орудий корабля «Нева». Поселение было перенесено на стратегически более удобное место, на крутой холм, кекур, рядом с бухтой. Новое поселение получило название Ново-Архангельск.Посёлок быстро рос. К 1819 г. здесь проживало больше 200 русских и около 1 тыс.аборигенов, функционировали начальная школа, верфь, церковь, цейхгаузы, арсенал и разные мастерские. Каждый приходивший корабль встречали, как в петровские времена, оружейным салютом.

Компания вела охоту на каланов и торговлю их мехом, основывала свои поселения и фактории. Основной рабочей силой в колониях было коренное население Аляски и Алеутских островов. Коренным населением Аляcки и Алеутских островов являлись алеуты(самоназв. унанан, унанган)[15], эскимoсы (самоназв. инуиты)[16], индейцы-тлинкиты (рус.колoши) и индейцы атапакской языковой группы. В русских записках упоминаются эскимосы-чугачи (живущие близ гор Чугaч), индейцы-кенайцы (близ полуострова Кенай). Алеуты упоминались под собственным именем, хотя отдельно выделяются кадьякцы (с острова Кадьяк). Называются также индейцы эяки и ситхинскиеколоши (тлинкиты из окрестностей Якутата или Ситки).

Эскимосы и алеуты называли русских косяками (казаками), а потомки аборигенок и русских именовались креолами. По степени зависимости от русских выделялись каюры (работающие на русских, служащие русским)и аманаты (заложники).

Основная масса добываемого в Русской Америке ценного меха поступала на китайский рынок через Кяхту и частично через иностранных посредников в Кантон (Гуанчжоу). В период управления русскими владениями А.А. Барановым[17]компания торговала, помимо Кяхты и Кантона, с Бостоном, Манилой, Нью-Йорком, Калифорнией и королем Сандвичевых (Гавайских) островов.

Компания расширяла свои владения не только на севере, но и предприняла ряд экспедиций в южном направлении. Русские поселения возникают на побережье залива Румянцева (Бодега) в Северной Калифорнии и на Сандвичевых (Гавайских) островов.

Вконце августа – начале сентябре 1812 г. Иван Кусков основал на высоком берегу небольшой бухты к северу от залива Румянцева (Бодега) в Северной Калифорнии форт Росс[18], стремясь создать здесь базу для снабжения продовольствием на­селения Алеутских и Курильских островов. Формально эта земля принадлежала Испании, однако Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привёз первых поселенцев (25 русских и 80 алеутов).

В 1816 г.сотрудник Российско-Американской компании немецкий путешественник, натуралист и авантюрист Георг Шефферприбыл на остров Кауаи Гавайского архипелага с миссией по вызволению задержанного корабля «Беринг» и по личной инициативе добился подписания прошения о протекторате правителем (губернатором) острова Каумуалии, вассалом монарха Гавайского королевства Камехамехи I. Впоследствии монарх отказался ратифицировать договор. Шефферу удалось построить на острове три крепости (форты Елизаветы, Александра и Барклая), руины одной из которых — Елисаветинской — сохранились до наших дней. В марте 1817 г. к острову приплыли пять кораблей с вооруженными американцами и гавайцами и разгромили все русские фактории и плантации. Российских подданных посадили на один из русских кораблей и заставили отплыть.Прибыв в Санкт-Петербург, Шеффер представил правительству план занятия Россией одного из Гавайских островов, который поддержала Российско-Американская компания, но император Александр I отклонил проект

С именем Российско-Американской компании связаны первые в истории России попытки установить торгово-экономические отношения с Японией (см. Посольство в Японию Н.П. Резанова и Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского).

В 1804–1840 гг. Российско-Американская компания при содействии правительства организовала 25 экспедиций, в том числе 13 кругосветных, произвела значительные исследовательские работы на Аляске и Алеутских островах, в Беринговом и Охoтском морях.

Яркий след в истории компании оставил знаменитый полярный исследователь Ф.П.Врангель — главный правитель русских владений в Америке в 1829–1835 гг. и директор компании в 1840–1849 гг.

Первоначально Российско-Американская компания ещё сохраняла черты купеческого объединения, поскольку на вершине её управления находились представители крупного торгового капитала. К высшей управленческой элите компании относились директора, находившиеся в Главном правлении компании в Санкт-Петербурге, а также главные правители (управляющие) российскими владениями в Америке.

Первым главным правителем Русской Америки стал в 1802 г. А.А. Баранов, единственный представитель купеческого сословия на этой ответственной должности.В 1818 г. А.А. Баранов сдал обязанности правителя Российско-Американской компании в Русской Америке военному моряку, капитан-лейтенанту Л.А. Гагемейстeру[19]. С его отставкой и кончиной закончился «купеческий период»в истории Русской Америки, характеризующийся становлением гражданской власти и русского быта на американском континенте, закреплением за Россией приобретений нескольких поколений мореходов и купцов.

С этого времени (1816–1818)[20] пост главного правителя Русской Америки стал замещаться исключительно офицерами военно-морского флота, обычно в чине капитана 1-го или 2-го ранга, командовавших кораблями Российско-Американской компании. Естественная зависимость Российско-Американской компании от Морского ведомства получила свое логическое завершение.

В результате прихода к власти в русских колониях в Америке морских офицеров были ликвидированы многие права купеческой вольницы, улучшилось положение как русских, так и особенно местных жителей, в том числе алеутов и креолов, находившихся на службе компании. Вместе с тем, морские офицеры назначались правителями колоний на небольшие сроки, смотрели на свое пребывание в Америке как на временное явление. Образованные, честные и добропорядочные люди, они, как правило, не очень хорошо разбирались в коммерции, и экономическая составляющая дел компании после смены Баранова оставляла желать лучшего.

Приход к власти в Русской Америке морских офицеров был только началом качественного изменения высшего руководства Российско-Американской компании. Если первоначально руководство компании в колониях и в метрополии состояло исключительно из купцов, пусть и тесно связанных с государственными структурами (а в России иначе и быть не могло), то уже спустя двадцать лет после основания власть в колониях перешла в руки морских офицеров. Ещё через 15 лет только из них начинают рекрутироваться заместители директоров компании в Петербурге. Проходит ещё десятилетие и купцы окончательно теряют контроль над Главным правлением в Петербурге, а спустя десятилетие и вовсе исчезают из состава директоров компании. Такая эволюция была фактическим отражением трансформации самой компании, проделавшей за этот период путь от купеческой организации под эгидой Министерства финансов к государственному Департаменту по управлению заморскими территориями в виде своеобразного ответвления Морского министерства.

