Упражнение «Просмотр своей жизни»



 

       Это упражнение полезно делать систематически. Лучше – в конце дня, чтобы увидеть, чему вы научились за прожитый день. Один из способов – последовательно «просмотреть» весь день с момента пробуждения, останавливаясь на основных событиях и переживаниях.

       Помните о цели такого обзора: учиться, а не порицать, накапливать мудрость, а не впадать в вину, ценить свои сильные стороны и признавать слабые. Вот как об этом говорит одна поучительная история, пришедшая к нам из дзэн-буддизма. Ученики спрашивают Учителя:

 

- Учитель, как нам стать мудрыми?

 

- Делать правильный выбор.

 

- А как делать правильный выбор?

 

- Исходя из опыта.

 

- А как приобрести опыт?

 

- Делая неправильный выбор.

 

 

 

Упражнение «Коррекционная визуализация»

 

       Допустим, «просматривая» свой день, вы обнаружили, что поступили неблагодарно. Попробуйте быть мудрым и переиграть ситуацию. Это нужно не для самоосуждения, а для анализа. В конце концов, если бы вы не чувствовали в глубине души мудрость, вы бы не поняли, что совершили плохой поступок. 

       Итак, если бы вы поступили мудро, то как бы именно поступили? Что бы сделал на вашем месте мудрый человек? Найдите самый лучший сценарий, насладитесь им. Ваше эго получит урок и навык того, как действовать в подобной ситуации. Но, скорее всего, такого не случится: поскольку душевное состояние определяет событие, а вы уже нашли правильное решение – зачем повторять ошибку?

 

 

       Итак, мудрость – глубокое понимание смысла главных жизненных вопросов и умение поступать в соответствии с этим пониманием. Особенно это умение проявляется в решении экзистенциальных и духовных проблем: в поиске смысла жизни, в способности справляться с одиночеством, страданием, болезнью, в признании своей незначительности и ограниченности по сравнению с непостижимой Вселенной.

 

       Древние греки рассматривали два аспекта мудрости: визионерский (понимание) и прикладной.

 

 

 

О понимании жизни

 

       Понимание – это умение видеть глубоко и ясно, распознавая глубокую природу сущего и жизни. Для этого требуются утонченность сознания, ясность, острота и проницательность. Однако для того чтобы стать действительно мудрым, нужны годы – только опыт позволяет различать жизненные ситуации и совершать оптимальный жизненный выбор.

       Например, на часто задаваемый вопрос: «Зачем быть нравственным в безнравственном мире?» - ответить можно, только исходя из трансцендентального, мистического опыта, непосредственных переживаний на этом уровне, когда внутренняя сущность человека и Вселенной оказываются едиными. Человек чувствует, что любое действие против кого-то (безнравственное) одновременно является и действием против себя, потому что мир – отражение его большого Я.

       Людей, способных в обыденной жизни осознавать мистическое единение с Вселенной, испытывать внезапное озарение или инсайт, не так уж и много. Впрочем, не так уж и мало, что подтверждают исследования 70-х годов, проводившиеся в ряде университетов США в рамках «Движения за развитие человеческого потенциала». Именно тогда А. Маслоу ввел понятие «пиковые переживания» - термин гуманистической психологии (сегодня в психологическом консультировании эти переживания называются трансперсональными). Выяснилось, что подобные переживания свойственны разным людям независимо от их образования или статуса, и приходят они в разных обстоятельствах: в сновидениях, в критических ситуациях, после перенесенной перегрузки или, наоборот, отдыха.

       Чтобы обрести мудрость, необходимо любые явления исследовать до конца, до самой сути. Как говорил один из последователей Конфуция, «исследуй вещи так, чтобы знание могло дойти до предела». В восточных традициях, особенно в буддистской, утверждается, что только в этом случае можно достичь абсолюта, и тогда снимаются любые противоречия, возникающие в его душе. Например, исчезают страдания. Человек видит большую часть себя, которая проявляется в абсолюте, и понимает, что комплекс страдания на самом деле является скрытой жизненной силой, которому пришло время войти в поле сознания. Так достигается гармония с самим собой.

       Попробуйте выполнить упражнение, которое поможет вам «дойти до сути», рассмотреть и решить конкретную проблему. Оно основано на буддийском учении о Всеобщем непостоянстве и страдании, которое называется «Майтри упанишада». Мы предлагаем психологический вариант упражнения.

 

 

 

Упражнение «До самой сути…»

 

       Выберите проблему или задачу, которая стоит перед вами.

       Представьте ее как некий образ.

       «Отодвиньте» этот образ в вашем сознании, чтобы он вас эмоционально не затрагивал. Иными словами, отделите от себя проблему и превратите ее в объект рассмотрения.

       Постепенно начинайте сдерживать дыхание, концентрируясь на паузах между вдохом и выдохом. В какой-то момент вам покажется, что дыхание отсутствует совсем. На самом деле в этом состоянии «работает» кожное дыхание. Когда в теле модусы внимания и дыхания совмещаются, возникает чувство удовольствия. Согласно учению йоги, дыхание становится жизненной силой, которая пропитывает каждую клеточку тела, исцеляя ее и излучаясь обратно - в универсум.

       Постепенно освобождайтесь от эмоций, добиваясь беспристрастного созерцания объекта, задачи или проблемы.

       Теперь начинайте размышлять, конкретизируя проблему, оставляя представленный вами образ в поле своего внимания. Вы заметите, что он может меняться, - таково ваше внутреннее душевное ощущение.

       Продолжайте свое созерцательное исследование. При этом не старайтесь размышлять – просто удерживайте внимание и созерцайте. Если возникнут вопросы, постарайтесь не сосредоточиваться на них: это работает ум, который уводит вас в сторону. Возвращайтесь к дыханию и созерцанию объекта.

       Сохраняя беспристрастность и помня о цели, вы сможете увидеть картину целиком, и тогда произойдет слияние с универсумом - эмоционально-чувственное понимание вопроса, который вас волнует, а с ним и умственное понимание того, что делать дальше.

 

       Переживать подобный процесс способен каждый: именно в такой последовательности мы решаем свои проблемы в сновидениях. Если бы мы их записывали, то увидели бы, что сновидения – это замысловатая форма созерцательной медитации, которая позволяет дойти до сути. Примеров множество. Однажды вы просыпаетесь с ощущением, что проблема, которую вы так долго не могли решить, на самом деле - полная ерунда: достаточно одного телефонного звонка, и все решится. Ответ на вопрос вы нашли во время сна. Или, проснувшись, вы понимаете, что нужно перед кем-то извиниться, и делаете это легко и естественно. Проблема снимается, хотя страсти была накалены настолько, что конфликтующим сторонам оставалось только открыть военные действия.

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!