РАЗДЕЛ 2. Вопросы интерпретации вокально-сценического образа Кармен



Особенности перевоплощения и работа над образом (ролью)

 Тема сценического перевоплощения всегда интересовала и привлекала к себе особое внимание актёров, режиссёров, исследователей сценического искусства разных стран и эпох. На протяжении веков были выработаны две основные теории, объясняющие процесс сценического перевоплощения. Одна теория основывалась на том, что в основе перевоплощения лежат реальные, подлинные чувства. Другая теория утверждала, что, оставаясь внутренне холодным, актёр лишь подражает чувствам персонажа, которые ему полагается пережить на сцене. Об этом немало размышляли известные актёры, режиссёры и теоретики сценического искусства на протяжении более чем двух веков. Но дискуссия по этому вопросу, как отмечает И. И. Силантьева в своей работе, посвящённой проблемам перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве, продолжаются и в наши дни [20].

 Поскольку опера – это синтетический вид театрального искусства, сочетающий в себе музыку и слово, актёрское мастерство и сценическое движение, то решение проблемы перевоплощения для певца играет важную роль. Искусство перевоплощения для певца, прежде всего, осложнено тем, что он опирается на умение воплотить образ, характер исполняемого персонажа через осмысленное действенное и выразительное пение. Основные требования, которые стоят перед певцом – актёром, это умение находить в музыке характер самого образа и обозначать закономерность его действий и побуждений, «истину переживаний и страстей» [20, с. 21]. Воплощение оперного образа находит своё выражение через музыкальную драматургию оперного произведения. Всё вышеизложенное относится к трактовке образа Кармен. Решая задачу перевоплощения относительно данного персонажа, следует особо уделять внимание внешним и внутренним портретным характеристикам героини.

 Интерпретация сценического образа певцом предполагает обретение им яркого характера, который продиктован исполнителю композитором и возможен только в жестких рамках музыкального, певческого амплуа. Характерность рождается в мышлении певца – актёра, наиболее тонко выражающего себя через вокальную интонацию. Определив цели и мотивы поведения, свойственные персонажу, исполнитель тем самым становится и повелителем его поведения, способным предсказать его типичные реакции на предлагаемые жизненные обстоятельства, исполнить его возможные действия, - то есть создать выразительную сценическую форму характера, найти особенные, точные детали при объективации психологии персонажа. Это одна из важнейших исполнительских задач. Поскольку о персонаже зритель судит по различным признакам: физическим, психологическим и поведенческим (речь, действие, манера поведения, грим, костюм, жест, мимика, пантомимика), то перед певцом – актёром всегда стоит не одна задача, а сразу три, то есть, вокальная, музыкальная и сценическая. Все эти три составляющие, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к созданию целостного, правдивого вокального сценического образа.

 Эстетика оперного театра вызывала и вызывает справедливые нарекания в отсутствии должного актёрского образования и никто не возьмётся оспорить мнение, что овладение азами актёрского мастерства необходимо певцу – актёру. Актёрская профессия является, пожалуй, одной из самых сложных творческих профессий, поскольку единственным инструментом, которым владеет актёр – он сам: человек с его сложнейшим психофизическим аппаратом.

 К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой – преимущество его творческой работы. Трудность – в самом процессе изучения трёх искусств, но, если они слиты воедино, то певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другое мешать этому воздействию, то результат получится не желательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое» [22, с. 402].

 В основе актёрского вживания в образ лежит так называемая установка, и система К. С. Станиславского направлена на её выработку. Установкой вызывается задача, поставленная перед актёром, которая мобилизует его соответствующим образом: создаёт в нём потребность, на основе которой он модифицируется согласно данной или воображаемой ситуации. Его полное модифицирование и называют установкой. Но недостаточно просто представить требуемую ситуацию, надо, чтобы природа человека физически поверила в воображаемое, то есть следует «вызвать правду и веру в области тела» [7].

 Для того, чтобы вызвать у певца активное отношение к воображаемой ситуации, главным стимулом, по К. С. Станиславскому, является задача «если бы», с помощью которой трансформируются окружающие певца предметы и обстоятельства роли. «Если бы» рождает в актёре внутреннюю и внешнюю активность, протекающую естественным путём. Задачу «если бы» может поставить себе каждый певец, но подлинным актёром будет лишь тот, кто способен выработать в себе соответствующую этой задаче установку. Таким образом, основой перевоплощения актёра является его способность вырабатывать в себе установку в соответствии с воображаемой ситуацией, независимо от реальных обстоятельств. «Исполнитель должен не только осмыслить задачу, но и перевоплотиться, не думая о том, как следует поступить в той или иной ситуации «если бы», ибо оно уже есть тот, которым должен быть – «я есмь» [3, с. 31].