При учреждении компании в 1799 г. планировалось, что её Главное правление должно состоять из двух директоров, но уже в 1800 г. их число увеличилось до четырёх. Избирались они на общем собрании акционеров компании, имевших право голоса (то есть владевших не менее 10 акциями). Право быть избранными на пост директора получали только лица, владевшие не менее 25 акциями. Поскольку первоначально каждая акция стоила более 1 тыс. руб., то попасть в состав руководства компании могли только очень состоятельные люди. Власть директоров была весьма значительна, и простые акционеры не могли вмешиваться в их деятельность и оспаривать распоряжения: для этого необходимо было организовать общее собрание акционеров, что было достаточно непростым делом.

Основы влияния придворной знати и бюрократии на политику и дела компании были заложены в 1801 г. при переводе Главного правления из Иркутска в Санкт-Петербург. Это позволило сосредоточить большое число акций компании в руках столичного чиновничества, офицерства и царских сановников, которые уже к концу 1810-х гг. стали активно влиять на решения, принимаемые общим собранием акционеров — высшим органом компании. В 1804 г. был учреждён специальный временный комитет, в 1813 г. преобразованный в официально действующий совет, из трёх акционеров компании для решения политических вопросов, не подлежавших огласке. Один из членов этого органа не избирался, а назначался в обязательном порядке из состава Министерства иностранных дел. Первыми членами «политического комитета» Российско-Американской компании стали видные государственные деятели — морской министр адмирал Н.С. Мордвинов, заместитель министра внутренних дел граф П.А. Строганов и представитель МИД тайный советник И.А. Вейдемейер.Несмотря на это, крупные пакеты акций компании продолжали находиться в руках сибирского купечества.

 

Председатели совета директоров Российско-Американской компании

Деятель Годы
1 БулдаковМихаил Матвеевич 1799–1827
2 ПрокофьевИван Васильевич 1827–1844
3 Врангель Фердинанд Петрович 1844–1850
4 Политковский Владимир Гаврилович 1850–1866
5 Врангель Егор Егорович 1866–1867

 

Управляющие Российско-Американской компании

Деятель, годы жизни Годы
1 БарановАлександр Андреевич(1746–1819) 9 июля 1799 – 11 января 1818
2 ГагемейстерЛеонтий Андрианович(1780–1833) 11 января 1818 – 24 октября 1818
3 ЯновскийСемён Иванович(1788–1876) 24 октября 1818 – 15 сентября 1820
4 МуравьёвМатвей Иванович(1784–1826) 15 сентября 1820 – 14 октября 1825
5 ЧистяковПётр Егорович(1790–1862) 14 октября 1825 – 1 июня 1830
6 Врангель Фердинанд Петрович (1797–1870) 1 июня 1830 – 29 октября 1835
7 Купреянов Иван Антонович (1800–1857) 29 октября 1835 – 25 мая 1840
8 Этолин Адольф Карлович (1798–1876) 25 мая 1840 – 9 июля 1845
9 Тебеньков Михаил Дмитриевич (1802–1872) 9 июля 1845 – 14 октября 1850
10 Розенберг Николай Яковлевич (1807–1857) 14 октября 1850 – 31 марта 1853
11 Рудаков Александр Ильич (1817–1875) 31 марта 1853 – 22 апреля 1854
12 Воеводский Степан Васильевич (1805–1884) 22 апреля 1854 – 22 июня 1859
13 Фуругельм Иван Васильевич (1821–1909) 22 июня 1859 – 2 декабря 1863
14 Максутов Дмитрий Петрович (1832–1889) 2 декабря 1863 – 18 октября 1867

 

С середины 1840-х гг. высший управленческий аппарат Российско-американской компании окончательно превратился в специфическую полугосударственную структуру. Именно военно-бюрократическая монополия лучше всего соответствовала сложившейся в Российской империи феодальной общественно-политической структуре. Эта структура общественно-политических отношений достигла своего апогея к середине XIX в. и, в значительной мере исчерпав внутренние резервы своего развития, начала быстро сдавать позиции в пореформенной России. Управленческая элита не захотела учесть веяний новой капиталистической эпохи, и не смогла приспособиться к новым реалиям, переведя экономику Русской Америки на «капиталистические рельсы», что повлекло за собой ухудшение финансового положения компании в 1860-е годы.

Таким образом, процесс огосударствления и бюрократизации высшегоруководства компании явился одной из косвенных причин продажи Аляски США в 1867 г. и последующей ликвидации самой Российско-Американской компании. Однако у этого события были предпосылки и объективного геополитического характера.

В начале XIX в. на Аляску всё чаще стали проникать агенты американ­ских торговых пушных компаний[21]. Это побудило Россию упорядочить свои отношения с США в северо-западной части Америки. В 1808 г министр иностранных дел России Н.П. Румянцев направил американскому генеральному консулу в Петербурге Л. Гарресу ноту с предложением заключить между Россией и США специальную конвенцию. Однако состоявшиеся в Вашингтоне межгосударственные переговоры первоначально не дали желаемого результата.

Весной 1812 г. после длительных переговоров была подписана кон­венция между Российско-Американской и Американской меховой ком­паниями, основные положения которой гласили:

«Первое. Стороны обязались не мешать друг другу на уже осво­енных землях.

Второе. Стороны приняли на себя обязательства не продавать индейцам оружия.

Третье. Американская меховая компания приняла на себя обя­зательство снабжать русские колонии всем необходимым. В свою оче­редь Российско-Американская компания обещала не покупать у дру­гих (компаний и частных купцов)необходимые ей товары.

Четвертое. Взаимно помогать и содействовать друг другу, по­давать руку помощи.

Пятое. Меховая компания приняла на себя обязательство до­ставлять на своих судах промысловые товары Российско-Американской компании в Кантон, согласно установленному договором фрахту»[22].

Конвенция была заключена на четыре года, причем могла быть во­зобновлена на такой же срок, если «какие-нибудь обстоятельства не­ожидаемые не потребуют тогда перемены»5.

В декабре 1812 г. конвенция была утверждена. Однако Американ­ская меховая компания, грубо нарушая ее, доставляла в русские вла­дения товары по завышенным ценам и плохого качества. Иностранцы вели контрабандную торговлю с коренными жителя­ми, ловили рыбу в русских водах, снабжали аборигенов оружием и порохом, натравливали их на служащих факторий. В силу этого конвенция не была продлена.

Американский журнал «NorthAmericanReview» в 1818 г. признавал: «Американцы и англичане завистли­вым оком смотрят на великие успехи русских в той стране, а [так] как зверя год от года становится меньше, а спрос мехов в Китае с каждым годом умножается, то нетрудно предусмотреть, что скоро сообщество трех различных народов — русских, американцев и англичан — превратится в соперничество и явную вражду и тогда сила решит, в чьих руках останется тoрговля»[23].

