О прикладном аспекте мудрости: судите по делам



 

       Прикладной аспект мудрости означает умение судить о человеке по его поступкам и делам. Приведу такие примеры.

       Часто на консультациях спрашивают о том, как относиться к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Если гомосексуальность свойственна определенному проценту животных, а человек – тоже животное, только разумное, то нужно рассматривать отклонения в сексуальном поведении как явления естественные. Следуя этой логике, человек должен жить, во всем подчиняясь законам дикой природы. Подобный тезис совершенно не согласуется с библейскими текстами.

       Я задал этот вопрос одному воцерковленному православному юродивому. «Эта штука для того, чтобы пописать и зачать ребенка, а в других случаях ее лучше не трогать», - ответил он. Простой и мудрый ответ. Аналогии с животным миром не будут возникать, если не забывать, что у человека, в отличие от животного, есть и духовная составляющая. Это я говорю для тех, кто готов все исключительные проявления превращать в модный объект для подражания и достаточно агрессивно навязывать эту моду окружающим. Судите по делам.

       О духовной природе человека я вспоминаю, когда сталкиваюсь с людьми, которых называю «фасадными». Они правильно одеты, говорят правильные вещи, но если закрыть глаза, чтобы не видеть их правильную жестикуляцию, правильные черты лица, правильную позу, то почувствуешь, что на самом деле правильные слова не наполнены силой, - за ними ничего не стоит. Приходилось иной раз принимать таких людей на работу. Это были мастера говорить, а не делать. Судить человека нужно по делам, а не по словам.

 

       Итак, мудрость – глубокое понимание смысла главных жизненных вопросов и умение поступать в соответствии с этим пониманием.

 

НЬЮ-ЭЙЧ ПСИХОТЕРАПИЯ И НЕОШАМАНИЗМ

Нью-эйч психология

 

       Нью-эйч психотерапия – движение «новой волны», которое стало активно формироваться в 70-х годах ХХ-го века. Наступил период, когда традиционные направления психологии перестали развиваться. И тогда закономерно возродился интерес к религиозному аспекту изучения души. Исследованием древних религиозных традиций также занялись представители других наук - истории, антропологии, мифологии. Полученные результаты оказали влияние на развитие научной мысли в целом. А в психологии сформировалось новое движение – нью–эйч, поначалу не считавшееся профессиональным, и это вполне объяснимо. Сильная сторона нью-эйч психотерапии - возвращение к истокам. Слабая сторона – отсутствие рационализации и опытной проверки, т. е. четкого объяснения и понимания того, что происходит.

       С начала перестройки и вплоть до середины 90-х годов в нашей стране это движение тоже не было профессиональным, даже сейчас в Петербурге и Москве существуют подобные непрофессиональные центры. Они привлекают самых разных людей силой энтузиазма, создающей впечатление чего-то серьезного и мощного.

       Мы принадлежим к профессиональной волне нью-эйч, а это значит, что мы получили профессиональную подготовку в области психологического консультирования, ведем деятельность на стыке религиозных и психологических традиций - об этом мы говорили в первых публикациях.

И теперь мы предлагаем вам познакомиться с новым взглядом на состояние души современного человека - с точки зрения неошаманизма.

 

 

 

Шаманизм и неошаманизм

 

       Шаманизм – древняя целительская профессия, одна из самых древних естественных природных религий – домонотеистических. Современные шаманы даже могут посещать традиционно принятые культовые заведения, например христианские церкви, и креститься – такая практика сложилась в странах, где установление господствующей религии являлось государственной политикой. Одно другому не мешает.

       Слово «шаман» имеет тунгусско-манчжурские корни - «духовный наставник», врачеватель души и тела. Это посредник между сообществом людей, в котором он живет, и вселенной. Он по-своему выполняет функцию, которую не могут выполнить церковь, наука, искусство и культура в целом. Его миссия особая.

