Образ и характеристика Кармен. Работа над ролью



 Приступая к работе над той или иной ролью, каждый артист начинает поиски того, каким будет воплощён его персонаж в жизни. И здесь очень важно, чтобы этот персонаж был наделён какими-то определёнными качествами, которые будут понятны зрителю. В этой связи оперные исполнители очень часто обращаются к первоисточнику, чтобы понять, каким показывает его автор пьесы. В дальнейшем это помогает более целостно сделать обрисовку характера персонажа, понять самому исполнителю – как он будет строить концепцию своей роли. Кармен – это персонаж, с точки зрения актёрского видения, который очень богат различными свойствами внутреннего характера. Она переменчива в своих взглядах на жизнь и на всё, что её окружает.

 Слово «Кармен» на андалузском наречии обозначает «сад» или «загородный дом с парком». Женское имя «Кармен» (уменьшительное – «Карменсита») происходит от одного из титулов богоматери: «Санта Мария дель Кармен», что означает: «Святая Мария, покровительница садов». В опере же главная героиня представлена как свободолюбивая, волевая, смелая и правдивая в своих чувствах женщина, которая страстно дорожит своей свободой и независимостью от других, что является её яркой уникальностью. Кроме того, к её характеристике следует отнести такое качество как, непостоянство. Часто у зрителя создаётся такое впечатление, что Кармен – это коварная, бессердечная особа, но это далеко не так. Это просто молодая харизматичная девушка, мечтающая встретить свою любовь, а всё что ей мешает в осуществлении этой мечты, она убирает со своего пути.

 Образ Кармен целиком раскрывается лишь в движении, в развёртывании оперного действия. Каждый акт – это новый виток в её развитии, это новый характерный этап. Первый акт – это некое анархическое свободолюбие, обольщение Хозе, победа. Второй акт – любовь к Хозе. Третий акт – глубокое душевное смятение. Четвёртый акт – это крах свободы, независимости личности и гибель. В четвёртом действии Кармен – не сильная, как в первом акте героиня, а слабая фигура, её смелость перед смертью – это есть смелость отчаяния, а не убеждённого героизма. В этом и есть – вся суть дела. Кармен покорила слабовольного Хозе, но сама уступает и покоряется «герою цирка» Эскамильо. Конец третьего действия и всё четвёртое действие – это этапы падения свободы личности Кармен.

 Характеристика главной героини вытекает из самой природы этого образа: Кармен – дитя народа, и её обрисовка хорошо прослеживается в народных песнях и плясках (хабанера в сопровождении оркестра, сегидилья, цыганская песня). Её партия пронизана народными испанскими и цыганскими оборотами, исполнена огненного темперамента, свойственного музыке этих народов. Во второй половине оперы, где трагический исход отношений Кармен и Хозе делается более очевидным, образ Кармен приобретает черты драматизма и психологической углублённости. Такие различные приёмы создают образ необычайно разнообразным и динамичным.

 Чтобы понять, какой будет главная героиня на сцене, исполнительница партии, должна для себя решить и найти в тесном контакте с режиссёром-постановщиком оперы определённые черты характера, которые будут применимы в создании её неповторимого образа. В этой связи очень важно продумать её манеру поведения, мимику, жесты, походку, отношение к окружающей действительности, найти такие средства художественной выразительности, которые будут свойственны только данной конкретной исполнительнице партии. Такие, казалось бы, мелкие детали, играют огромную роль в создании целостности образа, оказывают влияние на вокальное исполнение.

 В мировой практике известен случай постановки оперы Кармен самим К. С. Станиславским. Этот случай является наглядным примером режиссерского и актерского видения персонажного бытия и не понимания певицей задач, поставленных режиссёром. Рассмотрим его далее.  

 В 1935 году Константин Сергеевич Станиславский в своей оперной студии осуществлял постановку оперы «Кармен». На партию главной героини были назначены две исполнительницы: первая – М. С. Гольдина, вторая – С. А. Геликонская. Вторая исполнительница роли всё делала просто, убедительно, но её Кармен чем-то напоминала скорее героиню А. Островского, что также отражалось и на вокальном исполнении. Это вызывало у режиссёра скуку от этого образа. Тогда К. Станиславский предложил артистке закурить. Первая исполнительница Кармен в этом спектакле не курила, папироска нужна была лишь для второй. Смысл такой подсказки К. Станиславского заключался в том, чтобы вызвать у певицы другое восприятие окружающей действительности. Когда вокруг неё бушуют страсти, всё клокочет, к ней обращаются, из-за неё дерутся, в неё влюбляются, а она – курит. В спектакле характера так и не получилось. Папироска сыграла лишь элементарную роль – исполнительница перестала быть персонажем купеческой дамы из пьесы А. Островского. Но почти каждая молодая женщина, взяв в руки сигарету, приобретает вульгарно-пошловатый и вызывающий вид. Кармен же должна была курить совсем иначе, не для того, чтобы произвести впечатление, так как она не может быть специально вызывающей, это слишком мелко для неё. Артистке так и не удалось освоить и понять замечательную подсказку режиссёра. Её курение осталось «красочкой». А суть заключалась не в «красочке», а в том, что является решением образа – выражением через «приспособление» отношения к миру, людям, себе.

 Приведенный выше пример показывает, что в работе над созданием образа важно не только взаимопонимание между актёром и режиссёром, но и то, что целостность образа складывается, из казалось бы, не имеющих никакого значения мелочей, а правильно выстроенный образ влияет и на взаимодействие с партнёрами по сцене, и на спектакль в целом. Роль главной героини в опере «Кармен» такова, что, если не состоится эта роль, не состоится спектакль. Каждый зритель без исключения должен уйти после спектакля в сомнениях, правильно ли было лишать такую женщину жизни. Ведь Хозе лишь из эгоизма убивает её: «Так не доставайся же ты никому!» А она пошла сознательно на смерть ради свободы души, и если с этой стороны посмотреть на образ Кармен, то ею можно только восхищаться. Главная задача, которая стоит перед исполнительницей заключается в том, чтобы показать перемены в образе, чтобы зритель мог пережить вместе с ней все ситуации и она смогла бы покорить каждого своим образом. 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1062; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!