Специфика работы над вокальной партией Кармен



 Из всего многочисленного мирового оперного репертуара, написанного для такого уникального и редкого голоса как меццо-сопрано, партия Кармен из одноимённой оперы представляется одной из самых желанных и долгожданных. Как и любая вокальная партия, она имеет свои трудности и особенности. К одним из таких трудностей исполнения следует отнести, прежде всего, масштабность самой партии Кармен и оперы в целом. При этом очень важно для певицы уметь распределить свои силы от начала и до самого последнего такта оперы, так как эта партия, что называется, на выносливость. Выносливость же вырабатывается путём точной выучки, ежедневного «впевания» отдельных номеров и всей партии в целом с концертмейстером и дирижёром, а затем и в процессе сценических репетиций.

 Ещё к одной особенности, которая также является одновременно и трудностью исполнения, следует отнести язык, на котором написана опера. В этой связи необходимы занятия французским, желательно с носителем языка, для того, чтобы был отточен каждый слог и правильное произношение с точной французской фонетикой. При этом следует постоянно освежать его, так как некоторые фрагменты со временем могут быть утрачены и потерять свой блеск.

При этом следует помнить, что в пении все гласные звуки будут редуцироваться, а также то, что в академическом вокале недопустимо грассирование согласных звуков. В целом французский язык очень удобен для пения, но для этого необходимо длительная практика перед зеркалом в произношении гласных звуков. Всего во французском языке пятнадцать гласных звуков, из них четыре носовых и которые различаются по положению языка и нёбной занавески, что в свою очередь играет важнейшую роль в звукоизвлечении. Нужно всегда помнить о том, что правильное произношение помогает правильному звукоизвлечению. Также следует сделать точный дословный перевод вокальных номеров для понимания смысла каждого исполняемого слова.

 В целом приступая к работе над партией Кармен стоит ответить для себя на ряд вопросов: какие вокальные особенности встречаются в данной партии, что необычного в образе именно этой героини, каков её музыкальный язык и какая вокальная техника нужна для исполнения этой вокальной партии? Найдя ответы на эти вопросы исполнителю партии Кармен будет гораздо легче воплотить этот персонаж в сценическом действии. Соединение отточенной вокальной техники и основополагающих принципов актёрского мастерства в совокупности позволят певцу – актёру донести реальный, настоящий и правдивый образ до слушателя.

 Начиная работать над партией Кармен, певице нужно в первую очередь провести анализ музыкального и словесного текста. Особое внимание следует обратить на тональности, ритмы, основные модуляции. Найти наиболее важные, кульминационные фразы и слова, логические ударения в них. Сделать расстановку дыхания, так, чтобы не разрывать фразировки и брать его в одних и тех же местах. Певческое дыхание, которым будет пользоваться певица на протяжении всей партии, не должно быть каким-то особенным. Следует использовать лишь преимущественный тип дыхания, допускающий отклонение в ту или другую сторону – так называемый принцип дыхательной установки. Дыхание должно быть подвижное, ни в коем случае не зажатое, и зависеть от содержания исполняемого фрагмента и индивидуальности вокалистки. Разумеется, пение должно быть на опоре, без чего немыслимо выразительное и интонационно верное исполнение. При этом нужно контролировать равномерный расход дыхания в каждой фразе. Ощущая тонкости механизмов дыхательных органов с другими частями голосового аппарата, этот процесс вокализации следует довести до автоматизма.

 В партии Кармен встречается большое количество речитативов, которые предшествуют каждому её музыкальному номеру. Известно, что изначально эти речитативы были речевыми диалогами. Позднее, уже после смерти Жоржа Бизе, они были положены на музыку. Наличие в партии речитативных элементов требует тщательной работы исполнительницы над декламацией, артикуляцией, характером интонирования слов. Также возникает необходимость в некоторых отдельных моментах преодоления сложного ритмического и интервального рисунка голосовой партии. А это, в свою очередь, требует оттачивания вокально-технических навыков владения голосом. Тесная связь слова с музыкой в речитативах обуславливает требование совершенствования искусства вокальной фразировки, вдумчивой работы певицы над литературной основой сочинения (текстом, словом и соответственно – выговором, дикцией и т.д.). 

