Вопрос 40. Наука как социальный институт: научное сообщество и научный этос.



Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающее­ся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы, учреждения. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Наука как социальный институт включает в себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. Этос - комплекс норм и ценностей, воспроизводящихся от поколения к поколению и являющиеся обязательными для человека науки. Этос очерчивает круг допустимого возможного поведения в рамках науки как социального института. Научный этос связан с организацией отношений в научном сообществе, он конституирует, интегрирует и (важно) обеспечивает автономию научного сообщества. Общество не может и не должно вмешиваться в дела ученых, но ученые не могут и не должны вмешиваться в вопросы морали, богословия, политики и т. д. Сами участники научного сообщества делают вывод об адекватности их исследований и результатов по отношению к реальности, а не люди со стороны. Так научный этос развивался со времён первых научных сообществ (начало XVII века). Впервые научный этос описал Роберт Мертон в работе «Нормативная структура науки» (1942). Исходя из того, что истина есть главная ценность науки, он выделил следующие нормы:

1. универсализм -- убеждение в том, что изучаемое наукой явление происходит повсюду одинаково и истинность научных суждений должна оцениваться независимо от пола, расы, возраста и т. д.;

2. коллективизм -- научное знание свободно становится общим достоянием;

3. незаинтересованность -- первичным стимулом действий учёного является бескорыстный поиск истины; признание, вознаграждение есть следствия, а не цель;

4. организованный скептицизм -- каждый учёный несёт ответственность за то, что сделано им и его коллегами, и то, чтобы его оценки стали достоянием общественности. Нельзя слепо верить авторитету предшественников. С одно стороны уважение необходимо, но и скептическая оценка тоже должна иметь место.

В этосе имеется механизм контроля за соблюдением норм. В научном этосе главная позитивная санкция -- признание коллег, а негативная -- игнорирование. По Мертону: если исследователь соблюдает правила, то он настоящий ученый.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО обозначает совокупность ученых, исследователей, которые придерживаются сходных взглядов на сущность и цели науки. Научное сообщество может считаться и группа ученых, исследующих определенную проблему. Понятие «Научное сообщество.» ввел в научный оборот Полани, однако лишь с появлением работы Т. Куна «Структура научных революций», оно вошло не только в терминологический аппарат дисциплин, изучающих науку, но и в общенаучный лексикон. Согласно Куну, научное сообщество - это группа ученых, которые признают одну парадигму. Поэтому, например, астрологи, экстрасенсы и пр. не могут входить в современное Научное сообщество. По этой же причине парадигма часто отвергает новаторов, т.е. таких ученых, которые претендуют на обсуждение и изменение самих основ парадигмы. До появления понятия «Н.с.» в философии науки прямо не обсуждалась проблема исторического субъекта научной деятельности. Неявным образом наличие носителя знаний, конечно, подразумевалось, но исключительно как абстрактного, обезличенного субъекта. Развитие знания понималось как смена научных идей, появление новых фактов, экспериментов и т.п.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 891; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!