Абу Бакр в великой битве при Бадре



Абу Бакр участвовал в битве при Бадре, которая произошла во 2 году хиджры.

Когда Посланнику Аллаха ﷺ сообщили о том, что караван спасся, а предводители курайшитов решительно намерены сражаться с ним, Посланник Аллаха ﷺ обратился за советом к своим сподвижникам. Сначала поднялся Абу Бакр и дал хороший совет, потом поднялся ‘Умар и дал хороший совет.

Выстроив войско, Посланник Аллаха ﷺ вернулся на командный пункт, который представлял собой небольшой шатёр, поставленный на вершине холма. Возле него осталась группа молодых ансаров под командованием Са‘да ибн Му‘аза. ‘Али ибн Абу Талиб однажды обратился к людям с речью и сказал: «О люди! Кто самый смелый из людей?» Они ответили: «Ты, о повелитель верующих!» Он сказал: «Это Абу Бакр. Однажды мы поставили Посланнику Аллаха ﷺ небольшой шатёр и сказали: «Кто останется с Посланником Аллаха ﷺ, чтобы на него не напали язычники?» И, клянусь Аллахом, никто не подошёл к нему, кроме Абу Бакра, который подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и встал с обнажённым мечом над его головой, и кто бы ни попытался приблизиться к нему, он преграждал ему путь. Это и есть самый смелый из людей».[4.96]

Перед сражением Посланник Аллаха ﷺ, сделав всё, что мог, стал обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбами. Он просил Аллаха даровать верующим обещанную Им победу, говоря: «О Аллах! Исполни Твоё обещание мне! О Аллах, если погибнет эта небольшая группа мусульман, некому будет поклоняться Тебе!» Посланник Аллаха ﷺ взывал к Всевышнему с такой горячностью, что плащ соскользнул с его плеч и упал.[6.253]

Абу Бакр поднял его и снова накинул на Посланника Аллаха ﷺ со словами: «О Посланник Аллаха ﷺ! Хватит уже взывать к Господу со страстной мольбой… Он непременно исполнит то, что обещал тебе» [9.281(1763)].

После этого Всевышний Аллах ниспослал: «Вы взывали к Господу своему о помощи, и Он ответил вам…» Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Перед началом битвы при Бадре Пророк ﷺ сказал: «О Аллах, заклинаю Тебя выполнить Твоё обещание! О Аллах, если Ты пожелаешь, то после этого дня уже никто не будет поклоняться Тебе!» После этого Абу Бакр взял за руку Пророка ﷺ и сказал: «Этого достаточно, о Посланник Аллаха!» И после этого Пророк ﷺ вышел наружу, произнося Слова Всевышнего: «Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!» (сура 54 «Месяц», аят 45)[1.583]. Находясь в своём шатре, Посланник Аллаха ﷺ вдруг едва не подпрыгнул от радости и сказал: «Радуйся, о Абу Бакр, явилась к тебе помощь Аллаха: вот Джибриль весь в пыли ведёт своего коня за повод!»[6.253]

После этого Посланник Аллаха ﷺ вышел к людям, ободрил их и стал побуждать их продолжать сражение. В разгар сражения Посланник Аллаха ﷺ спустился, дабы приободрить их и поднять их боевой дух. Воины поминали беспрестанно Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр сражались в тот день бок о бок. Абу Бакр продемонстрировал в этом сражении беспримерную отвагу. Он готов был сразиться с любым неверующим, ненавидевшим ислам и причинявшим зло мусульманам, даже если бы это был его родной сын. Сын Абу Бакра ‘Абд-ар-Рахман в то время был неверующим и сражался на стороне язычников. А его почитали среди арабов как одного из храбрейших воинов и наиболее метких курайшитских стрелков. Позже, приняв ислам, ‘Абд-ар-Рахман сказал отцу: «В день битвы при Бадре ты был лёгкой мишенью для меня, однако я не стал убивать тебя». Абу Бакр сказал в ответ: «Если бы ты оказался на моём месте, я непременно убил бы тебя».[4.98]

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «По прибытии в Медину Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам за советом в том, что делать с пленными. Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями и состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверующими, а может быть, Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам». После этого Посланник Аллаха ﷺ спросил: «А что скажешь ты, о Ибн аль-Хаттаб?» ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром, и я считаю, что им следует отрубить головы. Ты должен позволить ‘Али отрубить голову ‘Акилю ибн Абу Талибу и позволить мне отрубить голову такому-то (имея в виду одного своего родственника), тем более что эти пленные являются их предводителями и лучшими их воинами!» ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланнику Аллаха ﷺ пришлось по душе то, что говорил Абу Бакр, а не то, что говорил я, и он взял с них выкуп. А на следующее утро я пошёл к Пророку ﷺ и Абу Бакру, увидел, что они оба плачут, и сказал: «О Посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга? Независимо от причины я буду плакать вместе с вами!» На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Причиной послужило то, с чем обратились ко мне твои товарищи, предложившие взять с курайшитов выкуп, а мне было показано, что они подвергнутся наказанию, и это видение было ближе ко мне, чем это дерево!» [5.51-52].