       Шаманы обладали неким знанием, которое в основном передавали посредством обучения или по наследству. Однако существовал и совершенно нетрадиционный способ. Если шаман неожиданно умирал, не успев никому передать знание, которым обладал, через некоторое время обязательно находился человек, который начинал слышать Зов: он видел галлюцинации, впадал в коматозное (сновидное) состояние, непроизвольно искал уединения в лесу или пещере. Именно ему являлся Великий Дух и посвящал его в шаманы. Если избранный не хотел слышать этот Зов - он заболевал и даже мог умереть. И только после того, как он становился шаманом, он исцелялся.

Итак, в чем сутьнового подхода?

       Различные целители, древние и современные, кого мы можем назвать шаманами, утверждают, что качество жизни зависит от телесных ощущений, соединенных со сновидениями и окружающей средой. В тибетских духовных практиках так и говорится: «Во вселенной нет границ, все едино».

       В нашем обычном (примитивном) состоянии сознания мы разделяем сновидение, окружающую действительность и отдельные телесные ощущения. Целостный мир делится на субстанции, и это разделение человек производит в своем уме, тогда как в природе все взаимосвязано. Если у нас вдруг возникает неприятное ощущение в теле – кольнет или заболит, мы не обращаем внимания на то, о чем подумали в этот момент, что вспомнилось, и не связываем одно с другим. А для шамана весь мир – единое целое.

 

 

 

«Тело шамана»

 

       Чтобы научиться быть цельным, нужно создать тело шамана (по терминологии А. Минделла). Тело шамана - это реализованная способность осознать мир как великое сновидение. Это состояние можно описать так: я смотрю на объект и одновременно прислушиваюсь к миру, к микроощущениям в душе и теле - и связываю эти события и ощущения. Границы между человеком и миром делаются настолько тонкими, что он становится текучим, проницаемым. Шаманы уповают на помощь Великого духа или невидимых помощников, которые помогут сформировать тело шамана, чтобы находиться в нем постоянно.

Такое состояние отличается от эгосостояния, когда эго отделено от тела, от ощущений, и человек мыслит абстрактно, рассуждает – люди общаются на уровне ощущений, а не инстинктов, не находятся в целостном потоке и не открыты для окружающего мира.

       Шаман растворяет себя в природе – иллюстрацией может послужить его житейское и ритуальное поведение, он видит мир целостным, а обычный человек пытается доминировать, поэтому и видит в мире только себя, а не природу в целом.

       Шаманские способности зависят не только от практикующего, но и от окружающей среды – сообщества людей, природы, поэтому шаманы поклоняются духам растений, животным, предкам.

Шаманы считают, что именно Дух определяет, кто услышит шаманский зов. Но, вполне вероятно, каждый имеет интуитивные шаманские способности, хотя немногие могут их использовать. Для того чтобы в обычном мире (не во сне) сохранять состояние субъективной непрерывности, нужно тренировать сознание.

       Сегодня я предлагаю вам заняться тренировкой таких способностей.

 

 

 

Упражнение «Тело шамана»

 

       1. Выберите задачу, которую вы не можете решить в данный момент.

Создайте (вообразите) образ этой задачи в виде отдельного энергетического объекта, существующего в пространстве, как делали это ранее.

Прислушайтесь к своему телу и найдите телесное ощущение, которое возникает, когда вы наблюдаете за этим объектом.

       2. Начните прислушиваться, всматриваться, «вчувствоваться», где оно сильнее всего проявляется. Попробуйте мысленно или реально ощутить его форму.

Например, вы ощутили прохладный, как снег, комок в районе груди – очертите его руками, и ваши руки подчеркнут этот образ, его границы. Как правило, часть этого объекта будет находиться внутри физического тела, а часть – вне его.

Ощущение будет странным. Существует ваше физическое тело, но в нем есть нечто, что выходит за его пределы. Так вы входите в мир фантазий: думая о своей нерешенной проблеме, вы одновременно пропадаете в параллельный мир.

