Материалы М.В.Чевалкова в публикациях Г.Н.Потанина.



Огонь.

Бог (Ульгень) создал все живое, зверей и человека, но огня не создал. Как быть человеку? Он голый, без огня холодно, да и есть нужно варить. Все звери собрались, советуются, как достать огонь. Несколько дней совещались и не могли прийти ни к какому открытию.

Птица КОЛБЫРХЫ (сыч, который летает, опускаясь ребром вниз то вправо, то влево, откуда будто бы и имя его происходит), которую прежде звали АЛУ-КУШ (глухая птица), говорит собранию: «Не знаете, где огня достать! Я дурак, да знаю!».

«Знаешь, так скажи», - сказали звери. Сыч на это отвечал: «Разве на березе нет губы, разве в скалах нет камней?».

Птицы и звери не поняли, а сыч улетел. Потом птицы и звери снова обратились к сычу с просьбой объяснить им, что значат его слова.

Тогда колбыхры сказал: «Возьмите два камня, ударьте друг о друга и подставьте березовую губу».

(Отец Михаил Чевалков, священник в Улале в Алтае, родом телеут).

 

Первая пища человека по изгнанию его из Аруун-сюдюнь; вражда с животными: происхождение огня, супружества и смерти.

Когда человек был изгнан из Аруун-сюдюнь в знойную землю, Ульгень показал ему все травы и плоды, готовые к употреблению, сказав: «Попробуй и ешь, что тебе нравится».

Таргын-нама, отведав всякие растения, травы и плоды, нашел, что все они питательны. В продолжение лета, пока человек питался свежими плодами и растениями, был он свеж и здоров; когда же осенью трава стала засыхать, и человек начал сохнуть, так что первую зиму провел едва живой.

На другой год человек, наученный горьким опытом, стал готовить к зиме свежие плоды и зелень. Когда настала зима, к его запасу стали сходиться разные животные; человек, видя, что запас его скоро истребится, стал отгонять их и, не давая, есть, начал бить их палками. Обиженные звери и скоты, пригласив птиц и рыб, принесли жалобу на человека Ульгеню.

Ульгень, чтобы рассудить животных с человеком, собрал всех к Таргын-наме и, выслушав жалобу и объяснение, сказал: «Рыбы и птицы пусть едят что им угодно; вы, животные, ешьте траву; а ты, человек, ешь семянной хлеб и мясо животных; что потребно для животных, то не бери, а что потребно человеку, вы не берите; ты человек, убивай их, снимай с них кожи и одевайся ими, а мясо вари и ешь».

По этому суду животные с боязнью отдалились от человека и стали враждовать против него.

Пока человек питался травой и плодами, он не имел нужды в огне и не знал его. После определения человеку иной пищи, Ульгень достал своею рукою с неба два камня, белый и черный, взял лист сухой травы и в ладонях измял его, потом, положив траву на один камень, ударил другим, отчего вылетели искры, и трава загорелась. Разведши, таким образом, первый огонь, Ульгень, указав на него, сказал: « Огонь этот – есть огонь, сообщившийся камню от силы моего отца». (Стр. 249 «Памятное завещание»).

 

 

Литература:

1. Каташ С «Легенды и мифы Горного Алтая». Г.Горно-Алтайск 1978 г.

2. Мифы и шаманизм Алтая Составитель В.Арефьев Барнаул 2002г.

3. Памятное завещание. Алтайская дореволюционная проза. Г.Горно-Алтайск 1990 г.

4. Легенды и байки (у туристического костра, записанные в окрестностях озера Ая) Составитель Новичихина И.В. с. Алтайское 2001 г.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!