Лжепророк Мусайлима и бану Ханифа



Его звали Мусайлима ибн Сумама ибн Кабир ибн Хабиб аль Ханафи, Абу Шама. Он родился и вырос в Ямаме в селении, которое сегодня называется Джубайля, рядом с аль-‘Уяйной в долине Ханифа в Неджде. Он начал разъезжать по землям арабов и неарабов и учиться хитроумным приёмам, помогающим втираться в доверие, вводить людей в заблуждение и перетягивать их на свою сторону. Он учился разным гаданиям, колдовству и фокусам, которые легковерные люди принимают за чудеса. Мусайлима объявил себя пророком, когда Посланник Аллаха ﷺ был в Мекке. Он посылал туда людей, чтобы они слушали Коран и потом читали ему услышанное, дабы сочинить нечто подобное. Или же он сам читал аяты людям, выдавая их за свои слова.

В 9 году хиджры, когда власть ислама распространилась почти на всю Аравию, в Медину к Посланнику Аллаха ﷺ прибыла делегация бану Ханифа, чтобы объявить о том, что они принимают ислам. Ибн Исхак передаёт, что Мусайлима был в составе делегации, однако соплеменники прикрывали его одеждой. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «При жизни Посланника Аллаха ﷺ в Медину приехал лжец Мусайлима, который стал говорить: “Если Мухаммад распорядится передать мне власть после своей смерти, я последую за ним”, а вместе с ним в Медину приехало и множество его соплеменников. В сопровождении Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса к нему вышел Посланник Аллаха ﷺ, державший в руке голую пальмовую ветвь. Он остановился около Мусайлимы, которого окружали его товарищи, и сказал: «Если бы ты попросил у меня эту ветвь, я не отдал бы тебе и её. Я никогда не пойду против решения Аллаха относительно тебя. А если ты станешь поступать наперекор истине, Аллах обязательно уничтожит тебя! Поистине, я думаю,что ты и есть тот, кто был показан мне во сне, а Сабит ответит тебе вместо меня», после чего Посланник Аллаха ﷺ удалился. Ибн ‘Аббас спросил Абу Хурайру о том, что именно видел во сне Пророк ﷺ, и он сообщил ему, что Пророк ﷺ сказал: «Однажды во сне я увидел на своей руке два золотых браслета, что обеспокоило меня. В том же сне мне было внушено, что я должен подуть на них. После того как я подул на них, они улетели. И я истолковал два этих браслета как двух лжепророков, которые появятся после меня», и одним из них стал аль-‘Анси из Саны, а другим — Мусайлима из Ямамы.

Когда делегация бану Ханифа вернулась в свои земли, то есть в Ямаму, Мусайлима объявил себя пророком. Он утверждал, что он послан вместе с Мухаммадом и на них обоих возложена пророческая миссия. А в качестве доказательства он приводил слова Посланника Аллаха ﷺ: «Поистине, он не худший из вас по своему положению». Он начал пророчествовать среди своих соплеменников, говорить рифмованной прозой, дозволять одно и запрещать другое по своему усмотрению. Однако его попытки были столь неумелыми и смехотворными, что даже ‘Амр ибн аль-‘Ас, бывший в те времена убеждённым язычником, выслушав очередную нелепицу, которую Мусайлима выдавал за ниспосылаемое ему Священное Писание, сказал ему: «Клянусь Аллахом, ты знаешь, что я знаю, что ты лжёшь!»

Абу Бакр ас-Сыддик велел Халиду направляться к Ямаме после того, как он уладит дело с племенами асад и гатафан и Маликом ибн Нувайрой. Шурайк аль-Фазари сказал: «Я был вместе с остальными в Бузахе, а потом пришёл к Абу Бакру , и он велел мне идти к Халиду и отправил со мной послание для Халида». В послании говорилось: «В своём послании ко мне ты упомянул о победе, которую даровал тебе Аллах над жителями Бузахи, и о том, как ты поступил с племенами асад и гатафан, и что сейчас ты идёшь к Ямаме. Это мой наказ тебе. Бойся Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Береги мусульман, которые с тобой. Будь им как отец. И запрячь подальше гордыню бану аль-Мугира, о Халид ибн аль-Валид… Смотри внимательно на бану Ханифа. Поистине, ты не встречал людей, подобных бану Ханифа. Они все против тебя, и у них обширные владения. Когда доберёшься до места, бери дело в свои руки. Назначь кого-нибудь командовать правым флангом, назначь кого-нибудь командовать левым флангом и назначь кого-нибудь командовать конницей. Советуйся с благородными сподвижниками Посланника Аллаха ﷺ — мухаджирами и ансарами. Отдавай им должное и признавай их заслуги. Когда враги построятся рядами и двинутся навстречу, сражайтесь с ними, если будет на то воля Аллаха, приготовив заранее против каждого оружие. Халид ибн аль-Валид отправился в Ямаму сражаться с вероотступниками. С ним было войско, состоявшее из ансаров и мухаджиров. Ансарами командовал Сабит ибн Кайс ибн Шаммас. Он устремился со своими воинами вперёд, сметая вероотступников, которые попадались ему на пути. Абу Бакр ас-Сыддик послал большое и хорошо вооружённое войско, которое должно было прикрывать Халида с тыла, чтобы враг не напал сзади. По пути в Ямаму Халиду встречались группы вероотступников, с которыми он сражался, после чего они возвращались в ислам. Он встретился с тыльными частями войска Саджах и разбил их, после чего направился в Ямаму. Услышав о прибытии Халида, Мусайлима встал лагерем на окраине Ямамы, в месте, которое называлось Акраба. Он собрал людей и стал побуждать их сражаться с Халидом. Жители Ямамы пришли к нему, готовые сражаться. Правым и левым флангами его войска командовали аль-Мухаккам ибн ат-Туфайль и ар-Раджжаль ибн ‘Унфува (лжесвидетель). Халид встретился с ‘Икримой и Шурахбилем и пошёл вперёд. Авангардом его войска командовал Шурахбиль ибн Хасан, а флангами — Зайд ибн аль-Хаттаб и Абу Хузайфа ибн‘Утба ибн Раби‘а.