Российско-Амери­канская компания нуждалась в эффективной помощи со стороны российского правительства. И меры вскоре были приняты.

По указу Сената от 4 сен­тября 1821 г. иностранным судам запрещалось приближаться к побережью русских владений ближе 100 итальянских миль, а также торго­вать с алеутами, индейцами, эскимосами и айнами. В случае наруше­ния этого требования суда иностранцев подлежали конфискации. Рыб­ный и китовый промысел в районе Алеутских и Курильских островов и северо-западного побережья Америки разрешался только русским. К берегам Америки был направлен русский военный корабль. Но под нажимом Англии и США эти ограничения были фактически отменены.

Весной 1824 г. была подписана первая русско-американская кон­венция, согласно которой граница между владениями России и США устанавливалась по 54°40' с. ш. Русские взяли на себя обязательство не селиться южнее этой параллели, а американцы — севернее. Конвенция также подтверждала владения США и Великобритании (до 1846 г.) вОрегоне.

В донесении Главного правления Российско-Американской компа­нии министру финансов Е.Ф. Канкрину от 17 февраля 1825 г. сообща­лось, что Великобритания пытается распространить свои приобретения до самого хребта Каменных гор /RockyMountains/ и что компания не имеет необходимых средств и возможностей, чтобы этому противостоять. Главное правление компании выказывало пожелание, чтобы Ка­менные горы стали границей обеих держав.

Согласно русско-английскому договору 1825 г. о разграничении владений в Северной Америке, граница между Русской Америкой и Британской Колумбиейпроходила по вершинам горна всем протяжении береговой полосы, принадлежащей России, от 54° с.ш. до 60° с.ш., на расстоянии 10 морских миль от кромки океана, учитывая все изгибы побережья. Линия русско-британской границы была в этом месте не прямой, как это было с линией границы Аляски и Юкона, а чрезвычайно извилистой. В том же году англичане основывают Ванкувер, который превращает форт Росс в анклав.

Отныне Российско-Американская компания не имела праварасши­рять свои владения на юге, а контрабандисты из разных стран получили новые возможности для проникновения в Русскую Америку.

После заключения русско-английской конвенции 1825 г. Российско-Американская компания окончательно сменила направление своей экспансии в Америке с южного на северное, так как продвигаться на юг она уже не могла (граница Русской Америки была четко зафиксирована по 54°40' с. ш. и перeсечьь её без серьезного международного скандала было невозможно). Кроме того, населявшие Юго-Восточную Аляску воинственные и независимые индейцы тлинкиты и хайда-кайгани, как и прочие племена северо-западного побережья Америки, издавна вели активную торговлю с американскими и английскими морскими торговцами. Поэтому у Российско-Американской компании не было никаких предпосылок на получение значительного количества мехов от аборигенов юга российских владений в Америке: выдержать иностранную конкуренцию она не могла, равно как и заставить индейцев Юго-Восточной Аляски продавать свои меха только русским.

Однако самое существенное состояло в том, что основа экономики российских колоний — калан, обитавший по северо-западному побережью, оказался к этому времени уже почти полностью истреблен — компании приходилось изыскивать новые источники пушнины.

Единственный выход заключался в усиленной скупке шкурок речного бобра и выдры у эскимосов на берегах Берингова моря и у индейских племен в глубинных районах Аляски. Но прежде чем приступить к развитию пушной торговли на севере, необходимо было хорошо изучить маршруты будущих торговых путей и мест, пригодных для строительства факторий компании, ознакомиться с запросами местного населения.

Таким образом, кризис пушного промысла на юге и в местах, уже освоенных компанией на территории Русской Америки, привёл к усилению исследовательской активности компании на севере со второй половины 1820-х гг.

В 1834 г. царское правительство объявило о запрещении свободно­го плавания иностранных судов в пределах русских владений, что не устраивало США. Посол США в Петербурге просил продлить действие конвенции 1824 г. на некоторое время, но его просьба была отклонена.

В то же время Российско-Американская компания, не желая идти на обострение отношений с британской Гудзонбайской компанией (Компанией Гудзонова залива), сдала последней в аренду на 10 лет (с 1 июля 1840 г.) полосу земли в 10 миль шириной вдоль берега моря от 54°40' с.ш. За это Гудзонбайская компания обя­залась выплачивать ей 2 тыс. выдровых (калановых) шкурок ежегодно[24].

 

 

Флаг Российско-американской компании Утверждён в 1806 г.императором Александром І. С предложением о создании такого флага выступил министр коммерции Н.П. Румянцев, который уделял особое внимание компании и лично финансировал несколько научных экспедиций. Компании предписывалось использовать флаг как крепостной и морской. Флаг имел три полосы: нижнюю красную, среднюю синюю и верхнюю более широкую белую. На белой полосе располагался двуглавый орел, держащий в когтях ленту с надписью «Россiйская Американская Компанiя». На груди орла располагался красный щит с изображением Святого Георгия.

 

Накануне Крымской войны (1853–1856) Главное правление Российско-Американской компании сумело заключить сепаратный пакт о нейтралитете с британской Гудзонбайской компании. Вследствие этого, русским владениям в Северной Америке удалось избежать в годы войны нападения англо-французской эскадры, которая пыталась захватить Петропавловск-на-Камчатке.

После первых успехов в освоении природных ресурсов Аляски и Алеутских островов Российско-Американская компания столкнулась с трудностями, преодолеть которые ей не удалось. Сословная структура российского общества препятствовала притоку переселенцев в Русскую Америку.

Не дало желаемого результата и специальное постановление российского правительства 1835 г. о так называемых колониальных гражданах, принятое по настоянию руководства компании. Согласно нему, пре­старелые и инвалиды, прослужившие в компании длительное время и имевшие семьи, получали в вечное пользование землю и пожизненную пенсию.

Из постановления (1835): «Вольнонаемных русских мещан и крестьян, находящихся в американских колониях по найму компании, кои женились на креолках и алеутках, и по болезненному состоянию здоровья, преклонности лет, долговременному там пребыванию, привычке к климату и образу жизни, или потому, что в долгое отсутствие из России лишились в ней ближайших родственников, предъявят компании желание там водворится и подадут о том письменные просьбы, селить по Кенайскому берегу Америки или где признает главное компании правление, но внутри российских владений».

Служба матросов на компанейских судах была не менее тяжелой, чем у«работных людей». При недостаточном питании, отсутствии элементарной медицинской помощи, в условиях сурового климата физические ресурсы человека быстро истощались. Число «колониаль­ных граждан» в Русской Америке к 1860 г. не превышало 200–250 человек. Креолов насчитывалось около 1,5 тыс. человек. В 1821 г. их причислили к подданным Российской империи и освободили от повинностей и уплаты налогов.

