Дух-хозяин земли (Дьердин ээзи)



Дух, особо способный к перевоплощениям, он может яв­ляться человеку в самых разных обличьях: в образе мужчины, женщины, мальчика. Земля в представлении алтайцев подобна человеку - имеет грудь, шейный позвонок, пуповину, рот, макушку, имеет начало и конец. Дьердин ээзи может прино­сить несчастье в том случае, когда является людям, подстрека­ет их на рискованные поступки, в результате чего может на­ступить смерть. В случае если ему не приносят жертву, он выражает крайнее недовольство; может кричать, шуметь, гро­хотать. Он может наказать охотников, если те не кропят местоохоты чаем или не привязывают жертвенные ленточки в поло­женном месте. Духу-хозяину земли надо брызгать молоко на перевалах. Дух-хозяин земли запрещает охотникам истреблять много зверей и заставляет их заниматься земледелием. Счита­лось, что нельзя вырывать с корнем траву, так как трава - этоволосы земли и хозяин местности будет гневаться за боль, которую причиняют земле.

Духи-хозяева воды (Суу ээзи)

Дух-хозяин воды обитает в гор­ных озерах, реках и больших морях.Он является владыкой и творцом не только всеговодного пространства, но и суши, так как океан создал зем­лю. Духи-хозяева воды могли вме­шаться в жизнь любого человека. Они могли устроить наводнение или утопить человека. Это побуждало людей регулярно приносить жертвы источникам. Дух-хозяин воды может предстать человеку в образе змеи, черепахи, быка, девушки, женщины с черными или светлыми волосами, расчесывающей их на берегу. Ездо­

вым животным духа-хозяина воды считается, как правило, ­

марал. Ночью этот дух выходит или выглядывает из воды в образе животного. Веснойон разламывает лед и несет куски льда вниз по реке. Помимо суу ээзи в воде могли обитать всевозможные зловредные духи, приносившие беды и несчас­тья. По представлениям алтайцев, злые духи не могли двигать­ся по реке против течения. У них был один путь - вниз, туда, Где река впадает в мифическое море. Таким был Пестер-хан, хозяин быстрой и глубокой реки, злой дух с лицом умершего человека, который промышлял среди ночи, ездил верхомна большой рыбе, держа вместо весел две большие лодки, слугами у него были желтые свиньи, а опирался он на черных воронов.

 

Духи-хозяева гop

(Туунын, кырдын ээзи, Taг ээзи)

Почти все горы в сознании алтайцев мифологизированы, они имеют свое имя, свой характер. Наряду с почитанием всех гор, каждый род почитал свою гору, которая считалась родо­вой, священной (Ыйык-туу). С этой горой людей связывали незримые, но крепкие узы. Священная гора является как быисточником всей родовой жизни и потому почитается как тос, корень рода, его основание. Духи-хозяева гор видятся челове­ку чаще всего в мужском обличье, но иногда он может пред­стать в образе красивой девушки, юноши, однако духом-хозя­ином большой горы женщина бывает редко. На священныхгорах надо соблюдать особые правила: кормить духов, брыз­гать аракой, оставлять еду, не шуметь зря. Иногда на охоту вгоры брали человека, который не участвовал в добыче зверя, аиграл на музыкальном инструменте - шооре или икили. Счи­талось, что дух-хозяин Алтая в благодарность за хорошую игру показывает охотникам горы, откуда выходят звери и даже дают охотнику-музыканту своего коня (оленя). Горы могут издавать звуки, сражаться друг с другом, вызывать на поединок охотни­ков. За непочтительное отношение дух-хозяин горы может и наказывать охотников - лишить их добычи, наказать слепо­той, заставить плутать. Женщинам запрещалось находиться в близи родовых гор с непокрытой головой или босиком, под­ниматься на родовую гору и называть вслух имя родовой горы. Нарушение этих правил могло повлечь несчастье для всей се­мьи. Духу-хозяину горы жертвуют ленточки (дьалама), привя­зывая их на деревья, кропят чаем, молоком. Хозяин горы не допускал никаких отступлений или нарушений, связанных с пребыванием людей.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!