Войско мусульман двигалось вперёд, пока не остановилось на холме, за которым простиралась Ямама. Там Халид встал лагерем. Мусульмане и вероотступники столкнулись, и бедуины дрогнули и отступили. Бану Ханифа вошли в шатёр Халида и хотели убить жену Халида Умм Тамим, однако Муджжа‘а запретил им делать это. Во время этого столкновения погиб ар-Раджжаль ибн ‘Унфува. Его убил Зайд ибн аль-Хаттаб. Сабит ибн Кайс вырыл для своих ног яму до середины голени и встал в неё, крепко держа знамя. При этом он завернулся в саван и стоял так, пока его не убили. Зайд ибн аль-Хаттаб закричал: «О люди! Бейте врага и продвигайтесь вперёд». Он также сказал: «Клянусь Аллахом, я не заговорю, пока Аллах не пошлёт им поражение или пока я не встречусь с Аллахом и не сообщу Ему своё оправдание!» И он пал мучеником на поле боя. Абу Хузайфа сказал: «О люди Корана! Умастите Коран делами». Он сражался, пока не погиб. Халид теснил врага, пока не прорвался к горам, в которых укрылся Мусайлима. Халид принялся высматривать его, чтобы убить, а потом вернулся назад. Встав между двумя рядами, Халид стал требовать противника для поединка, восклицая: «Я —Ибн аль-Валид! Я — потомок ‘Амира и Зайда!» Затем он прокричал девиз мусульман: «О Мухаммад!» И кто бы ни вышел к нему, Халид побеждал его и убивал. Мусульмане пошли в наступление. Наконец Халид приблизился к Мусайлиме и призвал его вернуться на истинный путь, однако шайтан Мусайлимы помешал ему сделать это, и Халид поехал прочь. Халид позаботился о том, чтобы мухаджиров, ансаров и бедуинов можно было отличать друг от друга. Каждая из трёх названных групп сражалась под своим знаменем.

Сподвижники проявили беспримерное терпение. Сражаясь насмерть, они медленно, но упорно продвигались вперёд до тех пор, пока Всевышний Аллах не даровал им победу. Вероотступники побежали, и мусульмане начали преследовать их и истреблять. По велению Мухаккама ибн ат-Туфайля бегущие направились к «саду смерти», в котором находился Мусайлима, и заперли за собой ворота, а сподвижники окружили сад. Перед этим‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр (да будет доволен Аллах им и его отцом) поразил Мухаккама стрелой в шею, когда он обращался к вероотступникам с речью.

Мусульмане добрались до Мусайлимы, который стоял в проломе стены и напоминал собой серого верблюда. Когда его шайтан приходил к нему и начинал наущать, у него изо рта начинала идти пена. Как раз в таком состоянии он пре-бывал, когда Вахши ибн Харб бросил в него своё копьё. Оно пронзило его тело насквозь и вышло из другого бока. Тогда к нему бросился Симак ибн Харша, который ударил его мечом, и Мусайлима упал. Одна женщина, увидев это, закричала во весь голос, что Мусайлиму убил чёрный раб. В саду Мусайлимы было убито около десяти тысяч вероотступников и пятьсот мусульман. В числе убитых были известнейшие сподвижники, достойные, почтенные, уважаемые люди. Халид вышел в сопровождении Муджжа‘а, который влачил за собой свои оковы, чтобы тот указал ему среди убитых вероотступников Мусайлиму. Когда они проходили мимо ар-Раджжаля ибн ‘Унфувы, Халид спросил: «Это он?» Муджжа‘а сказал: «Нет. Клянусь Аллахом, этот был лучше него. Это ар-Раджжаль ибн ‘Унфува». Сейф ибн ‘Умар сказал: «Потом они прошли мимо светлокожего человека со вздёрнутым носом, и Муджжа‘а сказал: “Это и есть тот, кого вы искали”. Халид сказал: “Да обезобразит вас Аллах за то, что вы последовали за ним!” Потом он послал всадников, чтобы они собрали военную добычу и привели пленных».[4.373-375]