 Главной ценностью, производимой оперным исполнителем – актером, действователем в согласии с театральной природой, является вокально-сценическое воплощение сознания персонажа: добровольно оказавшаяся во власти собственного творения, психофизическая природа артиста отзывается непосредственным переживанием персонажного бытия, объективируя его в искусстве образно-смыслового интонирования, игры тембров, пластических форм. В связи с этим внимание исполнителя настоятельно обращается на изучение путей, ведущих к перевоплощению. В этой тонкой, сложной, щепетильной области работа должна протекать по всем строгим законам нашей душевной и органической природы. Для перевоплощения в тот или иной персонаж для исполнителя важна  наблюдательность, проницательность и внимание к чужой душевной жизни.  Внимание – это один из познавательных процессов, позволяющий воспринимать, видеть и понимать окружающий мир как можно лучше и точнее.

 Для исполнителя необходимым качеством является произвольное внимание: оно возникает по воле и желанию, иногда – просьбе или указанию; при этом внимание на объекте удерживается усилием воли. Непроизвольное внимание присутствует как данность, но в актёрской профессии оно отличается особой цепкостью. Из параметров внимания бывают более других задействованы концентрация, глубина, распределение, переключение, устойчивость и объём.

 Приступая к работе над ролью, певец-исполнитель ставит перед собой основную и конечную цель – создать правдивый вокально-сценический образ так, чтобы на сцене «прожить жизнь своего героя» (К.С. Станиславский). И в этом неоценимую роль играет наше воображение. «Ничему нельзя научить того, у кого нет воображения, – считал Ф.И. Шаляпин, – воображение – одно из главных орудий художественного творчества» [10, с. 300]. Материалом для творчества служат знания, личный опыт, впечатления. Творческая деятельность немыслима без развитого воображения, но в создании убедительного вокально-сценического (воображаемого) образа исключительное значение принадлежит самоконтролю. «Если исполнитель целиком растворяется в образе, то это неизбежно ведёт к натурализму, к примитивизму в воспроизведении явлений жизни, которые лишаются эстетического преломления» [4, с. 37].

 В процессе перевоплощения в исполнителе реализуется «художественный тип». Среди значимых психологических препятствий к проявлению свойств художественного типа личности также наблюдается незнание способностей своей эмоциональной природы, а также боязнь сильных переживаний, склонность к щадящему душевному режиму, нежелание эмоциональных затрат.

 Работая над спектаклем и ролью, не следует забывать и об «атмосфере», которая царит на сцене. Создание сценической атмосферы помогает добиться стилевого единства. Атмосфера наряду с другими выразительными средствами способствует созданию целостного образа спектакля. М. Чехов признавал за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения. Более того, он полагает, что «отдельные актеры с их чувствами не больше как часть целого. Они должны быть объединены и гармоничны, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля. Спектакль, лишенный атмосферы, неизбежно несет отпечаток «механичности». «Дух в произведении искусства — это его идея. Душа — атмосфера. Всё же, что видимо и слышимо, — его тело» [25, с. 11]. Определение, несмотря на всю его метафоричность, совершенно точно отражает значимость атмосферы в общем строе спектакля. К.С.Станиславский рассматривал атмосферу как эмоциональную окраску каждого действия, сцены, эпизода, всего спектакля. Он говорил: «атмосфера зависит от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, конфликта, темпо-ритма, "зерна", взаимосвязана со сквозным действием, зависит от действующего лица, от его характера, способствует созданию целостности спектакля» [22, с. 380]. 

 Атмосфера связывает актёра со зрителем. Тот актёр, который сохранил (или вновь приобрёл) чувство атмосферы, хорошо знает, какая неразрывная связь устанавливается между ним и зрителем, если они охвачены одной и той же атмосферой. В ней зритель сам начинает играть вместе с актёром. Эти размышления о специфике театральной атмосферы М. Чехова представлены в его работе посвящённой актёрской игре и способам «репетирования» роли [25].  

 Принимая во внимание основные теоретические принципы в работе над ролью, хотелось бы отметить, что всё вышесказанное относится к главным задачам в работе над образом Кармен. Следуя этим положениям, исполнитель данной партии сможет воплотить правдивый понятный зрителю персонаж.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!