«Иностранные китоловы, посещая Берингово и Охотское моря, промышляют китов не только во всяком расстоянии от принадлежащих России берегов и островов, — отмечал современник середины ХIX в. — но и во внутрен­них морях, заливах, бухтах и проливах, приезжают к русским владе­ниям без дозволения начальства, производят торговлю с туземцами и нередко дозволяют себе на берегу разные своевольства и даже грабежи в туземных селениях»[25].

Усиле­ние же экспансии западных держав в северной части Тихого океана создавало непосредственную угрозу дальневосточным владениям Рос­сии. Требовалось принять очередные срочные меры по укреплению их безопасно­сти, но русское правительство и Российско-Американская компания, в монопольном владении которой находились эти земли, не имела для этого необходимых сил и средств.

В условиях ликвидации последствий Крымской войны, курса на проведения широких преобразований в российском обществе, необходимости освоения недавно присоединённой огромной территории Приамурья и Приморья, последующей экспансии России в Среднюю Азию содержание и охрана американских владений стали восприниматься российским правительством как излишнее финансовое бремя. К этому времени реальных доходов государствуРоссийско-Американская компания не приносила, а, напротив, постоянно требовала правительственных субсидий.

В 1867 г. Аляска и все русские владения в Америке были проданы США правительством Александра II за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. руб.). Ещё ранее, в сентябре-декабре 1841 г. форт Росс был продан гражданину Мексики Джону Саттеру за 30 тыс. долларов (с рассрочкой на четыре года, деньги так и не были выплачены).

Инициатором продажи Аляски выступило Министерство финансов во главе с М.Х. Рейтерном, направившее императору Александру II специальную записку от 16(28) сентября 1866 г., в которой указывало на необходимость строжайшей экономии государственных средств и отказа от разного рода субсидий. Кроме того, Рейтерн подчеркивал, что для нормального функционирования финансовой системы империи требовался трёхлетний иностранный заем по 15 млн. руб. в год. В этих условиях получение даже части этой суммы представляло для правительства определённый интерес. Продажа Аляски смогла бы обеспечить значительную часть указанной суммы, одновременно избавив казну от обременительных ежегодных дотаций Российско-Американской компании в размере 200 тыс. руб. серебром.

К практической реализации этого проекта правительство приступило после приезда из Вашингтона в Петербург российского посланника Э.А. Cтекля, активно лоббировавшего уступку Аляски США. После его встреч с великим князем Константином Николаевичем и Рейтерном, последний представил канцлеру А.М. Горчакову 2(14) декабря 1866 г. записку о целесообразности сделки с США. Аналогичная записка была представлена главе МИДа князю А.М. Горчакову и от Морского министерства во главе с великим князем Константином, который был ярым сторонником идеи скорейшей русской колонизации земель Приамурья и Приморья.

16(28) декабря 1866 г. состоялось особое (секретное) заседание во главе с императором Александром II, на котором присутствовали великий князь Константин, Горчаков, Рейтерн, Стекль и вице-адмирал Н. К. Краббе (отМорского министерства). Все участники совещания единогласно высказались за продажу Аляски США.

 После этого Стекль немедля, уже в январе 1867 г., покинул Санкт-Петербург, а 15 февраля прибыл в Нью-Йорк. В марте 1867 г. начались непродолжительные переговоры, а сам договор о продаже Россией Аляски был подписан 18 (30) марта 1867 года. Вели переговоры и подписали соглашение русский посол в Вашингтоне барон Эдуард Андреевич Стекль и Уильям Генри Сьюард, госсекретарь США в 1861–1869 гг. при правительствах президентов А. Линкольна и Э. Джонсона[26]. И только 7(19) апреля 1867 г. о заключении сделки было оповещено руководство Российско-Американской компании (как о свершившемся факте).

В советской историографии господствовала негативная оценка этого исторического факта: «…В данном случае национальные интересы России были принесены в жертву политическим расчётам царского правительства». Подчеркивалось, что американскому правительству 1 км² приобретённой земли обошёлся по цене около 5 долларов (или 5 центов за гектар)[27], что это была чисто коммерческая сделка, не лишённая коррупционной составляющей в русском правительстве.

Однако российское правительство того времени руководствовалось реальным положением дел в этом регионе.Будучи не в состоянии обуздать притязания американских и англий­ских компаний, предпринимателей и контрабандистов, русские власти с середины ХIX в.проводили очень осторожную политику в северной части Тихого океана, ограничиваясь протестами и требованиями о прекращении промыслов. В условиях усилившегося экспансионизма американской внешней политики (приобретение Луизианы, присоединение Техаса, Орегона и Калифорнии) военный захват Русской Америки был вполне возможен.

В 1860 г. У. Сьюард, соперничая с А. Линкольном за право быть выдвинутым на президентский пост от Республиканской партии, выступил с речью, в которой заявил, чтолатиноамериканцы, англичане и русские своей деятельностью на американском континенте лишь закладывают основы для будущих Соединённых Штатов Америки со столицей в городе Мехико.

Необходимо также учитывать, что рубль и доллар того времени обладали иной чем сейчас реальной стоимостью. Богатые россыпи золота и огромные запасы нефти на Аляске будут обнаружены позднее совершения российско-американской сделки. Первоначально в США приобретение Аляски было встречено без особого восторга. Президент Э. Джонсон и госсекретарь У. Сьюард подверглись критике прессы. Подконтрольная оппозиционной Демократической партии пресса пыталась инициировать расследование по поводу имевшихся фактов подкупа русскими дипломатами американских чиновников. Но скандал быстро замяли. Мировое общественное мнение того времени тоже склонялась к тому, что заключённая сделка более выгодна России. В настоящее же время Аляска в последний понедельник марта празднует День Сьюарда.

Несмотря на важность приоритета в географических открытиях, основу современных международных отношений составляют договоры о территориальном разграничении. Поэтому никаких территориальных претензий к США Россия не имеет.

Русское наследие Аляски

Продажа Аляски не означала, что Российско-Американская компания ликвидируется, она просуществовала до 1881 г., выплачивая дивиденды до 1888 года.

В официальном списке имеющих право покинуть колонии за государственный счёт было 812 служащих Российско-Американской компании и членов их семей. Колониальные граждане и креолы право выезда с Аляски за государственный счёт не получили.

