Вопрос №45. Объяснение, понимание, интерпретация в социальногуманитарных науках.



Объяснение - одна из главных функций теории. Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, в частности информативную, систематизирующую, объяснительную, предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей, тесно связанной с предсказательной функцией, реализуется в многообразных формах, в частности, как причинное объяснение; объяснение через закон (номологическое объяснение); структурно-системное, функциональное и генетическое (или историческое) объяснение

В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии, а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией, в частности, предпосылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры.

В социально-гуманитарном знании объяснение существенно дополняется пониманием и интерпретацией, описание которых в полной мере представлено в философской герменевтике, опыт которой, как и ее идеи, необходимы для обогащения методологии этой области знания. Для этих наук необходимо найти способы введения в познание не только теоретизированного, абстрактного «сознания вообще», как это реализуется в естественном и математическом знании, но менее абстрактного, эмпирического субъекта в единстве мышления, воли, чувств, веры, повседневной жизни, ценностей и предпочтений.

Социальное и особенно гуманитарное познание имеет дело с текстами (соответственно контекстами и подтекстами), символами - в целом, с естественными и искусственными языками, поэтому перед ним встает задача постичь природу понимания, интерпретации текстов, знаковых систем, символов, выяснить проблемы, связанные с ролью языка в познании. Исследуемые в герменевтике понимание и истолкование позволяют также учесть явные и неявные предпосылки и основания познания - вообще неявные компоненты различного типа, овладеть способами их выявления. Известно, что в познавательной деятельности и в формировании знания мы опираемся на смыслополагание или раскрытие уже существующих смыслов, на постижение значения знаков, т.е. интерпретацию, следовательно, мы неизбежно выходим на проблемное поле герменевтики, а субъект предстает как «человек интерпретирующий».

Понимание трактуется как искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, тогда как интерпретация, соответственно, как истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде.

Для интерпретации значимы взаимодействие между автором и интерпретатором, намерения которого влияют на ее содержание и, в конечном счете, сказываются на ее глубине и завершенности. В гуманитарном знании интерпретация - фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами. Текст как целостная функциональная структура открыт для множества смыслов, существующих в системе социальных коммуникаций. Он предстает в единстве явных и неявных, невербализованных значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов.

Вопрос №47. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.

Математическая программа: Фалес ввел доказательства как необходимый элемент математического знания. Дальнейшее развитие математической программы связано с пифагорейцами, эллеатами, Платоном и Евклидом. Пифагорейцы пытались объяснить мироустройство через числовые отношения. Мир – это космос (гармония, порядок), где господствуют числа. Они были первыми, кто пытался не только технически апеллировать с числами, но и понять их сущность.

Физическая программа: Исторически физика возникла в недрах философии как ее составная часть. Физиков называли физиологами. Изучая природные явления античные авторы стремились ответить на вопрос, что является сущностью природных явлений, чем определяется единство мира и т.д.. Можно выделить две модели в рамках этой физической программы: это натурфилософская модель (Фалес, Анаксемен, Анексемандр). Здесь философы пытались ответить на вопрос из чего все состоит, они выдвигают разные основания, разные стихии. Например – вода (влажность, Фалес), воздух (Анаксемен) Физика в этих учениях представлена как наука о естественных причинах возникновения, развития и строения мира. Ценно то, что природа объясняется из нее самой. Другая модель – это модель атомистическая (Демакрит, Эпикур). Признается, что многообразие мира объясняется различными соединениями и различной формой атомов (мельчайших, далее неделимых частиц). Эти представления утверждают неизменность первовещества, атомы находятся в непрерывном движении. Атомистическая модель представлена теоретической моделью, где целое пытаются объяснить как сумму составных частей.