Собирание Священного Корана

Зайд ибн Сабит передаёт: «Абу Бакр послал за мной, потому что многие из участников битвы при Ямаме погибли. У него был ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Абу Бакр сказал: “Ко мне пришёл ‘Умар и сказал: ‹В день битвы при Ямаме погибло много чтецов Корана, и я боюсь, что постепенно погибнут и все остальные чтецы и многое из Корана потеряется… Я считаю, что тебе следует приказать собрать Коран›. Я же сказал ‘Умару: ‹Как могу я сделать то, чего не сделал Посланник Аллаха ﷺ?!› ‘Умар сказал: ‹Это, клянусь Аллахом, благое дело!› И он настаивал до тех пор, пока Аллах не раскрыл сердце моё для того же, для чего ранее раскрыл сердце ‘Умара, и теперь моё мнение совпадает с мнением ‘Умара. А ты человек молодой, разумный и заслуживающий доверия, и ты записывал Откровение для Посланника Аллаха ﷺ. Так собери же Коран воедино”. Клянусь Аллахом, если бы они поручили мне передвинуть гору с одного места на другое, это было бы не труднее, чем собрать Коран! Я стал собирать аяты, записанные на пальмовых ветвях и камнях, кусках кожи и костях, а также аяты, которые люди знали наизусть. Окончание суры “Покаяние” я обнаружил только у Абу Хузаймы аль-Ансари: “К вам пришёл Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим”. Этот список Корана хранился у Абу Бакра ас-Сыддика до самой его смерти, а потом — у ‘Умара, до самой его смерти, а потом — у Хафсы бинт ‘Умар».

Аль-Багави прокомментировал этот хадис следующим образом: «Из этого хадиса следует, что сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) собрали в один список Коран, который Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику ﷺ, и они ничего не добавляли к нему и ничего не отнимали у него. Причиной собирания Корана, как следует из хадиса, явилось то, что он был записан и сохранён в разрозненном виде, то есть в виде отдельных аятов, записанных на пальмовых ветвях и камнях и заученных некоторыми мусульманами наизусть. Мусульмане испугались, что часть Корана потеряется со смертью тех, кто знал эти аяты и суры наизусть или хранил их у себя в записанном виде. Поэтому они поспешили к преемнику Посланника Аллаха ﷺ и призвали его собрать Коран. Он согласился с их мнением и велел собрать его воедино, причём относительно всего, что будет в этом списке, все они должны быть согласны. И они записали Коран так, как слышали его от Посланника Аллаха ﷺ, ничего не переставляя местами. Порядок следования аятов они также переняли от Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ учил своих сподвижников Корану, соблюдая порядок, перенятый им от Джибриля. При ниспослании каждого аята Посланнику Аллаха ﷺ сообщалось, следом за каким аятом и в какой суре следует записать этот аят».[5.105-106]

Завоевание Шама

Мусульмане интересовались Шамом ещё со времён Посланника Аллаха ﷺ, который, как мы уже упоминали, написал византийскому царю Ираклию, а также аль-Харису ибн Абу Шаммиру аль-Гассани, назначенному Византией правителю Гассанидов в Бальке послание, в котором он призвал их к исламу. Тот решил сражаться с Посланником Аллаха ﷺ, однако император запретил ему. Потом Посланник Аллаха ﷺ отправил в Шам войско под командованием Зайда ибн Харисы. Произошла битва при Муте, в которой погибли один за другим трое командующих — Зайд ибн Хариса, Джа‘фар ибн Абу Талиб и ‘Абдаллах ибн Раваха. Потом командование взял на себя Халид. Манёвры, которые он совершил, спасли мусульман и произвели огромное впечатление на жителей тех областей. Мы можем смело утверждать, что Посланник Аллаха ﷺ сделал первый шаг к уничтожению государства византийцев, под игом которого изнывали жители Шама, и заставил арабов задуматься, действительно ли могущество византийцев так уж велико. Посланник Аллаха ﷺ пробудил в мусульманах желание проделать оставшиеся благословенные шаги, то есть открыть Шам для ислама. Поход на Табук Посланник Аллаха ﷺ возглавил сам. Мусульмане узнали, что собой в действительности представляет византийское войско и какие приёмы и методы они используют в сражениях. Для жителей Шама эти походы стали прекрасной возможностью познакомиться с исламом, и многие из них уверовали.

