Вопрос № 43. Специфика методов социально-гуманитарных наук.



Методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного) социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем:

· общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т.д.;

· в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т.д.,

· в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идеографический метод (цель которого – поиск уникального, понимание смысла социальных явлений).

Идеографический метод – это способ познания, ориентированный на познание отдельного социального факта. Этот метод направлен на познание постоянно изменяющихся социальных явлений.

В социально-гуманитарных науках могут применяться как номотетический метод (прежде всего, в социальных науках, например, в социологии), так и идеографический метод (прежде всего, в гуманитарных науках, например, в истории).

Номотетический метод – это способ познания, ориентированный на выявление законов.

Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма.

Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

Социально-гуманитарные науки используют следующие особенные методы:

· диалоговый,

· анализ документов,

· анкетирование,

· беседа,

· экспертная оценка,

· проектирование,

· тестирование,

· опрос,

· биографический,

· метод «деловых игр» и др.

В социально-гуманитарных науках всегда применяется совокупность определенных методов.

Впрос №44 Аксиологическое содержание социального познания.
Ценности в науке.

АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.

Одной из важнейших специфических черт социально гуманитарного знания является его опосредованность ценностями. Генрих Риккерт разделил научное знание на науки о природе и науки о культуре. Науки о культуре имеют своими объектами совокупности связанные с общезначимыми ценностями. Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в фактичности. Ценность, присоединяясь к объекту, делает последний благом. Рассматривая культуру в качестве предмета социогуманитарного знания, Риккерт представляет ее как особую сферу опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями. Он выделил шесть основных категорий ценностей: истину, красоту, святость, нравственность, счастье и личную святость.

Риккерт подчеркивает, что метод «отнесения к ценностям» не является методом оценки. Историк, хотя и имеет дело с ценностями, устанавливает их фактичность и значительность. Он не должен их оценивать (хвалить или порицать).

Ценность всегда есть отношение, в котором субъективная индивидуальность встречается с миром объективированных в культуре форм должного. Идеи Риккерта о ценностном характере культуры поставили вопрос о том, насколько возможно объективно истинное социально гуманитарное знание. Ответ на него пытался дать М. Вебер. Он вначале выдвинул постулат свободы от ценностных суждений в социальном познании. Вебер считал, что наука может утверждать лишь о том, что есть, а не о том, что должно быть. Но науки о культуре характеризуются тем, что они формируют объекты исторического исследования в соответствии с культурными ценностями. Вебер выдвигает понятие «познавательный интерес», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, а также понятие «ценностная идея», которое определяет культурно исторический специфический способ видения мира в целом. Какая из ценностей является определяющей в познании зависит от духа времени и духа культуры.

Макс Вебер утверждает в гуманитарном познании принцип историзма. Ценностные понятия или идеи могут изменяться, наполняться новым содержанием. Он считает, что социальные науки должны использовать метод «понимания». Социология не должна ограничиваться лишь нахождением общих правил социального действия. Она также должна по понять субъективные намерения и мотивы действующего лица. «социология есть наука, стремящаяся истолковывая понять социальное действие тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.»

Идея ценностного содержания культуры в ХХ веке вылилась в развитие самостоятельной философской дисциплины – аксиология. Категория ценность вводится в философский дискурс с конца 18 века, когда И. Кант противопоставил сферу нравственности и свободы, сфере природы, то есть необходимости.

Ценности есть сфера значимого. Они образуют пространство идеалов и целей, а также норм и предпочтений. «В основе кантианской аксиологии лежит неустранимый дуализм имманентного бытия и трансцендентного смысла (ценности), который, вступая в соотнесение субъектом, превращается для него в некий императив – долженствование» [5].

Направление В. Вундта считало источником ценности не волю, а ЧУВСТВО. Н, Брентано и М Шелер пытались доказать объективный характер самого чувства и, соответственно, общезначимость и объективность ценностей. Аксиология возникает, когда стали рассматривать не только как реальность, но и как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений человека. Главная задача аксиологии показать как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к фактам реальности.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2902; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!