 Первое появление Кармен с её речитативными репликами является своеобразным вступлением к хабанере. Хабанерой начинается целая цепь сольных номеров в партии Кармен, которые постепенно раскрывают её образ. Хабанера раскрывает обольстительную красоту цыганки, её неукротимый нрав. Здесь Кармен излагает свою жизненную позицию: любовь свободна и изменчива и никто не может властвовать над ней. Этот номер представлен в куплетной песенной форме. Ритм сопровождения в хабанере   упругого танцевального характера, как и рисунок вокальной мелодии . В вокальном плане хабанера не представляет особой сложности для исполнительницы, так как написана достаточно в удобной тесситуре для меццо-сопрано, в пределах полторы октавы. Самое главное – освоить ритмический рисунок и при исполнении данного номера пользоваться любыми красками голоса.

 Следующий музыкальный номер Кармен обозначен композитором как «Песня и мелодрама», который контрастирует с дуэтом Микаэлы и Хозе. В этом номере преобладают светлые, красивые и напевные мелодии. В самой песне звучит тот же дерзкий вызов и уверенность в неотразимости своего обаяния, что и в хабанере. Песенку о грозном муже Кармен должна напевать как бы вполголоса, при этом на полноте опоры певческого дыхания.

 Последний, третий номер Кармен в первом акте оперы – сегидилья. Кармен даёт обещание любить Хозе и назначает ему место свидания. Из трёх её песен в первом акте сегидилья является самой яркой в художественном отношении. Характер её музыки грациозен, она также «завлекательна» и лукава, как и предшествующие. Интересна ладовая структура песни – мелодический минор, переплетающийся с параллельным мажором, с использованием второй низкой ступени. В сегидилье заключена психологически тонкая характеристика Кармен, со всей капризностью и изменчивостью её натуры. Богатство ладовых изменений и красочных тональных сдвигов раскрывают пленительный и страстный характер Кармен. Сегидилья перерастает в дуэт и средний её раздел составляет диалог Хозе и Кармен, из которого становится ясным, что Хозе не может более сопротивляться и окончательно покорён. При вокальном исполнении может представиться трудным наличие мелких сгруппированных длительностей, триолей, форшлагов, обозначенных композитором акцентов, стаккато и динамических оттенков.

 

Поэтому следует тщательно впевать каждую ноту с ощущением головного резонатора с полной концентрацией одной позиции. Это важно для точного интонационного звучания и ритмической организации. Если будут выполнены эти требования, то завершающая сегидилью нота –  «си» второй октавы в вокальной партии не будет представлять особой сложности.

 

 Действие второго акта разворачивается в кабачке, где сошлись контрабандисты, приятели и подруги Кармен. Начинается акт с цыганской песни. Мелодия этой песни сперва звучит в оркестре, затем в вокальной партии Кармен. Припев подхватывают её подруги Фраскита и Мерседес. Этот номер осложняется наличием пляски в быстром темпе. Для этого номера очень важна расстановка сил и экономия дыхания. Исполнять его следует так же, как и предыдущие её номера из первого действия, с ощущением высокой позиции, поскольку в этом номере наблюдается наличие переходных нот и крайнего верха, а также сложного ритмического рисунка, динамических оттенков, мелких длительностей и акцентов.

 Весь второй акт построен на сценах – ансамблях (квинтет, дуэт). Здесь действует главное правило для каждого участника действия, в том числе и Кармен: концентрация внимания на том, что поют другие и не перекрикивать друг друга. Пение в ансамблевых сценах требует от исполнителя иных задач, нежели при исполнении сольных номеров. В ансамбле проявляется основная природа сценического действия как коллективного искусства.

 Общая стилистка актёрского и вокального исполнения работает на общий замысел спектакля, усиливает его эмоциональное воздействие на зрительный зал. Наличие в вокальной партии Кармен резких скачков, быстрой смены регистров заставляет певицу очень внимательно относиться к вокальной стороне исполнения, поскольку состояние организма при выражении определённых чувств не способствует образованию полноценного певческого звука. Если певица старается перекричать других, то происходит напряжение голосового аппарата, что в свою очередь может привести, особенно у не обладающих достаточным вокально-сценическим опытом исполнителей, к мышечным зажимам, искажению звукообразования, обеднение тембра голоса, интонационной неустойчивости, потере опоры дыхания. Поэтому при пении не следует форсировать звук, так как это способствует быстрой утомляемости.

Центр драматического развития второго акта оперы заключён в дуэтной сцене. Это важный этап в развитии образов Кармен и Хозе. Дуэтная сцена велика по объёму и разнообразна: здесь и речитативные диалоги, и песенные и ариозные эпизоды, и совместное пение участников ансамбля. Начинается большой дуэт с песни Кармен с кастаньетами. Достаточно простая мелодия в народном стиле написана без слов, в вокальной партии звучит лишь слог «ля». Построена мелодия на опевании тоники.