Абу Бакр ас-Сыддик продолжил политику Посланника Аллаха ﷺ. Поэтому после кончины Посланника Аллаха ﷺ он настоял на отправке войска Усамы, которое сам Посланник Аллаха ﷺ собирался отправить сражаться с византийцами. Когда в Зу-ль-Кассе Абу Бакр разделил мусульманское войско на одиннадцать частей, он дал одну часть Халиду ибн Са‘иду ибн аль-‘Асу и отправил его в области, прилегающие к Шаму, а затем велел ему охранять тыл мусульман в Тейме и не покидать её, кроме как по его приказу, и не сражаться ни с кем, кроме тех, кто будет сражаться с ними. Ираклий, услышав о его прибытии, снарядил большое войско, состоящее из подвластных ему арабов — представителей племён бахра, сулейх, кальб, ляхм, джузам и гассан. Халид ибн Са‘ид ибн аль-‘Ас вышел им навстречу и подошёл к их лагерю. Тогда они бросились в разные стороны. Он сообщил о произошедшем Абу Бакру, и тот велел ему наступать. Абу Бакр посоветовал ему идти на византийцев, прежде чем те успеют привести в порядок своё войско и как следует построить его. Однако при этом он должен был не проникать глубоко на территорию врага. На восточном берегу Мёртвого моря Халид ибн Са‘ид встретился с византийским войском и нанёс ему поражение, после чего продолжил свой путь. Тогда византийцы разгневались и собрали войско ещё больше того, которое собрали у Теймы. Узнав об этом, Халид написал халифу, прося подкрепления. Абу Бакр ас-Сыддик послал к нему ‘Икриму ибн Абу Джахля и аль-Валида ибн ‘Укбу. Когда подкрепление пришло к Халиду, он велел войску наступать на византийцев. Он направился к Мардж-ас-Сафару. Византийский командующий Махан выжидал, пока мусульмане добирались до Мардж-ас-Сафара, что восточнее Тивериадского озера. Воспользовавшись представившейся возможностью, византийцы напали на мусульман и нанесли им поражение. Махану встретился сын Халида Са‘ид во главе небольшого отряда. Византийцы убили их. Узнав о гибели сына и поняв, что оказался в окружении, Халид бежал на коне в сопровождении небольшого отряда, а ‘Икриме удалось довести войско мусульман до границ Шама.[4.493-495]

2.7. Абу Бакр ас-Сыддик назначает ‘Умара ибн аль-Хаттаба своим преемником

В месяце джумада-ль-ахира 13 года хиджры преемник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр ас-Сыддик заболел. Болезнь затянулась, и состояние халифа ухудшилось настолько, что он понял: его конец близок. Тогда он собрал людей и сказал им: «Постигло меня то, что вы видите, и я думаю, что скоро умру. Аллах освободил вас от присяги, которую вы принесли мне, и теперь вы вновь вольны распоряжаться собой. Изберите своим правителем, кого пожелаете, однако будет лучше, если это случится, пока я жив, чтобы вы не впали в разногласия после меня».[4.516]

Абу Бакр ас-Сыддик принял меры для того, чтобы процедура избрания халифа была доведена до конца.

1. Абу Бакр посоветовался с самыми уважаемыми и авторитетными сподвижниками — мухаджирами и ансарами. Абу Бакр ас-Сыддик заговорил со сподвижниками о необходимости избрать нового правителя, однако никто не желал занимать этот пост. Каждый предлагал кандидатуры других, считая их более достойными и лучше приспособленными к тому, чтобы нести подобную ответственность. Закончилось тем, что они сказали: «О преемник Посланника Аллаха ﷺ! Мы поступим согласно твоему мнению». Абу Бакр сказал: «Дайте мне немного времени, чтобы я выбрал человека, подходящего для религии Аллаха и Его рабов». После этого Абу Бакр позвал к себе Абд-ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и сказал ему: «Расскажи мне об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе». Тот сказал в ответ: «Ты спрашиваешь меня о том, о чём тебе известно больше, чем мне». Абу Бакр сказал: «Даже если так…» ‘Абд-ар-Рахман сказал: «Клянусь Аллахом, он даже лучше, чем ты о нём думаешь!» Потом Абу Бакр позвал к себе ‘Усмана ибн ‘Аффана и сказал: «Расскажи мне об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе». ‘Усман сказал: «Ты знаешь его лучше, чем мы». Абу Бакр сказал: «Даже если так, о Абу ‘Абдаллах». ‘Усман сказал: «Насколько мне известно, в душе он ещё лучше, чем кажется, и среди нас нет второго такого». Абу Бакр позвал Усайда ибн Худайра и спросил его об ‘Умаре ибн аль-Хаттабе. Тот сказал: «Насколько мне известно, он лучший человек после тебя. Он одобряет то, что одобряет Аллах, и не одобряет того, чего не одобряет Аллах, а то, что он скрывает в себе, ещё лучше того, что видно нам. Нет человека более подходящего для того, чтобы занять это место после тебя!» Абу Бакр ас-Сыддик также посоветовался с Са‘идом ибн Зайдом и некоторыми другими сподвижниками. Все они говорили об ‘Умаре примерно одно и то же. И только Тальху ибн ‘Убайдаллаха испугала строгость ‘Умара. Он сказал Абу Бакру: «Что скажешь ты Господу, когда Он спросит тебя, почему ты сделал своим преемником столь сурового и строгого человека?» Абу Бакр сказал: «Помогите мне сесть… Вы угрожаете мне карой Аллаха? Горе тому, кто поступит с вами несправедливо. Я говорю: «О Аллах, сделай их правителем лучшего из Твоих рабов!» А тем, кого смущала излишняя на их взгляд строгость ‘Умара, Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Сейчас он такой, потому что он видит мою мягкость. Если я сделаю его своим преемником, он перестанет быть таким».