Универсальная программа Аристотеля: Аристотель исследует основные причины бытия, считая, что действуют следующие 4 фактора (причины):1. материя – пассивна, никакая, вещи существуют в ней как возможность. 2. форма – ей Аристотель отдает предпочтение, благодаря форме (активному началу) возникает предмет.3.целевая – для чего существуют вещи.4. действующая (двигательная) – то благодаря чему существуют предметы.Аристотель, накопленные в античности знания, пытается привести в единую систему. Он дает классификацию наук, различая теоретические (математике), практические (этика, политика), поэтические (риторика, эстетика). Аристотель говорит о единстве материального и идеального, осуждая мир идей Платона. Форма у Аристотеля существует как понятие и существует как субстанция. Аристотель обращал внимание на соотношение действительности и возможности. Материя – это отсутствие формы и одновременно ее возможность. Аристотель является основателем такой науки как логика – науки о правильном мышлении.

Научно-исследовательские программы, подход, который делится на натуралистические и антинатуралистические программы:

Согласно натуралистической парадигме мир рационален и есть то, что он есть или чем он кажется, но не иная "вещь". Это относится как к предметам естествознания, так и наук об обществе. Например, есть человек. Он думает и говорит, он живет в обществе, он производит духовную и материальную культуру. Можно рассмотреть эти и другие параметры человеческого существования как нечто, что постоянно и является неизменным, подобно природной основе его существования.

Главный результат применения натуралистической исследовательской программы к обществу - объяснение. Генетически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, которая формировала идеал и нормы научности по образцу естественных наук. Исторически первым таким образцом была механика, определившая механицизм всего домарксовского материализма и придавшая натуралистической программе исторически конкретный вид.

Ограниченность натуралистической исследовательской программы в определенной мере была уже осознана немецкой классической философией. Диалектический подход к социальным явлениям, рассмотрение истории деятельности людей служило основой для попыток построения антинатуралистической исследовательской программы. Ее формирование было медленным и влияние слабым вплоть до ХХ века. Учет исторических характеристик социальных объектов в ХIХ веке вполне уживался с нату-ралистической программой в ее историко-эволюционистском варианте, будь он продуктом перенесения биологических закономерностей на социальные объекты или следствием применения позитивистского подхода к обществу.

Для того, чтобы антинатуралистическая исследовательская программа окрепла, необходимы были условия, при которых была бы найдена иная онтологическая реальность, отличная от природы, но столь же самостоятельная и значимая, как первая. Такая новая реальность была найдена в культуре, получившей признание в качестве столь же самостоятельной сферы, что и область природы. В качестве ведущей черты неклассической (современной) философии многие исследователи отмечают переход от ориентации на каноны наук, изучающих природу, к признанию равноправия с природой культуры, социальной сферы и, соответственно, равноправия изучающих их наук с естествознанием.

В культурцентристской исследовательской программе этот позже, чем природа, открытый объект - культура - становится логически первым. Главная идея этой новой программы есть отличная от природы самостоятельная реальность - культура, не позволяющая уподобить многие явления социального мира вещам. Теории культуры могут обеспечить солидную основу для научного анализа общества. Они включают в науки об обществе правила и структуры сознания повседневности, что требует специальных методов - индивидуализации, понимания, интерпретации. С позиций этой программы явления не самотождественны, они всегда другие. Мы находим различную реальность в примитивных обществах, в прошлом, в своем и чужом обществе.

В ХХ веке противоречие двух исследовательских программ - натуралистической и культурцентристской - явилось одним из источников движения методологического знания, а также самих наук. Эти программы следует признать основными в методологии обществознания. Они являются системообразующими факторами обществознания, определяющими видение его специфики и его методов.

Натуралистическая исследовательская программа рассматривает любой предмет науки как природный. Оценка такой стратегии в западной литературе сводится к тому, что все многообразие данного в опыте материала приводится наукой к некоторому порядку, так что определенные явления описываются родовыми понятиями и на этой основе выводятся формы и отношения, представленные в общих законах. Это схема объяснения.

Культурцентристская программа не просто устанавливает границы объяснению, но противопоставляет ему понимание. Данная стратегия также допускает понятийное упрощение и обеднение явлений: действительность упрощается до тех ее элементов, которые имеют ценностное значение для индивидов и в ряде концепций - А.Шюца, Ю.Хабермаса - для коллективов или социальных групп.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 554; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!