Тема 2. Творческий процесс в науке и его стадии и методы стимуляции творческого мышления.



Психологический аспект рассмотрения научного творчества.

Научное творчество – это деятельность, приводящая к получению нового знания. Свои аспекты его изучения имеют с одной стороны логика и история науки, с другой стороны психология. Логика и история науки в большинстве случаев заинтересована деятельностью, к его внутренним механизмам получения, а психология главным предметом своего исследования видит сам процесс творчества, его динамику, структуру, механизмы, а также личность создателя, его индивидуальные психологические характеристики, обеспечивающие результат научной деятельности.

По критериям этих двух дисциплин, для получения статуса научного и нового, полученное знание должно прибавлять что-то к имеющимся знаниям, соответствовать всем формальным критериям научных знаний, т.е. быть непротиворечивыми, доказанными, обоснованными и т.д. Этим меркам соответствует выводное знание – следствия, полученные из открытых, известных и выраженных прежде случаев, обобщений, теорий и т.д. применением формально-логических операций и процедур, вносящих свой вклад в развитие любой науки.

Систематическая организация исследовательской работы дает отдельные значимые научные результаты, а остальные размещаются на грани познания, тем самым требуют личность обладающим творческой неординарностью. Таким образом, здесь наблюдается соответствие двум этапам научного развития: экстенсивной – постепенное скапливание, уточнение, обследование фактов, и интенсивной – появление нового научного мышления или теории.

Получение знания, применяя правила формальной логики не несет интереса для психологии научного творчества, т.к. данный мыслительный процесс является репродуктивным, т.е. применяющим готовые алгоритмы и схемы применительно к вновь получаемым условиям и объектам. С взглядов психологии, творческое (продуктивное) мышление выделяется неординарным методом получения результата и новизной полученного результата.

Знания, предоставляемые научному обществу в виде научных тезисов, докладов и статей, описывает процесс его приобретения логичным и рациональным, т.е. каждый шаг определен предшествующим. Но очень далеким от канонов формальной логики является процесс естественной человеческой мысли. Именно этот истинный, непринужденный процесс мышления интересен и занимает психологию. Поэтому психология науки акцентирует свою деятельность процессуальному критерию – своеобразности, оригинальности мыслей субъекта. Для психологии, продуктивный мыслительный процесс не всегда дает положительный результат, и усилия ученого могут быть напрасными или привести к ошибке в результате.

В понимании творчества существуют два крайних полюса. По одному из них творческий нрав относится к любой людской активности, т.к. в какое-либо действие человек вносит свою индивидуальную манеру, потому как никакое действие невозможно выполнить одинаково дважды. На другой стороне имеет место жизни мнение, по которой творческим является неординарный процесс мышления (интуиция), проходящим по особенным законам, отличающимся от сознательного, рационального мышления.

Действительно, ни деятельность в целом, ни отдельный мыслительный акт никогда не являются полностью репродуктивными, т. е. тождественными знанию, навыку или памяти. В них обязательно есть продуктивный элемент – улучшение уже существующих операций и преобразование начального материала соответствии с заданными условиями задачи. Все же такое растворение творчества в деятельности, а творческого мышления – в мышлении ни в какой степени не приводит к пониманию ни того, ни другого. Это только указывает о сильной связи творческого и нетворческого в деятельности человека, и проблематичности их разграничения.

Понятно, что между нетворческой и творческой деятельностями, репродуктивным и продуктивным мышлением нет неодолимого препятствия. Они стабильно переходят друг в друга, и то, что для кого-то является творчеством, для другого человека будет будничной работой; а проблемы, требующие сегодня для своего разрешения большого количества сил, в будущем могут стать тривиальными задачами, доступными всем.

Именно поэтому в настоящее время все более часто границу между творческим и нетворческим делом проводят по принципу их порождения. «Нетворческая работа в основном задается извне и почти лишена внутренних импульсов, а творческая деятельность является самопорождающей, свободно формирующей цели, способы и средства своего осуществления» (Яценко, 1991). Признавая этим, что главной гранью творчества является целеполагание, постановка целей, которые в некоторой степени задают и способы их осуществления. Цель обладает содержательной компонентой – выражением проблемной ситуации, способом ее разрешения и динамической, т.к. является первоначальной мотивов, мыслей, ценностей, обеспечивающих энергетический потенциал исследователя и его направленности на решение проблемы.

Анализ творческого мышления при решении проблемных задач является важнейшим предметом психологии научного творчества. Поиски заурядных характеристик творческого процесса главным образом вращаются вокруг исследования роли интуиции в научном творчестве и механизмов, лежащих в основе этого феномена.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!