2. Абу Бакр ас-Сыддик написал послание, которое было зачитано во всех городах. Вот текст этого послания: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Это последнее завещание Абу Бакра ибн Кухафы перед его разлукой с этим миром и переходом в мир вечный, пребывающего в положении, когда неверующий становится верующим, а нечестивый обретает убеждённость. Я ставлю над вами ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и не желаю вам ничего, кроме блага. Согласно моему знанию, он терпелив и справедлив — таково моё мнение о нём. Однако он может оказаться несправедливым и измениться — ведь я не знаю сокровенного. В любом случае я желал лишь блага, и каждому человеку достанется лишь то, что он приобрёл: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (сура 26 «Поэты», аят 227).

Назначение ‘Умара ибн аль-Хаттаба халифом стало последним проявлением чистосердечия Абу Бакра ас-Сыддика по отношению к мусульманской общине. Он помнил предостережение Посланника Аллаха ﷺ: «Клянусь Аллахом, не бедности боюсь я для вас. Но боюсь я, что раскроется пред вами мир этот, как раскрылся он перед теми, кто жил до вас, и вы будете состязаться в стремлении к его благам, как поступали жившие до вас, и он погубит вас, как погубил живших до вас».

Абу Бакр ас-Сыддик знал, какая болезнь грядёт, а потому приготовил для неё лучшее лекарство — неприступную гору, увидев которую мир этот с его обольщениями должен был отчаяться и попятиться назад. Это человек, о котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, на какой бы дороге ни встретил тебя шайтан, он обязательно сворачивает на другую дорогу».

Именно с убийства ‘Умара начались очень важные и страшные события в жизни мусульманской общины, которые стали свидетельством дальновидности Абу Бакра ас-Сыддика, который назначил ‘Умара своим преемником.

3. Абу Бакр ас-Сыддик сообщил ‘Умару ибн аль-Хаттабу об уже принятых им к тому времени мерах. ‘Умар сначала отказался, но Абу Бакр был непреклонен, и ‘Умару пришлось согласиться.[5.109-111]

4. Абу Бакр пожелал сообщить о своём решении людям, пока он ещё в здравом уме и твёрдой памяти, чтобы у людей не осталось сомнений. Он обратился к мусульманам со словами: «Довольны ли вы тем, кому я поручил править вами? Поистине, я поступил не по своей прихоти и не назначил халифом своего родственника. Я поручаю править вами ‘Умару ибн аль-Хаттабу. Слушайте же и повинуйтесь». Они ответили: «Слушаем и повинуемся!»

5. Абу Бакр ас-Сыддик поручил ‘Усману ибн ‘Аффану зачитать людям объявление о назначении ‘Умара ибн аль-Хаттаба новым халифом, и ‘Усман принял присягу ‘Умару при жизни Абу Бакра. Объявление он скрепил своей печатью. Никто не возражал против решения Абу Бакра ас-Сыддика. ‘Усман спросил людей: «Согласны ли вы присягнуть тому, кто упомянут в этом послании?» Они ответили: «Да». Все они выразили согласие и одобрение.

6. Присягу ‘Умару мусульмане приносили до того, как скончался Абу Бакр ас-Сыддик. После того как было зачитано объявление и они согласились с решением преемника Посланника Аллаха ﷺ, они пришли к нему и присягнули. Присяга приносилась только до кончины Абу Бакра. Сразу после его кончины ‘Умар приступил к исполнению обязанностей халифа.

Все шаги, предпринятые Абу Бакром ас-Сыддиком для избрания халифа, в любом случае не выходят за пределы избрания путём совета, хотя процедура назначения халифа при Абу Бакре проходила иначе, чем при назначении самого Абу Бакра. Таким образом, период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба начался с совета и согласия. До нас не дошло ни одного сообщения о том, что между мусульманами возникали какие-то разногласия относительно кандидатуры ‘Умара или кто-то оспаривал законность его правления при его жизни. Напротив, существовало согласное мнение мусульман (иджма‘) о том, что его правление законно и что мусульмане обязаны подчиняться ему на протяжении всего периода его правления.