       3. Войдите в этот мир – мир осознанного сновидения, представьте, что постепенно образ разрастается, и вы становитесь им. Если ваш объект (ваша проблема) предстал перед вами в виде снежного шара, то теперь, будучи этим шаром, вы одновременно видите мир, в котором живет этот шар. Там, в этом мире, есть свой ландшафт. Предположим, это пустыня. Шар катится по пустыне и постепенно тает. Но у каждого есть своя миссия. Какой могла бы быть миссия у этого снежного шара в этой жаркой пустыне? Допустим, докатиться до самого сухого места и растаять, чтобы оживить природу – стать символом обновления. Испытайте радость от того, что происходит.

       4. Теперь, находясь в этом предельном состоянии, подумайте, что оно несет в себе. Это и есть решение вашей задачи в материальном мире. На символическом уровне вы уже решили ее, обойдя эго, выйдя за его пределы.

       5. Вернитесь в реальный мир и посмотрите, где это новое понимание (в нашем случае - ощущение возрождения к новой жизни) живет в вашем физическом теле. Посидите спокойно, подождите, чтобы оно само там проявилось и выросло.

       6. Попытайтесь рационализировать новое ощущение: представьте, что теперь ваш жизненный путь изменится – произойдет обновление.

       Как это скажется на ваших семейных отношениях, на работе, на творчестве? Как изменятся ваши планы? Как вы будете действовать в сложных жизненных ситуациях? Желательно все свои мысли записывать. Через год, перечитав записи, вы обязательно найдете новый смысл.

 

 

       Итак, вы совершили шаманское путешествие, уподобились шаману, который совершает его в воображаемом мире, находит утерянную силу своего пациента и возвращает ему эту силу.

Современная психотерапия делает то же самое, но другим способом. В психотерапии клиент сам развивает свое сознание, понимает, что произошло и что теперь делать.

       Что предпочтительнее? Шаман работает более пластично, он одухотворяет каждое действие, поэтому результат более эффективен.

 

 

СОЗДАНИЕ "ТЕЛА ШАМАНА"

Воины и целители

       Есть шаманы-целители, есть шаманы-воины. Целитель, естественно, занимается целительной практикой, а предназначение воина - саморазвитие, исцеление, планирование и осуществление своих желаний или желаний народа, которому он служит.

       Задача воина – вести непрерывную битву с тем, что называется силой.

       Сила – это архаическое понятие. Как правило, говоря о силе, имеют в виду способ непрерывного извлечения энергии в результате преодоления границы между внутренним и внешним миром. Именно так происходит слияние с Универсумом. Воин растворяет эту границу, протекает сквозь нее, и к нему непрерывно возвращается жизненная энергия. А обычные люди энергию тратят, общаясь друг с другом. Поэтому молчание действительно золото: когда человек молчит, он совершает внутреннюю работу. А воин каждое мгновение сражается с миром и с самим собой, («охотится за силой», «накапливает силу»). Он знает, что эту битву все равно проиграет, потому что рано или поздно умрет, но жизнь на земле дана для того, чтобы развить свое сознание, создать тело шамана, стать бессмертным.

       Во многих домонотеистических религиях, которые развивались параллельно шаманизму, считалось, что только та душа способна переродиться, которая обладает опытом рефлексии. В раннем христианстве возможность перерождения души также не отрицалась, но в дальнейшем от идеи реинкарнации отказались. Один православный священник объяснил это так: «Человек с восточным менталитетом знает, что каждая предыдущая жизнь дана для того, чтобы следующая была более осознанной, и он стремится к совершенству. А что сделает русский человек, если ему будет дана возможность возродиться еще раз – или не раз?»

