Кармен» как вершина оперного творчества Ж. Бизе



 Общественный подъём на рубеже 60-70х годов XIX века во Франции обусловил идейный перелом в творчестве Жоржа Бизе и направил его к вершинам мастерства. Композитора привлекали в искусстве размах мысли, широта концепции, жизненная правдивость. Недолгая жизнь Ж. Бизе была наполнена кипучей, напряжённой творческой работой. Незаурядная личность художника проявлялась во всём, что он делал. Смелое обращение к сюжетам повседневного быта помогло ему создать образы, точно выхваченные из окружающей действительности, обогатить современное искусство новой тематикой и на редкость правдивыми, сильными средствами в изображении здоровых, полнокровных чувств во всем их многообразии.

 Основные творческие достижения Ж. Бизе связаны с музыкальным театром. Влечение к театрально-сценической выразительности вообще свойственно французской музыке и очень характерно для Ж. Бизе. Композитору принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но театральные работы, например, музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен». В этих произведениях полностью раскрылся гений Ж. Бизе, его мудрое, ясное и правдивое мастерство в показе драмы людей из народа, красочных картин жизни, её светлых и теневых сторон. Но главное – он увековечил своей музыкой непреклонную волю к счастью, действенное отношение к жизни. Таким Ж. Бизе предстаёт в музыке, поражающей солнечным оптимизмом в показе жизненных противоречий. Эти качества придают его творениям особую ценность. Смелый художник, «сгоревший» в непосильном труде, не достигнув 37-летнего возраста, Ж. Бизе выделялся среди своих современников композиторов неиссякаемой жизнерадостностью, а созданные им последние творения – в первую очередь опера «Кармен» - принадлежат к лучшему, чем славится мировое музыкальное искусство.

 Опера «Кармен» явилась не только кульминацией творчества великого французского композитора, но и завершающим творением его жизненного пути. Всего композитором было написано 13 опер, многие из которых не были окончены и изданы. К числу завершённых и поставленных относятся 6 опер: «Дон Прокопио» (1858 – 1859), «Искатели жемчуга» (1863), «Иван Грозный» (1866), «Пертская красавица» (1867), «Джамиле» (1872), «Кармен» (1875).

 В начале своей работы над оперой «Кармен» Ж. Бизе не мог и предположить, что это произведение принесёт ему не только всемирную славу, но и сделает его родоначальником нового музыкального жанра – реалистической оперы-драмы. Впервые во французском театре появилась опера, так глубоко и правдиво раскрывшая подлинные человеческие чувства, показавшая полнокровные картины народной жизни. Однако, «Ж. Бизе – не реформатор в своём творчестве, подобно тому же Рихарду Вагнеру» в немецком оперном творчестве. «Он не ломает традиционных оперных форм и не нарушает в своей опере «Кармен» синтеза искусств, а напротив, упорно культивирует старые соотношения арий, речитативов, ансамблей с многочисленными сценическими и смысловыми условностями» [13, с. 43].

 Изначально «Кармен» задумывалась как комическая опера с большими разговорными диалогами, бытовыми и юмористическими эпизодами и даже интермедией, построенной на материале, совершенно не связанном с сюжетом. В качестве подходящего сюжета композитором была выбрана новелла Проспера Мериме, а написание либретто было предложено опытным драматургам – Анри Мельяку и Людвигу Галеви. Известные своими пьесами для театра Оффенбаха, они задумали сделать из суровой драматической новеллы лёгкий развлекательный спектакль. О будущей опере Бизе писал: «Комическая опера только что заказала мне три акта. Мельяк и Галеви будут моими сотрудниками. Они сделают что-нибудь веселенькое, а я обработаю его так сжато, как только возможно» [5, с. 70].

 Под «чем-то веселеньким» композитор подразумевал либретто будущей оперы «Кармен». Однако, оставалось неясным, как поступят либреттисты с финалом оперы, так как очень трудно усмотреть хоть какой-нибудь намёк на смешное в последнем трагическом столкновении двух главных героев. Но, как известно, для подлинных мастеров своего дела не существует непреодолимых преград. Вероятно, прославленные авторы «Прекрасной Елены» и «Парижской жизни» из данной ситуации смогли бы извлечь блестящий комический эффект. Во всяком случае, уже после создания «Кармен», в России появилась оперетта-пародия В. Александрова «Цветок любви и проклятья» на сюжет того же Мериме [5, с. 71].