Битва при Ухуде

В день битвы при Ухуде мусульманам был преподан трудный и горький урок. Они оставили Посланника Аллаха ﷺ и бросились врассыпную. Пробежал слух, что Посланник Аллаха ﷺ убит. Реакция сподвижников на это известие была различной. Сражающиеся размещались на большом пространстве, и каждый был занят собой. Абу Бакр прорвался сквозь ряды сражающихся и оказался первым, кому удалось добраться до Посланника Аллаха ﷺ. К Абу Бакру вскоре присоединились Абу Убайда ибн аль-Джаррах, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр, аль- Харис ибн ас-Самма, Абу Дуджана, Са‘д ибн Абу Ваккас и другие. Вместе с Посланником Аллаха ﷺ они направились к одному из ущелий горы Ухуд, надеясь в кратчайшие сроки поднять боевой дух и восстановить силы. Вспоминая битву при Ухуде, Абу Бакр ас-Сыддик всегда говорил: «Этот день был днём Тальхи», после чего начинал рассказывать: «В день Ухуда все люди покинули Пророка ﷺ, и я первым вернулся к нему. Увидев перед ним человека, который сражался за него и защищал его, я сказал себе: “Пусть это будет Тальха, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, пусть это будет Тальха, да станут отец мой и мать выкупом за тебя!” А через мгновение меня догнал Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, бежавший туда со всех ног. Мы вместе бросились к Пророку ﷺ. Оказалось, что он ранен. У него был сломан зуб, часть лица разбита до крови, а два кольца шлема впились ему глубоко в щёку. Пророк ﷺ сказал: “Займитесь вашим братом”. Он имел в виду Тальху, из ран которого сочилась кровь. Однако мы не обратили внимания на его слова. Я хотел вытащить впившиеся в щёку Пророка ﷺ кольца, но Абу ‘Убайда сказал: “Заклинаю тебя Аллахом, о Абу Бакр, дай мне сделать это!” Потом он стал расшатывать одно из них губами, не желая причинять Посланнику Аллаха ﷺ боль, а потом вытащил его зубами. При этом один зуб Посланника Аллаха ﷺ выпал. Со вторым кольцом выпал ещё один зуб Пророка ﷺ. А надо сказать, что у Абу ‘Убайды подобные процедуры получались лучше, чем у кого бы то ни было. Оказав помощь Посланнику Аллаха ﷺ, мы подошли к лежащему Тальхе, и оказалось, что ему нанесли более семидесяти ран копьём и мечом и отрубили палец. Мы оказали помощь и ему».[2.433]

О том, какое место занимал среди мусульман Абу Бакр, можно узнать из следующего эпизода. Абу Суфьян закричал: «Есть ли среди вас Мухаммад?» Он повторил свой вопрос трижды, но они ему не ответили, так как Посланник Аллаха ﷺ запретил мусульманам отвечать ему. Тогда он закричал: «Есть ли среди вас Ибн Абу Кухафа?» Он повторил свой вопрос трижды, но они ему не ответили, так как Посланник Аллаха ﷺ запретил мусульманам отвечать ему. Тогда он закричал: «Есть ли среди вас ‘Умар ибн аль-Хаттаб?» Он повторил свой вопрос трижды, но они ему не ответили, так как Посланник Аллаха ﷺ запретил мусульманам отвечать ему. Тогда Абу Суфьян вернулся к своим товарищам и сказал им: «Что касается этих троих, то они убиты». Абу Суфьян спрашивал только об этих троих, так как и сам он, и его соплеменники считали, что именно Посланник Аллаха ﷺ, Абу Бакр ас-Сыддик и ‘Умар ибн аль-Хаттаб являются главными опорами ислама.[5.66]

1.7. Кончина Посланника Аллаха .