В 1867 г. в Петербурге работал Комитет по вопросам продажи Аляски. Так как у компании оставалось несколько факторий в Сибири и Приамурье, то о колониальных гражданах и креолах в записке Комитета говорилось: «Всего удобнее переселить их в Приамурский край с сохранением им пожизненно теперешних их прав и предоставлением других льгот и пособий по усмотрению правительства. Мера эта представляется выгодной потому, что она соответствовала бы видам правительства о заселении Приамурского края, уменьшила бы значительно издержки по переселению и добавила бы этому краю работников, привыкших к тамошнему климату». Точных данных о количестве переселённых в Приамурский край нет, предположительно туда было переселено не менее 100 человек.

Первая группа служащих и чиновников компании покинула Ново-Архангельск 1 ноября 1867 г. на американском судне «Джон Л. Стефенс», которое шло до Сан-Франциско, оттуда служащие должны были отправиться в Россию через Панаму и Нью-Йорк.Следующая группа из 168 человек выехала в Россию 14 декабря 1867 г. на судне «Царица», которое следовало в Крондштадт через Лондон. Затем 1 января 1868 г. 69 солдат и офицеров Ново-Архангельского гарнизона выехали в Николаевск-на-Амуре на судне компании «Нахимов». Так как компания лишилась права использовать свой флаг сразу же после продажи Аляски, то это судно шло под американским флагом и под другим названием. Группа, состоящая из колониальных граждан и креолов, выехала 24 апреля 1868 г. в Николаевск-на-Амуре на судне «Император Александр II». Последняя группа русских (более 300 человек) покинула Ново-Архангельск 30 ноября 1868 г. на специально купленном для этих целей судне «Крылатая стрела», которое следовало в Крондштадт.

На Аляске в 1869 г. оставалось около 200 русских, более 200 колониальных граждан и свыше1,5 тыс. креолов. Все эти люди были носителями русских культурных традиций, для колониальных граждан русский язык был родным, а большинство креолов были двуязычны. В 1870 г. на Аляске проживало 483 русских и 1,4 тыс. креолов, в 1880 г. — 430 русских и 1,7 тыс. креолов. [По переписи 1880 г. многие русско-аборигенные семьи были причислены к креолам].

После продажи Аляски креолы и даже некоторые русские были отнесены к категории «нецивилизованных племён» и находились в этом статусе до 1915 г., когда их приравняли в правах к американским индейцам. Лишь в 1934 г. креолы вместе с другим коренным населением США получили статус американских граждан.

Бывшие колониальные граждане и креолы проживали совместными компактными группами в нескольких посёлках на Кенайском полуострове.

Начиная с 1835 г. колониальным гражданам и креолам разрешалось селиться на острове Афогнак, в селение Узенькое на острове Еловый и в селении Нинильчик на Кенайском полуострове. С 1844 г. — в ряде других селений на Кенайском полуострове: Качемак, Касилов, Кенай, Кнык, Матануска и в посёлке Российском на противоположном берегу Кенайского залива. Все эти селения были основаны гораздо раньше и некоторые из них до переименования в 1844 г. носили русские названия: Качемак — Александровский редут (крепость, форт) в Сельдевой бухте, Кенай — Николаевский редут. Предполагалось, что население этих посёлков будет заниматся огородничеством и скотоводством. Создавая сельскохозяйственные поселения, Российско-Американская компания рассчитывала иметь постоянный источник сельхозпродукции, недостаток которой постоянно ощущался в Русской Америке. Кенайский полуостров для создания таких поселений был выбран не случайно, здесь самые благоприятные климатические условия на Аляске.

Из общего ряда этих селений выделяется посёлок Нинильчик. Туда была переселена большая группа переселенцев после ликвидации форта Росс (53 русских, 82 креола, 51 алеут и несколько калифорнийских индеанок). Здесь бо́льшая часть населения состояла из русских, меньшая — из креолов. Все население Нинильчика сохраняло русский язык как родной до начала II мировой войны. Основным занятием жителей поселка было разведение крупного рогатого скота и огородничество. В посёлке была небольшая часовня, при которой церковнослужитель учил детей русской грамоте. Дорог в другие посёлки не было, вся связь с внешним миром осуществлялась по воде. После продажи Аляски Нинильчик оказался отрезанным от внешнего мира, оставаясь на долгие годы«заповедником» русской культуры. Ни один корабль не заходил сюда с 1867 по 1894 г. (в течение 27 лет!).

Кроме Нинильчика, влияние русской культуры в наибольшей степени сохранялось лишь в Кенае (современный Сьюард), где с 1844 г. находилась Кенайская православная миссия, и в Ка́дьяке, расположенном на одноимённом острове. Здесь сосредоточились те, кто не смог быстро приспособится к новому, американскому образу жизни. Они вели патриархальный образ жизни, занимались рыболовством, огородничеством и скотоводством.

В других посёлках Кенайского полуострова после продажи Аляски русский язык довольно быстро вышел из употребления. Креольское население этих посёлков либо переходило на местные языки, либо изучало английский.

Классический пример подобной эволюции — Ситка (бывший Ново-Архангельск) — главный оплот русской культуры в Америке. Первоначально, первые пять лет после продажи Аляски, Ситха оставалась тем центром, где была сосредоточена бо́льшая часть русско-креольского населения Аляски. Однако в начале 1870-х гг. ситуация резко изменилась, те русские и креолы, которые не захотели или не смогли выехать в Россию, стали активно покидать город в поисках работы. Из них 123 человека обратились к русским властям с просьбой оказать содействие в возвращении в Россию. Однако в переселении на родину за государственный счёт им было отказано и предложено на свой счёт переехать в Сан-Франциско, где они могли рассчитывать на помощь русского вице-консула при дальнейшем возвращении в Россию.

После продажи Аляски бо́льшую часть имущества Российско-Американской компании скупила компания из Сан-Франциско «Хатчисон и К°», вскоре переименованная в Аляскинскую коммерческую компанию. Она немедленно возобновила пушной промысел и охотно принимала на службу русских и креолов. Уже в конце 1860-х гг. в её главном офисе в Сан-Франциско работали выходцы с Аляски А. Веретенников и И. Архимандритов. За счет компании проводилось обучение английскому языку нескольких мальчиков из числа местных жителей.

Бо́льшая часть русских и креолов постепенно американизировалась. Некоторые предпосылки для этого были заложены еще во времена Русской Америки, когда в 1859 г. в общем училище Ново-Архангельска стали преподавать английский язык. Со временем большинство русских и креолов поступали на службу в американские компании и расселялись по всему западному побережью США. Самые многочисленные русские колонии в конце XIX в. были в Сиэтле и Сан-Франциско, здесь проживало по несколько сот человек. Калифорния была хорошо известна русским еще со времен существования здесь селения Росс. Кроме того, здесь находилась резиденция российского вице-консула. Русские, приезжавшие в Сан-Франциско, устраивались приказчиками и агентами в Аляскинскую и другие торговые компании, плавали матросами на судах, ходившими между Ситхой и Сан-Франциско, некоторые открывали собственное дело.