 Хозе молча любуется своей возлюбленной, но их идиллия не продлится долго: звучит военный горн, который напоминает герою о воинском долге. С этого боя трубы и начинается конфликт двух характеров главных героев, противостояние между воинским долгом Хозе и свободолюбивой цыганки. Кармен начинает насмехаться над Хозе, тем самым вызывая у него противоречивые чувства. Хозе пытается страстно убедить Кармен в своей любви. Начинается ариозо Хозе (ария с цветком) – нежная, кантиленная мелодия о светлом чувстве. Далее ведущую роль в дуэте всё же занимает Кармен. От нежного ариозо Хозе музыка набирает обороты к пылкому характеру героини (гимн свободе), где чётко проявляются два сильных характера персонажей. Кармен поёт о вольной жизни в родных горах и пытается переманить солдата на свою сторону, Сначала Хозе пытался переубедить возлюбленную, но в итоге сдаётся под страхом потери любви и также решается на вольную жизнь. Сопоставление двух музыкальных тем образует трёхчастную репризную форму. «Ариозо с цветком» Хозе и «Гимн свободе» - это два пласта абсолютных противоположностей и два разных мира со своими личностными представлениями о жизни и любви.

 В третьем действии оперы происходит новый поворот в жизни главной героини: становится ясным, что развязка будет трагической. От предшествующих актов третий отличается мрачным колоритом – события происходят ночью в диких ущельях гор Испании. Центральное место в третьем действии занимает терцет – сцена гадания Кармен, Фраскиты и Мерседес. Это первый эпизод в партии Кармен, освещающий её с трагической стороны. Во время гадания на картах Кармен понимает, что ей и её возлюбленному Хозе уготована смерть. Сцена гадания Кармен – это полная противоположность всему её образу, здесь уже нет весёлых и беззаботных песен и танцев, музыкальный номер представляет собой выразительный драматический речитатив и кантиленное трагическое ариозо. Ариозо написано в тональности фа минор, его скорбно-трагический характер заложен как в теме оркестра, так и в словах Кармен. Основой этих интонаций является поступенно восходящий звукоряд, создающий одновременно напряжённость и певучесть. Для исполнительницы очень важно понимать тесситуру данного номера: грудные ноты нельзя перегружать, иначе будет сложным выход на ноту фа второй октавы, в кульминации ариозо.

 

 

  

 

 Вокальная тема построена по нарастающему движению, от низкого регистра – к высокому. Это подчёркивает драматизм всей сцены. Также важным в этом номере является и певческое дыхание. Оно должно быть полноценным и широким, чтобы все низкие грудные ноты были сочные и крепкие. Здесь нельзя «вываливать» низ и средний регистр, нужно стараться сглаживать все переходные звуки, дабы показать максимальное легато голоса и тему рока судьбы Кармен. Все необходимо пропевать сдержано, скорбно и затаённо. Трагический характер ариозо в сцене гадания подчеркивается траурно звучащими аккордами оркестрового сопровождения, напоминающими траурное шествие. Сцена гадания является средним разделом терцета и, подобно многим другим номерам оперы, имеет законченную сложную трёхчастную форму.

 Безусловно, четвёртое действие можно считать развязкой оперы. Это финал не только человеческих отношений двух главных героев, но и конец жизни Кармен. В этом действии с наибольшей силой выражена основная идея оперы и её драматургические принципы. Кармен участвует в двух дуэтах. Первый дуэт с Эскамильо, радостный, полный любви и чувства и второй дуэт, кульминация всей оперы, трагический с Хозе, который приведёт её к гибели. В действии также показаны характеры всех участников оперы посредством лейтмотивов, здесь будут звучать народные сцены, тема любви Микаэлы к Хозе, куплеты и тема тореодора, страсть Хозе к Кармен и лейтмотив судьбы самой Кармен. Все эти драматургические линии переплетены между собой и взаимосвязаны. Это тандем контрастов, без которых не было бы такой сильной личности как Кармен. В главной сцене действия, и, несомненно, всей оперы, зрители становятся свидетелями последнего поединка героев, оканчивающегося для обоих фатально. Всё также беззаветно и страстно любит Хозе Кармен и стремится вернуть её любовь. Его партия очень насыщена напряжёнными, певучими мелодиями, на которые Кармен даёт решительный отпор.