Человеку с чистой душой порой удаётся осознать или почувствовать что-то из того, что закрыто от нас завесой тайны и именуется сокровенным. Чистое, живое и спокойное сердце порой помогает своему обладателю угадывать некоторые из грядущих событий. Просвещённый, озарённый верой разум понимает намёки и указания, содержащиеся в словах и происшествиях. Этими качествами и способностями Всевышний Аллах щедро наделил Своего Посланника ﷺ, и в этом с ним никто не мог и не может сравниться. Некоторые аяты Корана подтверждают, что Посланник Аллаха ﷺ был человекам и, подобно другим людям, ему суждено было вкусить смерть и пережить агонию, — через это пришлось пройти и его предшественникам-пророкам. Посланник Аллаха ﷺ по некоторым признакам понял, что его кончина близка. В некоторых хадисах он намекает сподвижникам на то, что его смерть близка. В некоторых намёки понятны каждому, в других их смысл оказались способны понять далеко не все. Среди тех, кто понимал и эти тонкие намёки, — такие благородные сподвижники, как Абу Бакр ас-Сыддик, аль-‘Аббас и Му‘аз (да будет доволен Аллах ими всеми).[4.156]

Посланник Аллаха ﷺ вернулся в Медину после совершения хаджа (который позже назовут прощальным, поскольку он стал последним в жизни Посланника Аллаха ﷺ) в месяце зу-ль-хиджа. Прошли остаток зу-ль-хиджи, мухаррам и сафар 10 года хиджры. Посланник Аллаха ﷺ приступил к снаряжению войска Усамы, сына Зайда ибн Харисы, и велел ему направиться к Бальке и Палестине. Он подготовил воинов, среди которых были и мухаджиры, и ансары. И во время подготовки к походу, Посланник Аллаха ﷺ заболел той болезнью, от которой впоследствии умер. Между началом болезни Посланника Аллаха ﷺ и его кончиной произошли следующие события: он навестил погибших в битве при Ухуде и совершил погребальную молитву по ним; когда болезнь усилилась, он попросил у своих жён разрешения оставаться в доме ‘Аиши, чтобы она ухаживала за ним; завещал изгнать язычников из Аравии и разрешить приезжать делегациям; запретил превращать его могилу в место поклонения; завещал верующим ожидать от Аллаха (перед смертью) только хорошего; завещал верующим неуклонно совершать молитву и заботиться о невольниках; разъяснил, что от благих вестей пророчества не осталось ничего, кроме сновидения; завещал хорошо относиться к ансарам. Посланник Аллаха ﷺ обратился к людям с речью во время своей предсмертной болезни. Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ обратился к собравшимся в мечети людям с проповедью и сказал: «Поистине, Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора между миром этим и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что у Аллаха». Услышав эти слова, Абу Бакр заплакал, а я сказал себе: «Что заставляет плакать этого старца, если Аллах предоставил кому-то из Своих рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и раб выбрал то, что есть у Аллаха?» А дело было в том, что этим рабом был сам Посланник Аллаха ﷺ, а Абу Бакр понимал больше, чем мы. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Абу Бакр, не плачь!» — а потом добавил: «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга (халиль) из моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако в моей власти только братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!»[6.543]

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Абу Бакр понял из слов Посланника Аллаха ﷺ, что он имеет в виду себя, поскольку слова эти были сказаны им во время тяжёлой болезни, которая оказалась предсмертной, поэтому он и заплакал».