       В одной из книг по практике умирания мастер тибетской школы дзог-чен так объяснил, почему тибетцы не изменяют женам. Оказывается, дело вовсе не в том, что измена аморальна, как утверждается в христианстве. Для восточного человека важно, чтобы в момент смерти душа покидала тело через определенное кармическое отверстие – макушку, тогда в последующем кармическом воплощении она будет обладать большей возможностью выбора. Этот порядок может быть изменен, если человек обманывал или был обманут.

       На пути воина встает много моральных (с точки зрения общества) ограничений. Но он сознательно идет на изменение своего жизненного опыта и идентичности. Идентичность – психическая структура, посредством которой воспринимается мир. Один из героев Кастанеды говорил, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на одну идентичность. Люди меняют ее в силу обстоятельств, а воин постоянно следит за тем, чтобы развивать ее.

       Итак, воин развивает в себе качества ясновидца для следования по духовному пути, поэтому шаманы обладают парапсихологическими способностями.

 

 

 

Обычные люди

 

       К чему эти разговоры о ясновидящих воинах, если человечество состоит в подавляющем большинстве из обычных людей?

       Давайте подумаем, а каков он, обычный человек? Он все воспринимает слишком серьезно и принимает близко к сердцу, постоянно ищет того, кто бы вел его по жизни, слишком сосредоточен на своих страданиях, боится и ожидает худшего, его прогнозы в основном негативны, потому что все равно придет смерть. При этом он боится смерти и не хочет мириться с тем, что она неизбежна.

       Он невнимателен к силам Неизвестного – происходящие события не являются для него знаковыми, мистического шепота он не слышит. Забитая раковина для него не больше, чем повод вызвать водопроводчика, тогда как на самом деле вода, которая не может уйти, - это знак того, что чувства человека не свободны.

       На одном из семинаров клиент Ф. возразил мне: недавно его неожиданно укусила собака – вцепилась в сапоги так, что порвала. Разве это тоже знак свыше? Тогда я спросил, кто находился рядом с ним. Оказалось, целая компания, а укусили только его. В дальнейшем выяснилось, что в тот момент жизни он был озабочен поведением младшего брата: мол, тот неправильно живет, потому что деньги тратит налево и направо, а слушать старших не хочет, даже трубку телефонную не берет. А ведь мог бы, например, узнав, что старшего брата покусала собака, немедленно броситься на выручку (естественно, с новыми сапогами).

       Как объяснить Ф., что причина его недовольства – самая обыкновенная зависть?

       Я предложил представить, что вся ситуация с нападением собаки ему приснилась. О чем бы он подумал в этом случае? Оказалось, о том, что больше всего жалко потраченных на сапоги денег, потому что разорванная обувь была очень дорогой. Вот и получается, что, когда он начал считать деньги другого человека, появилась собака и таким способом указала ему на эти мысли.

       Похожая «собачья» история произошла и со мной. Начало 90-х годов - все рушится, никаких перспектив. Иду в отвратительном настроении, не знаю, как жить – остается только взмолиться: «Господи, как же быть?». Что я и сделал. Вдруг из подворотни выбегает какая-то шавка, прыгает, тявкает и страшно пугает меня. Это и был прямой ответ: чтобы я перестал ныть и встряхнулся, меня нужно было просто облаять. Я перестал страдать и начал действовать.

       Я боялся неизвестности, как все обычные люди. Неизвестное действительно пугает. Люди думают, что возникающие в жизни препоны непреодолимы, но каждый сам создает границы вокруг себя.        Обычный человек живет с оглядкой на то, как его оценивают окружающие. Он боится сделать усилие, чтобы контролировать ситуацию; чувствует, что живет плохо, но не хочет в этом разобраться. Защищая свою независимость и личную историю, он ходит по кругу. Сталкиваясь с препятствиями, он поворачивает назад, но рано или поздно придется переступить черту, только пробиваться придется уже с боем.

       Преуспевают в жизни те, кто пользуется возможностью выбора, не боясь отвечать за возможные последствия.

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!