 Речитативы Кармен в этой сцене наиболее выразительны. Непреклонность, нежелание смирить свою гордую, свободолюбивую натуру в ней сильнее страха смерти. Важной для исполнительницы в этой сцене будет артикуляция, твёрдая атака звука на хорошем дыхательном столбе. Здесь нельзя петь и говорить вяло, всё должно быть собрано, звук и подача должны быть наполнены твёрдостью и силой. Последний этап заключительной сцены становится ещё более напряжённым и динамичным, нарастает драматизм. Реплики Хозе и Кармен делаются короче, смена их становится всё более бурной и резкой. Кармен рвётся к воротам цирка, за которыми происходит ликование толпы и победные фанфары, но Хозе не пускает её. Последние страстные призывы Хозе. Кармен срывает с пальца подаренное им кольцо и бросает на землю. Хозе убивает героиню ударом ножа. Тема роковой страсти Кармен звучит непосредственно рядом с темой марша, создаётся потрясающий контраст. Восторженный народ выбегает из ворот цирка и видит рыдающего Хозе, над телом убитой им Кармен.

 


Заключение

 Французская классическая опера второй половины XIX века формировала в исполнителях качества синтетических певцов-реалистов, в творчестве которых должны сочетаться вокальное мастерство, драматическая выразительность и умение создавать на сцене живые реалистические персонажи. Опера Жоржа Бизе «Кармен» - это отдельная страница в истории вокального искусства. Отметим, что приступая к работе над партией центральной героини данной оперы – Кармен – начинающие певицы сталкиваются с рядом трудностей, поскольку она обладает своей спецификой и определёнными нюансами.

 Анализ роли Кармен в оперной постановке показал, что работа над ее партией требует решения целого комплекса задач, связанных с вокальной техникой, актёрской подготовкой, сценической пластикой. Как уже говорилось, роль главной героини оперы такова, что если она не состоится, то не состоится и весь спектакль. А это значит, что создание целостного вокально-сценического образа Кармен должно сопровождаться убедительной исполнительской интерпретацией ее роли. Так, певица, обладающая голосом меццо-сопрано, должна в то же время представать «поющей актрисой», способной создавать глубоко правдивый, жизненный образ, умеющей передать свои эмоции и чувства зрителю. Это будет способствовать ее комфортному пребыванию на сцене и взаимодействию с публикой.

 Приступая к работе над вокальной партией Кармен певице необходимо, в первую очередь, провести анализ всего музыкального текста данного персонажа, выявить интонационно сложные вокальные фрагменты, определить кульминационные моменты, произвести расстановку дыхания. Отметим, что исполнителю необходимо подвижное дыхание, тесно связанное с содержанием исполняемого фрагмента и выполняемое на опоре, важен равномерный расход дыхания в каждой фразе. Наличие в партии речитативных элементов требует тщательной работы над декламацией, артикуляцией, характером интонирования слов, вокальной фразировкой (особенно в Сцене гадания). В исполнении песенно-ариозных фрагментов важно уметь преодолеть ритмические, интервальные сложности (Сегидилья).

 В целом, при работе над вокальной партией Кармен надо добиваться идеального звучания, чёткой артикуляции, правильного произношения. Отмечая такую особенность вокальной партии главной героини как ее масштабность, певице нужно обрести умение правильно распределить свои силы на протяжении оперного действия. Кроме того, нужно уделить особое внимание изучению словесного текста, особенностям произношения слов на французском языке и специфике их вокального интонирования (редуцирование гласных звуков, недопустимость грассирования согласных).

Что касается создания сценической концепции роли Кармен, то отметим, что певице необходимо ознакомиться с первоисточником, найти выразительную сценическую форму характера, выявить особенные, точные детали при объективации психологии своей героини. Работа исполнительницы должна проходить в тесном контакте с режиссёром-постановщиком оперы. Отмечая, что в опере Кармен представлена как свободолюбивая, волевая, смелая и правдивая в своих чувствах женщина, певица должна продумать манеру своего поведения, мимику, жесты, походку, отношение к окружающей действительности, найти такие средства художественной выразительности, которые будут свойственны только ей и создадут яркий, уникальный оперный образ. Так, известно, например, что Елена Образцова для создания образа «вольнолюбивой цыганки» Кармен выходила на сцену босой; Элина Гаранча, в сцене ареста Кармен из первого акта, соблазняла Хозе посредствам поднятия юбки зубами. Агунду Кулаеву отличает от всех исполнительниц партии Кармен особое увлечение танцем из второго акта, где важным выразительным средством певицы становятся чрезмерные взмахи юбкой, дроби ногами в стиле испанского танца.