7. Абу Бакр ас-Сыддик даёт наставление ‘Умару ибн аль-Хаттабу. Оставшись наедине с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, Абу Бакр дал ему несколько важных наставлений: «Бойся Аллаха, о ‘Умар, и знай… Поистине, у тебя есть обязанность перед Аллахом, которую ты должен исполнять ночью, и Он не принимает её днём, и обязанность, которую ты должен исполнять днём, и Он не принимает её ночью. И, поистине, Аллах не принимает добровольное дополнительное поклонение, пока ты не совершишь обязательное. Знаешь ли ты, о ‘Умар, что в Судный день чаша с благими делами перевесит у тех, кто следовал Истине, несмотря на то, что им было трудно следовать ей, да и может ли быть иначе, если на эту чашу будет положена лишь Истина? И знаешь ли ты, о ‘Умар, что в Судный день чаша с благими делами окажется лёгкой у тех, кто следовал ложному, и им было легко следовать ему, да и может ли быть иначе, если на эту чашу будет положено лишь ложное? И знаешь ли ты, о ‘Умар, что аят, приносящий спокойствие и радость, ниспосылался вместе с аятом, вселяющим в сердце страх и отягощающим его, для того, чтобы верующий стремился к награде Всевышнего и страшился Его наказания. Надежда в его душе не должна преобладать над страхом так, что он начнёт ожидать от Аллаха того, чего ожидать не вправе. И страх в его душе не должен преобладать над надеждой так, что он впадёт в отчаяние и опустит руки. Знаешь ли ты, о ‘Умар, что Аллах, упоминая об обитателях Огня, упомянул о наихудших из их дел, и, вспомнив о них, я говорю: «Я надеюсь, что не окажусь одним из них». А упоминая об обитателях Рая, Аллах упомянул о наилучших из их дел, потому что Он простил им их скверные дела, и, вспоминая о них, я говорю: «Куда мне до них с их делами!» И если ты запомнил моё наставление, то знай, что смерть всё равно настигнет тебя рано или поздно, и если встретишься с ней, не желай отсрочить её, ибо тебе всё равно не избежать её».[10.82-84]

Кончина Абу Бакра ас-Сыддика

‘Аиша сказала: «Болезнь Абу Бакра началась с того, что он совершил полное омовение в холодный день, после чего у него началась горячка, продолжавшаяся пятнадцать дней. Всё это время он не выходил на молитву. Он велел ‘Умару руководить молитвой вместо него. Люди навещали его, но ‘Усман находился у него дольше других. Когда болезнь усилилась, его спросили: «Не позвать ли тебе лекаря?» Абу Бакр ответил: «Он уже видел меня и сказал: «Поистине, Я делаю, что пожелаю!»

По словам ‘Аиши, Абу Бакр сказал: «Посмотрите, что прибавилось к моему имуществу с тех пор, как я начал править, и пошлите это тому, кто станет халифом после меня». Мы посмотрели и обнаружили раба-нубийца, который носил его детей, и верблюда, который использовался для орошения его сада. Мы послали раба и верблюда ‘Умару. ‘Умар заплакали сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Трудно будет живущим после него последовать его примеру…»

‘Аиша также сказала: «Когда Абу Бакр заболел той болезнью, от которой впоследствии умер, я вошла к нему. Он страдал, как страдает человек перед смертью, и тяжело дышал. Я прочла две строчки из стихотворения: «Нет, не спасает юношу богатство, когда в груди его — предсмертный хрип!» Абу Бакр посмотрел на меня, как смотрит человек, который гневается, и сказал: «Не так, о мать верующих! Лучше Слова Всевышнего: «Предсмертные муки явятся с истиной. Вот то, чего ты избегал!» Затем он сказал: «О ‘Аиша… Никого из членов моей семьи я не люблю так, как тебя. Я подарил тебе пальмовую рощу, однако сердце моё что-то неспокойно. Верни же её в наследство».

‘Аиша сказала: «Хорошо» — и вернула сад. Абу Бакр ас-Сыддик также сказал: «С тех пор, как мне поручили распоряжаться делами мусульман, мы не взяли у них ни динара, ни дирхема. Мы лишь ели ту же еду, что и они, и носили такую же простую одежду, какую носят они, и нет у нас из имущества мусульман ничего, кроме этого раба-эфиопа, этого верблюда для орошения и этого куска ткани. Когда я умру, пошли всё это ‘Умару — избавься от этого». ‘Аиша так и сделала, и когда гонец пришёл к ‘Умару, он заплакал так, что слёзы его стали капать на землю, и сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Утомил он тех, кто будет жить после него! Да помилует Аллах Абу Бакра! Утомил он тех, кто будет жить после него! Да помилует Аллах Абу Бакра! Утомил он тех, кто будет жить после него!»

Из приведённых историй видно, что Абу Бакр ас-Сыддик был честным и скромным человеком и очень ответственно относился к имуществу общины. Занявшись делами мусульман и приступив к исполнению обязанностей халифа, он оставил свою торговлю, которая была источником его доходов и приносила хорошую прибыль. Лишившись источника пропитания, Абу Бакр вынужден был жить на содержание, которое назначили ему мусульмане и которое он получал из казны. Это содержание было весьма скромным и позволяло ему приобрести лишь самое необходимое, хотя, будучи халифом, он столько делал для мусульманской общины, что целых сокровищниц не хватило бы, чтобы вознаградить его за это. А перед смертью он вернул в казну остававшееся у него имущество мусульман, чтобы встретить Господа со спокойным сердцем.[10.81]