И, конечно же, русская культура в Америке во многом базировалась на деятельности Русской православной церкви. Именно православные миссиибыли и долгое время оставались главными проводниками русской культуры среди местного населения.

К моменту продажи территория Аляски административно входила в епархию Камчатскую, Курильскую и Алеутскую. На самой Аляске существовали Ситхинский и Уналашкинские округа и три миссии (Кенайская, Нушагакская и Квихпакская).

В 1870 г. митрополит Московский и Коломенский Иннокентий /Вениаминов/, который долгое время был православным миссионером на острове Уналашка и в Ново-Архангельске (1824–1838) и первым епископом Камчатским, Алеутским и Курильским (1840–1868),настоял в Синоде на создании отдельной Алеутской и Аляскинской епархии с кафедрой в Сан-Франциско. Первым архиереем новой епархии стал епископ Иоанн /Митропольский/, который в 1872 г. перевёл архиерейскую кафедру из Ситхи в Сан-Франциско. В 1874 г. здесь была открыта церковно-приходская школа, в которой преподавали протоиерей В. Вечмотов и священник А. Делигенский.[Одним из первых переселился в Сан-Франциско ново-архангельский священник Николай Ковригин, здесь он открыл домовую церковь для православных прихожан].

В 1876 г. церковно-приходские школыбыли открыты на Уналашке, на о. Св. Павла и Св. Георгия; в 1878 г. — в Кадьяке и Нушагаке; в 1879г. —в селении Бельковское; в 1880 г. —в Ситке; в 1893 г. — в Кенае. В этих школах наряду с церковными дисциплинами изучали русский язык, а в некоторых также обучали читать и писать на местных языках.

В 1893–1903 гг. русская церковь издала 18 наименований православных книг (14 в Америке, 4 в России) на языках коренного населения Аляски, что способствовало широкому распространению православия среди местного населения. В настоящее время в районах наиболее хорошо освоенных в своё время русскими (на Алеутских островах, о. Прибылова, Кадьяк и Ситха) бо́льшая часть местного населения исповедует православие и рассматривает его как составную часть своей традиционной культуры (свою церковь они называют «алеутской церковью», а свою веру «алеутской верой»).

Местные общины уделяют большое внимание благоустройству церквей, сохранению церковной утвари и книг. Священники на островах по происхождению — из местного населения. Все они в той или иной степени владеют русским языком, так как ещё в 1970-е гг. служба велась на русском языке. Повсеместно отмечаются церковные праздники (в Рождество дети ходят из дома в дом с большой рождественской звездой). Свадьбы справляют по церковным канонам со сватовством и венчанием. Нормам и традициям православной церкви соответствует и погребальный обряд.

Влияние русской духовной культуры среди населения современной Аляски проявляется также в языковых заимствованиях и в распространённости  русских имён и фамилий.

Современный американский исследователь М. Краусс отмечает: «Русское влияние на языки коренного населения можно точно измерить числом заимствованных русских слов, употребляемых в настоящее время; большинство из них существительные, определяющие новые предметы материальной культуры». По его данным в настоящее время алеуты используют около 400 русских слов, тихоокеанские эскимосы — более 300, эскимосы Бристольского залива — около 190, индейцы-танайна — более 300, индейцы-тлинкиты — только 9 слов.

Однако здесь необходимо иметь ввиду, что активные контакты между носителями этих языков прекратились более ста лет назад и в ряде местных языков отсутствуют некоторые звуки русского языка. Поэтому русские слова претерпелизначительную трансформацию,что затрудняет лингвистические исследования зарубежных исследователей, для которых, как правило, ни русский, ни местные языки не являются родными.

Например, ни американская исследовательница Ф. де Лагуна, ни её информаторы индейцы-тлинкиты не смогли дать объяснение слову «савак», являющемуся синонимом тлинкитского названия собаки —«кетл». Здесь мы имеем дело с заимствованием русского слова (в связи с отсутствием в языке тлинкит звука «б» он заменился на «в»). Современные эскимосы называют индоевропейцев словом «кассак», в котором довольно легко узнать русское слово «казак». Русских они называют «кассак пиак» — «настоящий казак».

По данным американца М. Краусса кадьякцы и индейцы-танайна подверглись примерно одинаковому влиянию русской культуры. Однако все русские источники свидетельствуют, что русское влияние среди кадьякцевбыло гораздо сильнее, чем среди танайна.

Наличие русских имен и фамилий у аборигенов объясняется тем, что с XVIII в. при крещении им давались имена и фамилии крестных отцов. После появления на Аляске православных миссионеров (с 1794 г.) русские фамилии при крещении уже не давались, а только имена. Фамилией становилось местное имя окрещённого аборигена.Например, в 1806 г. были крещены пять тлинкитов, которые получили имена и фамилии: Никострат Лькайна, Никтополион Тыгике, Нирс Шукка, Наркис Ельк и Неон Кашкинат.

Русские фамилии давались аборигенам крайне редко и только тем из них, кто длительное время состоял на службе в Российско-Американской компании. Так, Никострат Лькайна со временем превратился в Никострата Гедеонова. Свою русскую фамилию он получил по имени священника, который его крестил.

Также русские фамилии аборигены получали в случае межэтнических браков – русских и креолов с одной стороны и аборигенов с другой. В настоящее время, именно благодаря креольским семьям, русские фамилии широко распространены на Алеутских островах, на Кадьяке и в некоторых эскимосских селениях, но практически полностью отсутствуют среди православных атапасков и тлинкитов. У всех современных коренных жителей Аляски, имеющих русские фамилии, были русские предки. Свои русские имена и фамилии современные аборигены рассматривают как часть своей традиционной культуры.

Вещественные памятники русского периода в быту давно не используются, а если и сохраняются,то как семейные реликвии и сувениры (например, самовары). У многих есть иконы, в большинстве случаев это современные бумажные образа́, но встречаются и старинные иконы, сохранившиеся с XIX века.

Те, кто имеет какие-то редкие вещи, прекрасно сознают их культурную и историческую ценность. Так, у индейцев в тлинкитском селении Якутат до середины ХХ в. сохранялись медная пушка, котелок, шпага с ножнами. Как утверждают индейцы, эти вещи были захвачены во время разгрома русской крепости в заливе Якутат в 1805 г. и принадлежали её коменданту С.Ф. Ларионову.