 Сложность вокально-сценического воплощения партии Кармен связана с тем, что она целиком раскрывается лишь в движении, в процессе развёртывания оперного действия и является весьма разнообразной и динамичной. Для исполнительницы важной задачей предстает показ перемен в образе Кармен, вплоть до психологической заостренности, глубокого драматизма.

 Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что данная работа является значимой и актуальной для начинающих певцов – актёров, поскольку опера «Кармен» является неотъемлемой частью любого театра мира и жизненные проблемы, затрагиваемые в опере, остаются популярными и в XXI веке. Каждый исполнитель должен помнить, что создавая правдивый вокально-сценический образ, нужно «прожить жизнь своего героя» (К. С. Станиславский). Для этого необходимо не просто выучить «голые ноты» и текст произведения, но и поработать над сценическим воплощением персонажа: гримом, костюмом, своим поведением на сцене, отношением к тому персонажу, которого он воплощает, продумать, как взаимодействовать с другими персонажами.

 


Литература

1. Берков В. «Кармен» Жоржа Бизе. – издание 3-е. – М.: Музыка, 1969. – 57 с.

2. Берлянчик М. Искусство и личность. Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. Кн.1 – М.: Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 2009. – 368 с.

3. Богатырёв В. Воспитание певца актёра. – Спб.: изд. Е. С. Алексеева, 2008. – 160 с.

4. Богатырёв В. Оперное творчество певца-актёра: историко-теоретические и практические аспекты: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. – Спб, 2011. – 35 с.

5. Великович Э. Жорж Бизе. – Л., Музыка, 1969. – 94 с.

6. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения: учеб. пособие / Мануэль Гарсиа (сын); пер. с итал. М. К. Никитиной. – СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2015. – 411 с.

7. Герсамия И. К проблеме психологии творчества певца. – Тбилиси, Мецниебра, 1995. – 162 с.

8. Головнёва Н. Музыкальная жизнь Ново-Николаевска в фотографиях, материалах и документах 1893 – 1926 гг. – Новосибирск: 2014. – 350 с.

9. Головнёва Н. Лидия Мясникова: жизнь и сценическая деятельность – Н., Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2008. – 312 с.

10. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., Музыка, 1996. – 368 с.

11. Друскин М. История зарубежной музыки. – Выпуск IV. – Спб.: Композитор, 2004. – 622 с.

12. Котова Р. Исполнительская культура и формирование молодого певца-артиста. – М.: Готика. – 2006. – 188 с.

13. Кремлев Ю. Жорж Бизе. Краткий очерк жизни и творчества. – Л.: Изд. Тритон, 1935. – 49 с.

14. Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре. – М.: Искусство, 1952.

15. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. – Выпуск V. – М.: Музыка, 1965. – 351 с.

16. Морозов В. Искусство резонансного пения. – М.: Искусство и наука, 2002. – 494 с.

17. Попова Т. Зарубежная музыка XIX века. – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.

18. Пружанский А. Отечественные певцы 1755 – 1917 гг: словарь в двух частях. Часть 1. – М.: Советский композитор, 1991. – 423 с.

19. Ромм В. Большой театр Сибири. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. – 254 с.

20. Силантьева И. Проблемы перевоплощения исполнителя в вокально – сценическом искусстве: автореф. дис. … д-ра искусствоведения / Силантьева И. Г.; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. – М., [Б. И.] 2007. –  47 с.

21. Соллертинский И. «Кармен» Бизе. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 31 с.

22. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. – М.: Искусство, 1980. – 430 с.

23. Толшин А., Богатырёв В. Тренинг для актёра музыканта. – Спб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2014. – 160 с.

24. Хохловкина А. Жорж Бизе. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. – 58 с.

25. Чехов М. О технике актёра. – М.: Искусство, 1995. – 288 с.

26. Шейко Р. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. – М.: Искусство, 1984. – 370 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первая афиша оперы «Кармен». Париж 3 марта 1875 год.

 

Первая исполнительница оперы «Кармен». Селестина Галли-Марье. Париж 1875 год.

Елена Образцова в партии Кармен. Большой театр России. Москва 1979 год.

Тамара Синявская в партии Кармен. Большой театр России. Москва 1983 год.

Агунда Кулаева в партии Кармен. Новосибирский театр оперы и балета 2001 год.

Постановка оперной студии НГК 2017 год. Режиссёр В. В. Лукьяненко.


[1] Наиболее успешный кинематографический вариант на сегодняшний день – это «Кармен Джонс», основанный на опереточной версии и ставший хитом на Бродвее.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2001; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!