Болезнь Абу Бакра ас-Сыддика продолжалась пятнадцать дней, а вечером в понедельник 22 числа месяца джумада-ль-ахира он спросил Аишу: «Когда скончался Посланник Аллаха ﷺ?» Она ответила: «В понедельник». Он сказал: «Я думаю, что со мной это произойдёт ещё до наступления ночи». Абу Бакр спросил: «А во что вы завернули его тело?» Она ответила: «В три куска белого йеменского полотна, среди которых не было ни рубахи, ни чалмы». Абу Бакр сказал: «Посмотри эту мою одежду. Там есть одежда, окрашенная шафраном. Смой его и найди к ней ещё две одежды». Ему сказали: «Аллах даровал тебе достаточно, и лучше будет, если мы похороним тебя в новой одежде». Абу Бакр сказал: «Живой больше нуждается в новой одежде, чем мёртвый, потому что тело умершего разлагается и становится прахом». Он завещал, чтобы его тело омывала его жена Асма бинт ‘Умайс и чтобы его похоронили рядом с Посланником Аллаха ﷺ. Последними словами Абу Бакра ас-Сыддика в этом мире стали Слова Всевышнего: «Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (сура 12 «Юсуф», аят 101).[1.265]

Кончина Абу Бакра ас-Сыддика стала тяжким испытанием для жителей Медины. В этот грустный вечер и мужчины и женщины плакали по нему, как когда-то плакали по Посланнику Аллаха ﷺ. Узнав о кончине халифа, ‘Али ибн Абу Талиб поспешил в дом, в котором тот скончался, и сказал, утирая слёзы: «Да помилует тебя Аллах, о Абу Бакр! Ты был другом и товарищем Посланника Аллаха ﷺ. Он радовался твоему присутствию и доверял тебе. Он делился с тобой своими тайнами и советовался с тобой. Ты первым принял ислам и был самым искренним, самым убеждённым и самым богобоязненным верующим. Ты был лучшим для религии Аллаха и Посланника Аллаха ﷺ. Ты был лучшим из сподвижников, приносил исламу больше блага, чем кто бы то ни было. У тебя было больше достоинств и заслуг, чем у других. Своим поведением и качествами ты был больше всех похож на Посланника Аллаха ﷺ. Ты занимал пред ним самое почётное и высокое положение, и не было для него человека дороже и ближе, чем ты. Да воздаст тебе Всевышний благом за всё, что ты сделал для Посланника Аллаха ﷺ и ислама! Ты поверил Посланнику Аллаха ﷺ, когда все обвиняли его во лжи, и был для него зрением и слухом. Аллах в Своей Книге назвал тебя правдивым и признающим истину. Всевышний Аллах сказал: «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал её истинность, действительно являются богобоязненными» (сура 39 «Толпы», аят 33). Ты помогал ему своим имуществом, когда все остальные скупились, и преодолевал трудности вместе с ним, когда другие отказались. В трудную минуту ты сопровождал его и был ему лучшим другом. Ты был вторым из двух в пещере и тем, кому Аллах ниспослал успокоение. Ты был его спутником во время его переселения. И ты был его преемником для религии Аллаха и Его общины, когда люди начали отрекаться от ислама. Ты сделал то, чего не делали преемники других пророков. Ты нашёл в себе силы подняться, когда его сподвижники опустили головы, и остался сильным, когда они проявили слабость. Ты продолжил следовать путём Посланника Аллаха ﷺ, когда они обессилели. Ты был, как сказал Посланник Аллаха ﷺ, слаб телом, но силён в том, что касается дела Аллаха. Ты был скромным в душе своей, но великим у Аллаха. Ты был любим и уважаем людьми, и они относились к тебе с почтением. Никто не смел порицать тебя или смеяться над тобой. Никто не мог найти повод упрекнуть тебя. Слабый и униженный был для тебя сильным, пока ты не добивался соблюдения его права, будь то близкий или посторонний. Самыми близкими людьми для тебя были самые покорные Аллаху и богобоязненные. Ты был правдивым, честным и мягким, слова твои были ясны, решительны и однозначны. Ты был кротким, терпеливым и решительным, а мнение твоё всегда основывалось на знании и решимости. Благодаря тебе дела религии пришли в равновесие. Вера посредством тебя укрепилась, а дело Аллаха — проявилось и обрело могущество. Ты опередил нас всех и ушёл далеко вперёд, и оставил ты после себя такой пример, следовать которому нам будет очень трудно, и Аллах вознаградил тебя Раем… Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся… Довольны мы предопределением Аллаха, и Ему предоставили мы все дела наши… Никогда не будет среди мусульман после Посланника Аллаха ﷺ подобного тебе. Был ты для религии оплотом и крепостью… И Аллах соединил тебя с Его Пророком. Пусть же Аллах не лишает нас подобного вознаграждения и не вводит нас в заблуждение после тебя».

Сказав это, он заплакал, и вместе с ним заплакали сподвижники Посланника Аллаха, повторяя при этом: «Правду сказал ты!» А в другой версии этой истории упоминается о том, что ‘Али пришёл к дому Абу Бакра ас-Сыддика, когда его тело уже накрыли тканью, и сказал: «Из всех, кто встретит Аллаха со свитком с записью своих дел, нет для меня никого любимее, чем этот человек, укрытый покрывалом!»

Абу Бакр ас-Сыддик скончался в возрасте шестидесяти трёх лет, как и Посланник Аллаха ﷺ. Его тело омыла его жена Асма бинт ‘Умайс, как он и завещал. Погребальную молитву совершал его преемник ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Его похоронили вечером в бывшей комнате ‘Аиши рядом с могилой Пророка ﷺ. Его положили так, чтобы его голова находилась на уровне плеча Пророка ﷺ. В могилу его укладывали его сын ‘Абд-ар-Рахман, ‘Умар, ‘Усман, Тальха ибн ‘Убайдаллах.

