РАЗДЕЛ 1. История создания и постановок оперы «Кармен»



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»

 

 

Кафедра истории музыки

 

 

СОКОЛОВА-ХАЛЕЦКАЯ ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

Выпускная квалификационная работа

 

РАБОТА НАД ВОКАЛЬНОЙ ПАРТИЕЙ КАРМЕН В ОПЕРЕ «КАРМЕН» Ж. БИЗЕ

Реферат

Специальность 53.04.02 Вокальное искусство (по профилям подготовки: Академическое пение)

 

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, доцент Юферова О.А.__________

 

Допущено к защите «___» ___2018

 

Заведующий кафедрой,

доктор искусствоведения, профессор  Шиндин Б. А.________

 

Новосибирск 2018


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...3

РАЗДЕЛ 1. История создания и постановок оперы «Кармен»

1.1. «Кармен» как вершина оперного творчества Ж. Бизе……………6

1.2. Из истории постановок оперы «Кармен»…………………………11

РАЗДЕЛ 2. Вопросы интерпретации вокально-сценического образа Кармен

2.1. Особенности перевоплощения и работа над образом (ролью)…17

2.2. Образ и характеристика Кармен. Работа над ролью…………….22

2.3. Специфика работы над вокальной партией Кармен…………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...39

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41

 

 

 

Введение

 «Кармен» Ж. Бизе – одно из самых популярных произведений в мировом оперном репертуаре. В наше время эта опера входит в репертуар многих оперных театров и исполняется на всех языках, в том числе и на японском. Её популярность не ограничивается только лишь оперной сценой, она пополнила даже репертуар ресторанной музыки, существует в фортепианных транскрипциях, а также в кинематографических версиях[1].

 Опера Ж. Бизе «Кармен» - это яркий пример единства драмы и музыки, органичного соединения актёрского и вокального искусства. Совокупность данных составляющих даёт возможность исполнителю правдиво и убедительно передать все эмоции, переживания и чувства до зрителя. Истинно верным в этом смысле является утверждение В. Немировича-Данченко, что весь смысл работы над оперным образом заключается в том, чтобы исполнители были «поющими актёрами». И требование к певцам было всегда одно: чтобы всё, что они делают на сцене, выражая себя в персонажах, было настоящей живой правдой.

Центральное место в оперной постановке занимает роль Кармен. На ее партии будет сосредоточено внимание автора настоящей работы. Выбор темы был не случайным, поскольку меццо-сопрано – это очень редкий и сложный голос и каждая партия, написанная для этого голоса, по-своему сложна и необычна. В связи с этим партия Кармен имеет свои особенности, прежде всего, вокальные и драматические.

 Отметим, что приступая к работе над партией Кармен в оперной постановке, начинающие певцы сталкиваются с определёнными трудностями в актёрском мастерстве и вокальной технике. От оперного певца требуется множество навыков: не только хороших вокальных данных, мастерского владения техникой вокала, но и мобильности, хорошей пластики, актёрской подготовки и т. д. Данный комплекс профессиональных умений создаёт предпосылки для убедительной вокально-исполнительской интерпретации образа, комфортного пребывания на сцене и взаимодействия с публикой.

 В принципе, любая вокальная партия всегда имеет свои нюансы и сложности исполнения, которые не описаны ни в одной книге. И решение тех или иных задач идет только при условии личной работы исполнителя над вокальной партией. В особенности это касается партии Кармен. Ценнейший исполнительский опыт, имеющийся в отечественной и зарубежной оперной практике в отношении к роли Кармен практически не зафиксирован в музыкальной методической литературе. Это и определяет актуальностьданной работы. Кроме того, создание целостного вокально-сценического образа Кармен без решения задач и преодоления трудностей, связанных с вокальными особенностями самой партии Кармен, а также без анализа личного исполнительского опыта заведомо ведёт певца-актёра к неудаче и непониманию со стороны слушателей.

 Основная цель работы: изучение сценического образа Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе, выявление особенностей его вокально-исполнительского воплощения.

 В работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю создания и историю постановок оперы Ж. Бизе «Кармен»;

- изучить принципы актерской работы певца над образом Кармен;

- выявить специфику вокальной работы над партией Кармен, обозначить особенности ее вокально-исполнительской интерпретации. 

 При написании реферата были использованы работы, посвящённые различным аспектам вокально-исполнительского искусства, психологии творчества певца и мастерства актёра. Для осмысления специфики работы над сценическим образом Кармен использовались труды К. Станиславского [22], М. Чехова [25], по психологии певца-актёра – работы И. Герсамия [7], И. Силантьевой [20]. Для изучения и уточнения различных приёмов и методов вокального искусства автор обращался к учебно-методическим материалам Л. Дмитриева, Р. Котовой, В. Морозова и других. Для описания истории создания и истории постановок использовались труды Э. Великовича, Н. Головнёвой, Ю. Кремлева, И. Соллертинского.

 Настоящая работа обладает практической значимостью и призвана помочь молодому певцу-актеру справиться с вокально-исполнительскими трудностями в партии Кармен, чтобы исполнительская интерпретация ее образа была убедительной и эффектной. Участие автора настоящего реферата в работе над отрывком из оперы «Кармен» в оперной студии НГК позволило проникнуться всеми исполнительскими нюансами и понять специфику работы над вокальной партией Кармен.

 Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы из 26-ти наименований и приложения.

 

РАЗДЕЛ 1. История создания и постановок оперы «Кармен»


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!