‘Аиша сказала: «Однажды после наступления времени молитвы и произнесения азана, когда Посланника Аллах ﷺ уже заболел той болезнью, от которой он умер, он велел: «Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми». Ему сказали: «Абу Бакр испытывает сильную печаль и плачет, и если он займёт твоё место, то не сможет проводить молитвы с людьми». Он повторил своё веление, а когда ему снова сказали в ответ то же самое, он в третий раз велел сделать это и воскликнул: «Поистине, вы подобны женщинам, увидевшим Юсуфа! Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!» Тогда Абу Бакр вышел к людям и стал совершать с ними молитву. Тем временем Посланнику Аллаха ﷺ стало немного лучше, и он вышел из дома, передвигаясь с помощью двух человек, которые поддерживали его справа и слева, и я будто и сейчас вижу, как он задевает ногами землю, будучи не в силах поднимать их выше из-за своей болезни. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако Посланник Аллаха ﷺ знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте, после чего его подвели поближе и он сел рядом с Абу Бакром». Аль- А‘маша спросили: «Неужели Пророк ﷺ стал молиться, Абу Бакр следовал за ним, а люди следовали за Абу Бакром?» Он утвердительно кивнул. Абу Бакр совершал молитву с мусульманами вплоть до понедельника. И вот, когда они выстроились рядами, готовясь совершить утреннюю молитву, Посланник Аллаха ﷺ приоткрыл занавеску своей комнаты и посмотрел на мусульман, стоящих пред Господом… Он увидел плоды, которые принёс его призыв и его усердие на пути Всевышнего. Появилась большая община, которая ревностно оберегала свою молитву, совершая её неуклонно и вовремя, как в присутствии Посланника Аллаха ﷺ, так и когда его нет рядом… И увиденное вселило в его сердце радость. Ни одному посланнику или пророку Всевышнего до него не суждено было добиться такого успеха. Посланник Аллаха ﷺ убедился, что у этих людей установилась прочная связь с исламом и поклонением Всевышнему Аллаху и связь эту не разорвёт его кончина. Радость, наполнившая его сердце, отразилась на лице Посланника Аллаха ﷺ. Сподвижники рассказывают: «Пророк ﷺ открыл занавеску в комнате ‘Аиши и принялся смотреть на нас стоя. Лицо его было подобно листу с аятами Корана. Он улыбался. Мы чуть не забылись от радости, решив, что Пророк ﷺ выйдет на молитву. Однако он сделал нам знак, чтобы мы завершили молитву, отступил обратно в комнату и опустил занавеску». [6.545]

Некоторые сподвижники отправились после молитвы по своим делам, а Абу Бакр ас-Сыддик зашёл к своей дочери ‘Аише и сказал: «Мне кажется, сегодня болезнь отпустила Посланника Аллаха ﷺ». А это был день бинт Хариджи, одной из двух жён Абу Бакра, которая жила в Сунхе, и он сел на коня и отправился домой. Агония Посланника Аллаха ﷺ усилилась. К нему зашёл Усама ибн Зайд, который застыл в молчании, не в силах ничего сказать. Посланник Аллаха ﷺ стал поднимать руки и возлагать их на Усаму, и тот понял, что Посланник Аллаха ﷺ обращается к Всевышнему с мольбой за него. ‘Аиша обняла Посланника Аллаха ﷺ и прислонила его к своей груди. В это время вошёл ‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр, который держал в руке сивак. ‘Аиша передаёт: «К числу благодеяний, оказанных мне Аллахом, относится то, что Посланник Аллаха ﷺ скончался в моём доме и в мой день, причём голова его покоилась у меня на груди, и то, что по воле Аллаха моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. Дело в том, что, когда ко мне зашёл ‘Абд-ар-Рахман, державший в руке зубочистку (сивак), я поддерживала Посланника Аллаха ﷺ. Увидев, что Пророк ﷺ смотрит на эту зубочистку, я поняла, что он хочет воспользоваться ею, и спросила: “Взять её для тебя?” — и он кивнул головой в знак согласия. Тогда я взяла её, но оказалось, что пользоваться ею для него трудно, и я спросила: “Размягчить её для тебя?” — и он снова кивнул головой. Тогда я разжевала её, и Пророк ﷺ стал водить ею по зубам…» А в другой версии этого хадиса говорится: «Он почистил ею зубы лучше, чем когда-либо, а потом отдал её мне, и рука его упала. Так Аллах соединил мою слюну с его в последний день земной жизни Пророка ﷺ и в первый день его вечной жизни». «Перед ним находился сосуд с водой, куда он опускал руки, после чего проводил ими по своему лицу и говорил: Нет божества, кроме Аллаха, поистине, смерть сопровождают мучения!” — а потом он поднял свою руку и продолжал произносить слова: “О Аллах, [позволь мне оказаться] в высшем обществе!” — пока не умер и рука его не упала». А в другой версии этого хадиса ‘Аиша сказала: «Прислушиваясь к тому, что говорил перед смертью Пророк ﷺ, который прислонился ко мне спиной, я услышала, как он сказал: «О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и присоедини меня к высшему обществу!»[6.547]

