Символика смерти, или Духовной жаждою томим...



 

       Шаман обязательно проходит стадию символического умирания - своего рода шаманскую болезнь. Он видит, что его тело словно расчленяется на куски, и каждый кусок перерождается. Через некоторое время он собирается в единое целое, наделяется силой различения духов, получает Знание и становится шаманом. Теперь он знает, как развивать второе внимание, как управлять сообществом людей, к которому принадлежит.

       В обычной жизни простые люди тоже переживают перерождение - ведь мы проходим всем известные возрастные этапы, хотим того или не хотим. Бывает так: слишком загруженный работой человек часто болеет, и у него даже возникает ощущение, будто внутри что-то умирает. Через некоторое время он словно просыпается обновленным - завязываются новые отношения, возникают мысли о смене работы или жизненного пути и др. Психотерапевты специально используют такой прием - останавливают в сознании клиента течение линейного времени, чтобы он смог «прощупать» себя, почувствовать смерть и перерождение.

       Любая, даже самая маленькая болезнь, - маленькая смерть. Непосредственные дети часто так и воспринимают свои болячки, ощущая происходящие в себе изменения. Так же «по-детски» относятся к любым моментам изменения и шаманы. Им помогают ответственность и вера. Ответственность рождается из убежденности в том, что процесс изменений приведет к цельности, а вера нужна, когда нет сил дойти до цели.

 

 

ВАША ВТОРАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ИЛИ ЛГАТЬ НЕ ВРЕДНО

Ответственность за себя - принятие себя

       Ответственный человек - тот, кто берется за дело и доводит его до конца. В шаманской трактовке представление об ответственности более широкое: ответственный человек осознает сущностные энергии происходящего, потому и способен довести начатое до конца. Следовательно, ответственность предполагает принятие всего, что человек говорит, чувствует, слышит, видит, сообщает о себе.

       Например, вы вели себя заискивающе при общении с кем-то и, понимая это, начинаете изводить себя угрызениями совести: почему так поступили, возможно, в качестве компенсации за слишком вызывающее поведение в другой ситуации и т. д. Шаманская традиция предлагает поступить проще и правильнее: взять на себя ответственность за свой поступок, ведь таким образом проявилась та часть вашей личности, которая стремилась быть услышанной. И тогда вы погрузитесь в опыт самоуничижения уже сознательно, подключите второе внимание и узнаете о себе неожиданные вещи. Возможно, кто-то осознает, что внутри него есть чудовищная сила, целеустремленность, не использованная до конца. Человек понимает, что в следующий раз в подобной ситуации он может выбирать, как поступать - идти привычным путем самоуничижения или сразу использовать свое умение добиваться цели.

       Другой пример. Вы ловите себя на такой мысли: в разговоре вы несколько раз повторили, что являетесь автором нескольких книг, хотя все об этом и так знают. Почему вы это сделали? Только из примитивного желания похвастаться? Если взять на себя ответственность за свои слова, то может оказаться, что вы преследовали вовсе не эту цель – например, просто не были уверены в аудитории.

       Герой повести Кастанеды «Путешествие в Икстлан», желая произвести впечатление на дона Хуана, сказал, что разбирается в растениях. Дон Хуан понимал, что это ложь, но его обеспокоил не этот факт, а позиция лгущего по отношению к собственной лжи: он сам не верил тому, что говорил, не отвечал за свои слова – не был ответственным.

 

 

Упражнение «Почти Мюнхгаузен»

 

       Если вы примете ответственность за свои фантазии, они станут частью вашего предназначения, вашего личного мифа, потому что любая ложь - это та часть вашей личности, с которой вы пока себя не идентифицировали.

 

       1. Наблюдая за собой в течение дня, поймайте себя на бессознательной лжи (или хвастовстве) и начинайте лгать (хвастаться) сознательно (естественно, в ситуациях, когда это возможно). Это не так-то просто, и придется постараться, чтобы придуманная история превратилась в захватывающий рассказ, а вы бы почувствовали себя великим рассказчиком. Конечно, в фантазиях невольно приоткрываются самые сокровенные тайны, в которых стыдно признаваться. Но вы должны не забывать, что сейчас вы не просто говорите неправду, а создаете миф о себе. На занятиях в группах такое задание сначала вызывает затруднения, а потом все начинают ощущать необыкновенную прозрачную энергию и фантазируют с упоением.

       Теперь представьте, что ваша ложь – правда. Как вам живется в этом мифе?        Поэкспериментируйте – попробуйте поступать так, как поступило бы действующее лицо, созданное вашей фантазией. Как нужно изменить свою личность, чтобы стать ближе к созданному мифу? Не вспоминаются ли вам похожие «мифические» ситуации, происходившие в вашей реальной жизни или во сне? Возможно, вы когда-то уже совершали неожиданные поступки, свойственные герою вашего нового мифа – вашей новой идентичности.

 

       2. Отбросьте свою личную историю и используйте смерть как советчика.

       Что вы можете рассказать о себе (семья, пол, религия, профессия, национальность…)? Каким вы видите себя – сильным, слабым, робким, удачливым? Такова ваша обычная идентичность.

       Какой вы видите приближающуюся смерть?

       Попытайтесь понять, почему смерть хочет, чтобы эта привычная идентичность умерла? Попробуйте представить, как это будет происходить, и проститесь с привычным представлением о себе.

 

       3. Теперь вы ощущаете себя свободным, потому что получили возможность выйти за рамки прежней идентичности. В вашу жизнь входит вторая идентичность, только что вами созданная – ваш вдохновенный вымысел. Живите так, как нафантазировали. Все имеет смысл, даже ложь; некая сила постоянно прорывается как раз в фантазиях и оговорках.

       Жизнь слишком коротка, чтобы пренебрежительно относиться к своим поступкам, т. к. любое действие потенциально значимо: нет плохого, есть нераспознанное хорошее. Какой модус энергии на поверхности – таково наше восприятие поступка, слова, чувства. Если вы воспитаны на западной философии, вспомните моральный императив Канта («Критика практического разума»): «В каждый момент поступай так, чтобы максима твоего поступка могла служить примером всеобщего законодательства».

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!