В начале ХХ в. у ситхинских тлинкитов хранились медная ручная пушка, медный щит, металлических двухглавый орёл, серебряные медали времён Александра I, а также кафтан и треуголка, подаренные по повелению Николая I тлинкитскому вождю Кухкaну в 1842 году. Кроме того, у индейцев имелось большое количество документов, полученных ими от чиновников компании.

В конце XIX в. в форме жилища коренного населения Аляски без труда можно было заметить русское влияние. На Кадьяке и Алеутских островах форма жилищ была полностью заимствована у русских. Здесь сооружались сделанные из бревен небольшого размера дома, с окнами и дверными проемами, с двухскатной крышей. Перед входом в дом обязательно сооружали сени, которые до настоящего времени у алеутов называются «коллидор». У тлинкитов большие многосемейные дома стали разделять на комнаты для отдельных семей. Перед входом в дом появилось крыльцо, а вместо звериной шкуры, которой раньше завешивали вход, начали использовать деревянную дверь на петлях. Широко использовалась форма мебели, заимствованная у русских: нары, лавки, сундуки, столы. Некоторые виды одежды также появились под влиянием русских. В конце XIX в тлинкитки повсеместно использовали платки, завязывавшиеся под подбородком, а индейцы залива Якутат — головные уборы похожие на фуражки. Постепенно эти вещи заменялись современными, американскими.

В тех районах, где позволяли климатические условия, коренное население Аляски переняло у русских огородничество, а в некоторых местах и скотоводство (в отдельных местах на Кадьяке и Алеутских островах разводили свиней). Картофель, наряду с рыбой и мясом, стал основным продуктом питания, а чай — традиционным напитком местного населения.

Наиболее сильное влияние русской культуры из всех народов Аляски испытали алеуты. К середине XIX в. бо́льшая часть алеутов была двуязычна и владела родным и русским языком. Многие были грамотными и могли читать и писать не только по-алеутски, но и по-русски. После продажи Аляски алеуты продолжали вести такое же традиционное хозяйство, как и раньше. Его основой по-прежнему был морской зверобойный промысел и рыболовство. Шкуры пушных животных теперь продавались не Российско-Американской компании, а различным американским фирмам.

С конца XIX столетия американское правительство стало проводить на Аляске политику усиленной ассимиляции местного населения. Активным проводником такой политики был бывший пресвитерианский миссионер Ш. Джексон, который в 1885–1908 гг. являлся уполномоченным по образованию на Аляске. Он выступал против обучения детей местного населения на родных языках и против их употребления в церковной службе. Лучшим способом американизации Ш. Джексон считал открытие публичных школ, где детям прививался стереотип поведения и понятий европейского человека.

Первая американская школа на Алеутских островах была открыта на острове Унга в 1886 г., следующая — в 1890 г. на острове Уналашка. Первоначально эти школы находились под управлением методистского миссионерского общества США. Что касается русских церковно-приходских школ, то их стали закрывать в принудительном порядке, так как они не соответствовали политике ускоренной американизации. Во многом, благодаря этому, местное населения стало рассматривать православие и сохранившиеся русские обычаи (сватовство, празднование именин, посиделки с чаепитием, парные бани и др.) как черты своей национальной культуры.

Быстрее других подверглись американизации алеуты острова Уналашка, где уже в 1880-е гг. возник крупный порт Датч-Харборт, и на остров приехало большое количество пришлого населения. Медленнее всех — на островах Прибылова, где Аляскинская коммерческая компания оставила без изменения методы эксплуатации алеутов со времен Российско-Американской компании и мало вмешивалась во внутренние дела местной общины.

В 1890-е гг. на островах Прибылова многие алеуты говорили по-русски. Служба в церкви велась на церковнославянском языке. Почти все мужчины умели играть в шахматы, некоторые играли на гармошке и скрипке. В рационе сохранялись русские блюда, в частности, мясные блюда из свинины и чаепитие из самовара. Фамилии и имена у всех были русскими. Ещё в 1970-е гг службу в церкви на острове Св. Павла алеутский священник Михаил Лестенков вёл на церковнославянском языке.

Также необходимо отметить, что в настоящее время в общественно-политическом (социальном) восприятии американцев к алеутам очень часто относят эскимосов острова Кадьяк, полуострова Аляска и побережья залива Принс-Уильям, то есть кадьякцев и чугачей. К этим двум народам применяется один этноним «алутиик», что является словом «алеут» в местном произношении. Термин «алеут»в современной Америке связан с существованием определенного социального самосознания: быть алеутом сейчас означает быть потомком аборигенов края с примесью русской крови, носителем смешанной аборигенно-русской культуры, исповедовать православную веру.

Перечень и краткий обзор памятников культуры и истории, сохранившихся от русского периода на Аляске.

Современный город Кадьяк был основан А.А. Барановым в 1793 году. От русского периода здесь сохранилось единственное здание — Дом Баранова, бывший склад для хранения мехов. Сейчас здесь находится исторический музей, в котором представлены предметы быта русских поселенцев: наковальня, пилы, топоры, гвозди, котлы, подсвечники, предметы вооружения XIX в., русский флаг. Другой музей размещен в здании православной семинарии. Здесь можно увидеть различную церковную утварь, редкие иконы, колокол, отлитый на Аляске в 1812 г., а также ряд предметов этнографического содержания, в частности, старинную алеутскую байдарку.

Недалеко от Дома Баранова находится православная церковь Воскресения Христова с голубыми куполами. Она стоит на месте старинного храма, сгоревшего в 1942 году. В пожаре погибли не только сам храм, церковная утварь, старинные иконы, но и часть церковного архива, который хранился здесь с конца XVIII века. В 1964 г. на Аляске произошло землятресение, вызванная им гигантская волна-цунами почти полностью смыла центральную часть города. Остались неповрежденными только Дом Бaранова и православная церковь, построенные на возвышенностина скальном грунте.

Ситка, в прошлом столица Русской Америки город Ново-Архангельск, была основана в 1804 г. А. Барановым. К историческим памятникам Ситхи относилась «скала Баранова», на которой в свое время стоял дом главного правителя Русской Америки. Эта скала была взорвана во время Второй мировой войны при строительстве оборонительных сооружений. На берегу залива есть камень, охраняемый как реликвия. Согласно легенде, Баранов любил вечерами сидеть на этом камне, смотреть на море и острова.

В центральной части города находится небольшая площадка, не залитая асфальтом, здесь стоит тотемный столб, а вокруг него старинные якоря и пушки. Также старинные пушки установлены на небольшом валу, вблизи того места где когда-то стоял дом главного правителя колоний. На пушках отчетливо видны даты отливки — 1801 и 1835 годы.