На время своей кончины Посланник Аллаха ﷺ был правителем Аравии, который внушал страх великим владыкам мира, а сподвижники готовы были пожертвовать ради него своими жизнями, детьми и имуществом. И он не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни рабыни и ничего иного, кроме своей белой мулицы, оружия и земли, которую он сделал милостыней для помощи путникам. Когда Посланник Аллаха ﷺ скончался, его кольчуга была заложена у одного иудея за тридцать са ячменя. Посланник Аллаха ﷺ скончался в понедельник, 12 раби‘ аль-авваль 11 года хиджры во второй половине дня. Ему было шестьдесят три года. Это были самые тяжкие дни в жизни верующих. День кончины Посланника Аллаха ﷺ стал великой трагедией для человечества, подобно тому, как день его появления на свет стал счастливейшим из дней, в которые всходило солнце. Анас сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ приехал к нам, как никогда не видел дня более отвратительного и мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха умер».[6.548]

После кончины Пророка ﷺ людей сковала печаль, на лицах лежала печать горечи и страдания. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который, узнав о случившемся, едва не лишился рассудка, стоял среди людей и повторял: «Поистине, Посланник Аллаха ﷺ не умер, а отправился к Господу своему подобно тому, как сделал это Муса, который покинул свой народ на сорок дней, а потом вернулся к людям после того, как они стали говорить, что он умер! Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха ﷺ непременно вернётся и отрубит руки и ноги людям, утверждающим, что он умер!»

Абу Бакр ас-Сыддик прискакал из своего дома, находившегося в Сунхе, на коне, спешился и вошёл в мечеть. Не заговорив ни с кем, он вошёл к ‘Аише и подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ, тело которого было завёрнуто в йеменский плащ. Он открыл лицо Посланника Аллаха ﷺ, наклонился, поцеловал его и заплакал, а потом сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды, что же касается той смерти, которая была тебе суждена, то ты уже встретил её!»

А потом Абу Бакр ас-Сыддик вышел к людям, к которым обращался со своими словами ‘Умар, и сказал: «Сядь, о ‘Умар!» Но тот отказался садиться. После этого люди покинули ‘Умара и подошли к Абу Бакру, который сказал: «Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду ﷺ, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто из вас поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умирает! Всевышний Аллах сказал: «Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрёт или будет убит, вы повернёте вспять?! А кто повернёт вспять, тот ничем не навредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!» (сура 3 “Семейство ‘Имрана”, аят 144). И люди, услышав это, зарыдали. ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр ас-Сыддик читает этот аят, ноги отказались держать меня, и я упал на землю. И только тогда понял, что Посланник Аллаха ﷺ действительно умер!».

‘Аиша сказала: «Клянусь Аллахом, люди будто и не знали, что Всевышний ниспослал этот аят, пока Абу Бакр не прочитал его, и люди словно переняли этот аят от него, и все они начали повторять его».[5.98-99]