Так покинул этот мир Абу Бакр ас-Сыддик после многих лет усердия на пути Всевышнего ради распространения Его религии. Человеческая цивилизация в неоплатном долгу перед этим старцем, подхватившим знамя призыва Посланника Аллаха ﷺ после его кончины и сберёгшим его посевы. Он терпеливо взращивал семена справедливости и свободы, и они принесли обильные плоды. Он был одним из основателей великой цивилизации, которая внесла огромный вклад в развитие мировой науки, культуры и мысли. Посредством Абу Бакра Всевышний Аллах уберёг Свою религию от исчезновения в период войн с вероотступниками и распространил её посредством уникальной кампании, организованной Абу Бакром ас-Сыддиком, во время которой воины-мусульмане открывали для ислама всё новые и новые земли.[4.524-526]

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» Преславен Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние!


 

Заключение

 

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

В своём труде мы попытались показать, как Абу Бакр ас-Сыддик понимал ислам и жил в соответствии с его установлениями и какую роль сыграл он в событиях, происходивших в его эпоху.

Мы продемонстрировали читателю разные стороны личности Абу Бакра: Абу Бакр — политик, Абу Бакр — военачальник, Абу Бакр — правитель и Абу Бакр  руководитель. Мы рассказали о жизни этого великого человека в те времена, когда он был простым мусульманином, сподвижником Посланника Аллаха ﷺ и подданным исламского государства, и в те времена, когда он возглавил это государство, став преемником Посланника Аллаха ﷺ. Мы разъяснили роль Абу Бакра как выдающегося, талантливого государственного деятеля и рассказал о его внешней и внутренней политике, о его методах управления, которая была усовершенствована другими халифами после его кончины.

 Абу Бакр принадлежит к числу великих имамов-предводителей, сунны которых мы обязаны придерживаться. Их слова и дела — прекрасный пример для нас. Ознакомление с жизнеописанием Абу Бакра способствует укреплению веры любого мусульманина и учит верующих правильно понимать свою религию. Поэтому мы изучили личность Абу Бакра и его эпоху, насколько позволили нам наши возможности.

Прошу Всевышнего Аллаха принять наш труд и позволить нам присоединиться к пророкам, искренне верующим, мученикам и праведникам в мире вечном.

Использованная литература

 

1. Коран. Перевод смыслов / Пер. с араб. Э.Р.Кулиев. – 12-е изд. Стереотип. – М. : Умма, 2015.- 688 с.

2. Абдуррахман Рафат Аль-Баша «Истории о сподвижниках Пророка» - Издание четвертое, переработанное - Москва, 2002 – 464 стр.

3. аз-Забиди, Ахмад ибн Абд аль-Лятиф Ат-Таджрид ас-сарих ли-ахадис Аль-Джами‘ ас-сахих = Ясное изложение хадисов «Достоверного свода» : «Сахих» аль-Бухари (краткое изложение) / Пер. с араб. В. Нирша. — М. : Эксмо : Умма, 2017. — 1439, [1] с. — (Мудрость ислама).

4. ‘Али Мухаммад ас-Салляби. Абу Бакр ас-Сыддик. Первый праведный халиф / Пер. с араб. Е.Сорокоумовой. – 3-е изд.,испр. – М.:Умма, 2013. – 560 с.

5. ‘Али Мухаммад ас-Салляби.‘Умар ибн аль-Хаттаб. Второй праведный халиф / Пер. с араб., прим., комм. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2011. — 496 с.

6. аль-Мубаракфури, Сафи ар-Рахман Ар-Рахик аль-махтум = Жизнь пророка, да благословит его Аллах и да приветствует / Пер. с араб. А. Нирша.- М.: Умма, 2017. – 653, [3] с. 

7. Аль-фусуль фи сират ир-расуль = Главы о жизнеописании посланника(да благословит его Аллах и приветствует) /Абу-ль Фида Исма'иль ибн ‘Умар ибн Касир; пер. с араб., прим. Р. Абу Ибрахим Татарстани. — М.: Дар уль-хадис, 2016. — 528 с.

8. Жизнеописание Мухаммада: Учебное пособие / [Общ. ред. И. Бадави]. — Москва: Умма, 2014. — 512 с.

9. Муслим. Сахих: мухтасар = «Сахих» имама Муслима : Краткое изложение / Заки-ад-дин ‘Абд-аль-‘Азым ибн ‘Абд-аль-Кавви Абу Мухаммад аль-Мунзири (сост.) ; пер. с араб., прим., указ. А. Нирша. – М. : Умма, 2011. – 1216 с.

10. Мухаммад аль-Худари. Жизнеописание праведных халифов / Пер. с араб. – М.: Умма, 2010. – 364 стр.

11. Созвездие праведных халифов / Пер. с турец. – ООО «Издательская группа «САД», 2008. – 80 стр. тираж – 9000 экз.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!