Из построек русского периода сохранился «Епископский дом», в котором ныне размещается музей Иннокентия /Вениаминова/. В музее воссозданы жилые комнаты владыки Иннокентия, здесь можно увидеть его библиотеку, церковное облачение, старинные иконы. Экспонируется стол с потайными ящиками, сделанный собственноручно Иннокентием /Вениаминовым/. Вблизи от музея расположен православный Свято-Михайловский собор, он стоит на месте старинной церкви, сгоревшей в 1966 году. В соборе много церковной утвари из золота и серебра, украшенной драгоценными камнями, имеется большое количество икон XVIII–XIX вв., из них наибольший интерес представляет икона Богоматери, выполненная известным русским художником В. Боровиковским.

К историческим местам Ситхи относится и старое русское кладбище. Во время II мировой войны через него была проложена дорога, поэтому надгробных памятников XIX в. почти не осталось, за исключением могилы княгини Аглаиды Максутовой — жены последнего правителя Русской Америки.

Поселок Нинильчик (дата его основания неизвестна) дольше других сохранял влияние русской культуры. Когда в 1935 г. в Нинильчике была открыта первая американская школа, ее учителя столкнулись с серьезной методической проблемой —  никто из детей не знал английского языка, все говорили только по-русски. В 1939 г. в поселке проживало 132 человека. В1930-е гг. с поселком было установлено воздушное сообщение, а после II мировой войны проложена железная дорога. Постепенно старый уклад жизни стал разрушаться, и молодое поколение перешло на английский язык.

В настоящее время поселок превращен в исторический заповедник. При входе в Старый поселок вывешена надпись: «Нинильчик. Уникальное историческое место. Ходите пешком». В нём расположены несколько старых, покрытых щепою бревенчатых изб, покосившиеся сараи, кучи напиленных дров, лодка вверх дном, зарастающая дорога поднимается в гору к церкви. Рядом со Старым поселком построен Новый, где живут потомки первых поселенцев. Это семьи Осколковых, Расторгуевых, Алексеевых, Квасниковых. У многих уже американские фамилии Маккал, Лемэн, Купер, Портер. Молодое поколение с трудом может вспомнить с десяток русских слов, но еще в начале 1990-х г. в посёлке было два человека, свободно владеющих русским языком.

Посёлок Уналашка был основан в 1796 г. на месте алеутского селения Иллюлюк. Здесь находится самая старая из сохранившихся деревянных церквей Аляски, построенная в 1825–1826 гг. под руководством Иннокентия /Вениаминова/. В церкви имеется множество старинных икон, церковной утвари и книг религиозного содержания, в том числе два Евангелия 1821 г. и первое издание Евангелия на алеутском языке 1840 года. Оно украшено миниатюрными иконами на эмалевых вставках, в тексте есть пометки, сделанные рукой владыки Иннокентия для чтения годовых служб.

Многие иконы очень тёмные, на них почти не видно ликов святых. Перед эвакуацией в 1942 г. алеуты закопали в землю все церковное имущество, включая и иконы. Для сохранения икон под землёй их покрыли лаком для мебели. Когда после войны откопали иконы, обнаружилось, что иконы сильно почернели, а изображения святых различаются с трудом. В настоящее время у большинства жителей поселка американские имена и фамилии, но сохраняются и русские (Тутяковы, Громовы, Черепановы, Лекановы).

Поселение Никольское возникло на месте алеутского селения Самонах на острове Умнак. В первой половине XIX в. Никольское было перевалочной базой для судов Российско-Американской компании, здесь находились склады компании. В 1826 г. Иннокентий /Вениамино/ начал строить в поселке часовню, которая достраивалась алеутами под руководством Василия Крюкова.

В 1970 г. в поселке проживало 52 алеута. Наиболее распространенные алеутские фамилия — Душкины, Ермиловы, Суворовы, Черкесены, Талановы, Крюковы, Безъязыковы, Меркульевы. В середине ХХ столетия в поселке жил алеут Афиноген Ермилов, который знал как алеутский, так и русский языки и мог на них читать и писать. В поселке имелась баня, построенная в русских традициях.

В иконостасе местной церкви сохранялись иконы XVIII–XIX вв., в том числе писаные алеутом Василием Крюковым в духе русской академической школы. Е. Окладников отмечал: «Представляет интерес икона Николая Чудотворца — престольная икона храма в Никольском, одетая в серебряную ризу, превосходный образец стиля борокко. И что наиболее важно, риза была датирована 1794 годом… Точь-в-точь такие ризы ковали в старом Иркутске тамошние искусные мастера серебряного дела. Их ювелирной работы изделия были известны далеко за пределами города. Судя по описаниям они украшали и древнюю Зашиверскую церковь, через которую шли пути дальше на север и восток Сибири, вплоть до Америки».

Алеутский поселок Атха был основан в 1826 г. на одноименном острове. Алеуты Атхи наряду с населением Прибыловых островов и Уналашки подверглись наиболее сильному влияния русской культуры. В середине ХХ столетия здесь проживало 66 алеутов, треть из которых составляли переселенцы с о. Атту. Бо́льшая часть населения носит фамилии Лоханиных, Невзоровых, Голых, Снегиревых. У некоторых были американские имена, но у большинства преобладали русские (Прасковья, Ольга, Елена, Василиса, Сидор и т.д.).

От русского периода истории в быту алеутов сохранились обычаи посиделок и некоторые рецепты русских блюд. Описание посиделок Т.Бенком: «Алеутки занимаются однообразной домашней работой: стряпают, стирают, чистят рыбу и ходят в гости. Визиты составляют важный ежедневный ритуал, которым увлекаются мужчины и женщины, взрослые и дети. Он заключается в том, что гость приходит и усаживается. Визит может проходить либо при полном молчании, либо перемежаться беседой, прерываемой длинными глубокомысленными паузами. В любом случае хозяин потчует гостя чаем. В каждом алеутском хозяйстве непременно имеется чайник с крепко заваренным чаем, который стоит на плите и медленно, часами, заваривается. Его наливают гостю в чашку и разбавляют кипятком. По правилам вежливости, во время визита, длящегося обычно от получаса до нескольких часов, должны быть предложены и выпиты две чашки чаю. После этого гость отодвигает от себя чашку и, выражая благодарность, уходит…».

Русская православная миссия — это бывшее эскимосское селение Икогмют. Здесь в 1845 г. была организована Квихпакская православная миссия, первая во внутренних районах Аляски. Возглавил миссию священник Яков /Нецветов/, который оставался здесь до 1863 года. В настоящее время все население поселка православное, в 1970 г. здесь проживало 148 человек потомков креолов и эскимосов. Большая часть населения поселка принадлежала к семьям Бельковых, Ивановых, Павловых.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!