Глава вторая. Абу Бакр во главе Исламского государства



Управление внутренними делами государства

Абу Бакр усердно выстраивал исламское государство, заботясь о его внутренней структуре. Он оградил это строение, возведённое Посланником Аллаха ﷺ, от любых негативных воздействий. Он заботился о своей пастве, и до нас дошло множество рассказов о проявлениях этой заботы. Судопроизводству Абу Бакр уделял особое внимание. Он также контролировал наместников. В каждом своём шаге он следовал примеру Посланника Аллаха ﷺ.

Абу Бакр ас-Сыддик советовался со многими сподвижниками, прежде чем назначить какого-нибудь наместника. Среди главных его советников были ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб и некоторые другие сподвижники. Абу Бакр также беседовал с самим человеком, прежде чем назначить его, особенно если он хотел перевести его из одной области в другую. Отношения Абу Бакра ас-Сыддика с наместниками отличались взаимным уважением. Наместники постоянно поддерживали связь с халифом, обсуждая с ним все важные дела и события в области. Наместники связывались не только с халифом, но и друг с другом. Они встречались и писали друг другу письма, особенно наместники Йемена и Хадрамаута, а также наместники Шама, которые часто встречались для обсуждения дальнейшего хода военных действий. Это некоторые деяния Абу Бакра ас-Сыддика и примеры его неуклонного следования путём Посланника Аллаха ﷺ. Да будет доволен Аллах им и всеми благородными и праведными сподвижниками![4.223]

Для осуществления политики, которую Абу Бакр ас-Сыддик наметил для своего государства, он воспользовался помощью сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Абу ‘Убайду аль-Джарраха, прозванного «доверенным лицом мусульманской общины», он назначил, если выражаться современным языком, министром финансов и поручил ему распоряжаться казной. ‘Умара ибн аль-Хаттаба он назначил «министром справедливости». Абу Бакр также самостоятельно занимался судопроизводством. Зайда ибн Сабита он назначил министром почты и связи. Тот записывал для Абу Бакра всё, что требовало записи. Иногда для Абу Бакра писал кто-то из присутствующих сподвижников, например ‘Али ибн Абу Талиб или ‘Усман ибн ‘Аффан. Мусульмане называли Абу Бакра ас-Сыддика преемником (халиф) Посланника Аллаха ﷺ. Сподвижники считали, что необходимо освободить Абу Бакра от любой другой работы, чтобы он исполнял обязанности правителя мусульманской общины должным образом. Абу Бакр ас-Сыддик занимался торговлей. Каждый день он выходил на рынок со своим товаром. Абу Бакр шёл в сторону рынка с тюком тканей на плече, когда его повстречали ‘Умар и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, спросившие его: «Куда направляешься, о преемник Посланника Аллаха ﷺ?» Абу Бакр ответил: «На рынок». Они воскликнули: «Неужели ты выходишь торговать, когда тебя избрали правителем мусульман?» — а он ответил: «Чем же мне тогда кормить свою семью?» — на что те сказали: «Пойдём с нами, и мы назначим тебе содержание», после чего решили выплачивать ему стоимость половины овцы каждый день.

Абу Бакру назначили содержание в двести пятьдесят динаров в год, а также давали ему на каждый день часть бараньей туши. Ему и его семье этого не хватало, а ещё раньше все дирхемы и динары, которые были в его доме, он положил в казну. Когда положение его стало совсем тяжёлым, он вышел к Баки‘, отправившись торговать. И вот ‘Умар пришёл к его дому и увидел сидящих женщин. Он спросил: «Что с вами?» Они ответили: «Мы пришли к преемнику Посланника Аллаха ﷺ, чтобы он рассудил нас». Тогда ‘Умар отправился на поиски Абу Бакра и нашёл его торгующим на рынке. Он взял его за руку и сказал: «Пойдём!» Но Абу Бакр сказал: «Не нужно мне ваше правление, ведь вы назначили мне содержание, на которое никак не прожить мне и моей семье!» ‘Умар сказал: «Но мы хотим видеть тебя правителем». Абу Бакр сказал: «Тогда давайте мне триста динаров в год и одну полную овцу ежедневно». ‘Умар сказал: «Нет, этого мы сделать не можем». В это время к ним подошёл ‘Али и сказал ‘Умару: «Дай ему это». ‘Умар спросил: «Ты думаешь, стоит?» Он сказал: «Да». ‘Умар сказал: «Хорошо. Уже сделали». После этого Абу Бакр ас-Сыддик поднялся на минбар и, когда люди собрались, сказал: «О люди! Сначала мне было назначено содержание в двести пятьдесят динаров и ежедневно мне полагалась овца, с живота, ног и головы которой срезана часть мяса. ‘Умар и ‘Али повысили мне содержание до трёхсот динаров и полной овцы. Одобряете ли вы это?» Мухаджиры сказали: «Да, мы согласны с этим». Сподвижники понимали всю серьёзность ответственности, возложенной на правителя мусульманской общины. Поэтому они назначили ему содержание, которое должно было избавить от необходимости добывать хлеб насущный посредством торговли, которая непременно отвлекала бы его от исполнения обязанностей правителя. Став правителем, Абу Бакр должен был посвятить всё своё время заботе о мусульманской общине, и если бы он занимался чем-то другим, это негативно отражалось бы на положении мусульман. Таким образом, они провели разделительную черту между имуществом правителя и имуществом общины.[4.221-222]


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!