Узнав о кончине Посланника Аллаха ﷺ ансары собрались под навесом бану Са‘ида. Это произошло в тот же день, в понедельник 12 числа месяца раби‘-аль-авваль 11 года хиджры. Собравшись, они начали обсуждать вопрос о том, кто должен стать преемником Посланника Аллаха ﷺ и новым главой мусульманской общины. Ансары сплотились вокруг лидера племени хазрадж Са‘да ибн ‘Убады. Узнав о собрании ансаров, мухаджиры, которые собрались в другом месте, желая обсудить с Абу Бакром ас-Сыддиком тот же вопрос, сказали: «Пойдёмте к нашим братьям - ансарам, поскольку у них тоже есть право участвовать в этом деле». ‘Умар рассказывает: «И мы пошли к ним. Когда мы были уже близко, нас встретили два праведных человека из их числа. Они рассказали нам, о чём договорились ансары. Они спросили: «Куда вы идёте, о собрание мухаджиров?» Мы ответили: «К нашим братьям-ансарам». Они сказали: «Лучше бы вам не ходить к ним. Занимайтесь своими делами». Я сказал: «Клянусь Аллахом, мы обязательно пойдём к ним!» И мы пошли к ним, нашли их под навесом бану Са‘ида. Мы увидели, что они собрались там, и среди них был один человек, завернувшийся в плащ. Я спросил: «Кто это?» Мне сказали: «Са‘д ибн ‘Убада». Я спросил: «Что с ним?» Мне сказали: «Лихорадка». Мы посидели немного, потом их оратор произнёс слова свидетельства, воздал хвалу Аллаху должным образом, а затем сказал: «Мы — помощники (ансары) Аллаха и войско ислама, а вы, о мухаджиры — одни из нас. Пришла к нам небольшая группа из вашего числа, и вот, они хотят отодвинуть нас в сторону от этого дела». Когда он замолчал, я хотел было заговорить, поскольку уже заготовил речь, однако меня опередил Абу Бакр, который сказал: «Подожди». Я не хотел гневить его, а потому уступил. Абу Бакр заговорил, а он был более выдержанным и терпеливым и держался более спокойно и с большим достоинством. И, клянусь Аллахом, он не оставил неупомянутым ни одно из тех слов, которые нравились мне в заготовленной мною речи. Он произносил фразы так же, как собирался произнести я, и даже лучше, и так продолжалось, пока он не замолчал. Он сказал: «Что касается тех достоинств, которыми, согласно вашим утверждениям, вы обладаете, то вы говорите правду. Что же касается этого дела, то никогда не будет оно принадлежать по праву никому, кроме жителей этого курайшитского квартала. Они занимают срединное положение среди арабов по своему происхождению и месту проживания. Я буду доволен, если вы выберете одного из этих двух мужчин. Присягните тому из них, кого вы сами выберете». С этими словами он взял за руку меня и Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха — он сидел между нами. Из всего сказанного им мне не понравились лишь эти слова. Клянусь Аллахом, лучше бы мне отрубили голову и я избежал греха, чем стать мне правителем людей, среди которых есть Абу Бакр. Никогда не было у меня подобного желания — может, перед смертью появится в душе моей что-то такое, чего я не ощущаю сейчас… Тогда один из ансаров сказал: «Давайте так: правитель из нас и правитель из вас, о курайшиты». После этого поднялся шум. Я побоялся, что между людьми начнутся разногласия, которые послужат причиной раскола, и сказал: «Протяни руку, о Абу Бакр». И он протянул руку. Тогда я присягнул ему. Затем присягнули мухаджиры, а после них и ансары». А в версии Ахмада говорится: «И Абу Бакр заговорил и не забыл упомянуть ничего из того, что было ниспослано Всевышним относительно ансаров, и ничего из того, что говорил о них Посланник Аллаха ﷺ. Он сказал: «Вам известно, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы люди пошли одной долиной, а ансары — другой, я пошёл бы долиной ансаров». И тебе известно, о Са‘д, что Посланник Аллаха ﷺ сказал в твоём присутствии: «Курайшитам поручено это дело, и благочестивый следует за благочестивым, а нечестивец — за нечестивцем». Тогда Са‘д сказал ему: «Ты сказал правду… Мы — советники и помощники, а вы — предводители».[5.100]

Под навесом бану Са‘ида самые мудрые и уважаемые члены мусульманской общины принесли Абу Бакру ас-Сыддику присягу, а потом предложили его кандидатуру остальным мусульманам. На следующий день после своего избрания под навесом бану Са‘ида Абу Бакр сел на минбар, а ‘Умар поднялся и обратился к людям с речью прежде Абу Бакра. Он восхвалил Аллаха должным образом и сказал: «О люди! Вчера я не сказал вам ничего такого, что не соответствовало бы Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Я был уверен, что Посланник Аллаха ﷺ решит наше дело. Поистине, Аллах оставил вам Свою Книгу, в которой руководство Аллаха и Его Посланника ﷺ, и если вы будете придерживаться её, Аллах приведёт вас к тому же, к чему привёл его. Поистине, Аллах собрал вас вокруг лучшего из вас, сподвижника Посланника Аллаха, второго из двух, сидевших в пещере. Встаньте же и присягните ему!» После этого люди принесли Абу Бакру общую присягу после присяги, принесённой ему накануне собравшимися под навесом бану Са‘ида. После этого Абу Бакр также обратился к людям с речью. Он воздал хвалу Аллаху должным образом и сказал: «О люди! Поистине, я поставлен над вами, однако я не лучший из вас, и если я стану поступать хорошо, помогите мне, а если отклонюсь от правильного пути, возвратите меня на него. Правдивость — доверие, а ложь — вероломство… Слабый из вас будет для меня сильным до тех пор, пока я не добьюсь соблюдения его права, а сильный из вас будет слабым для меня до тех пор, пока я не заставлю его соблюдать права других, если будет на то воля Аллаха… Когда среди людей распространяется разврат, Аллах насылает на них беды… Подчиняйтесь мне до тех пор, пока я подчиняюсь Аллаху и Его Посланнику в отношении вас. Если же я ослушаюсь Аллаха, то вы не обязаны подчиняться мне… Вставайте же на молитву, да помилует вас Аллах!» [11.16]

В тот день ‘Умар говорил Абу Бакру: «Поднимись на минбар» — до тех пор, пока тот не взошёл на минбар. После этого люди принесли Абу Бакру общую присягу.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 717; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!