 Основой сюжета будущей оперы послужила третья часть новеллы – рассказ Хозе. А. Мельяк и Л. Галеви блестяще использовали материал рассказа, отбросив всё, что имело чисто литературный интерес и замедляло действие. Они оставили только конкретные события, острые ситуации, позволяющие выпукло и ярко раскрыть характеры действующих лиц. Чтобы оттенить образы главных героев, создать необходимый драматический контраст, либреттисты ввели два новых персонажа: скромную крестьянскую девушку Микаэлу и блестящего тореадора Эскамильо (в новелле вскользь упоминался пикадор с неблагозвучным именем Лукас). Превосходный был и язык либретто: сочный, выразительный, местами по-настоящему поэтичный. Авторы, уделяя внимание и литературной стороне своего произведения, включали в действие развёрнутые разговорные диалоги, жанровые и комедийные эпизоды, часто не связанные с сюжетом.

 Однако Ж. Бизе предъявлял к либретто свои требования. Поэтому всё то, что не подчинялось логике музыкального развития, он безжалостно выбрасывал и сокращал. Но главное, что чем глубже композитор погружался в работу над оперой, тем яснее осознавал, как далека она будет от лёгкого развлекательного спектакля. Он чувствовал, что привычный жанр комической оперы с его внешне занимательной, но не глубокой интригой, поверхностными легковесными характерами потребует решительных коренных изменений. Слишком напряженным был драматизм сюжета, а образы героев глубокими и значительными. Ход его мысли диктовался новым пониманием тематики искусства и его социальных задач. Он понимал, что, как и французская литература второй половины XIX века, опера должна проникать в гущу жизни, раскрывать чувства обыкновенных людей, показывать их обычные, но захватывающие драмы, которые порождает ежедневно и повсюду несправедливый строй жизни. Через музыку к драме композитор пришел к музыкальной драме. Отныне его искусство становилось на службу новым и высоким жизненным целям [5, с. 75].

 Письма, которые писал Ж. Бизе своим товарищам-либреттистам, говорят о том, как детально он продумывал не только психологическую сторону образа, но и сценическое поведение героев оперы «Кармен», главнейшие мизансцены, особенности постановки. Он учитывал необходимую длину музыкального отрывка, если действующему лицу надо было пройти из глубины сцены на первый план или если героиня, погружённая в воспоминания, медленно продвигалась вперёд. Композитор всегда видел образ во всей его многогранности и жизненной правдивости [24, с. 45-46].

 Итак, под влиянием композитора либреттисты существенно изменили характер первоисточника оперы. Действие оперы теперь разворачивается на заполненных народом улицах и площадях, вместо мрачных цыганских притонов и диких горных ущелий. Изменились также и образы главных героев. Образ Хозе у Мериме – это известный бандит, на совести которого немало преступлений. Он суров, горд, мрачен и чем-то напоминал писателю «мильтоновского Сатану». В трактовке композитора Хозе человечен, прост, лишён черт индивидуальной исключительности. По сути, Ж. Бизе описал своего современника, человека честного, прямого, несколько слабовольного, мечтающего об уютном и спокойном счастье, но в силу роковых обстоятельств вырванного из привычных условий существования. Это и служит причиной его личной драмы.

 Переосмысление образа Хозе привнесло и изменения во взаимоотношениях с Кармен. Изменения её образа произошли в обратном направлении: было снято всё то, что было связано с обрисовкой хитрости, воровской деловитости Кармен, иначе говоря, что принижало этот образ. В опере ее образ приподнят, сделан благороднее и, опять же, человечнее и даже наделён под конец чертами трагического величия. Не порывая с первоисточником, авторы либретто активнее подчеркнули вольнолюбие, прямоту смелого характера героини. Они приблизили существо этого образа к той романтической трактовке «цыганского» как синонима свободолюбия, независимости в личных отношениях, противопоставляемых ханжеству буржуазной морали. Но самое главное – музыка Ж. Бизе наделила Кармен чертами народного характера. В противовес Хозе, тореадор Эскамильо приобрёл волевую, героическую, хотя и несколько внешнюю характеристику, а антитезой к Кармен явилась ласковая и нежная Микаэла – образ, созданный либреттистами на основе вскользь брошенной писателем фразы о «девушке в голубой юбке и с светлыми косами». Данная антитеза помогла разносторонне показать душевную драму Хозе, его мучительные поиски счастья [11, с. 427-428].

 Особенностью оперы «Кармен» в первой редакции было наличие разговорных эпизодов, диалогов, помещённых между музыкальными номерами. Этого требовала давняя традиция комической оперы, в жанре которой первоначально была она задумана. Однако, «вскоре после первой постановки, ближайший друг композитора Эрнест Гиро изъял из оперы эти звучавшие анахронизмом разговорные эпизоды и заменил их на музыкальные речитативы» [1, с. 18]. Такие речитативы нужны были для более отчётливой мотивировки событий, происходящих в опере, а в музыкальном отношении они представляют собою искусное развитие тем Ж. Бизе и поэтому удачно вплетаются в целое.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!