Миф о сотворении духов – кермесов.



Секция «Краеведение» - «Мифология Алтая»

 

Задавшись простым вопросом о том, кто жил на Алтае в прежние времена, мы можем отвечать на него долго и сложно, привлекая данные истории, археологии и этнографии.

Я же хочу обратиться к алтайской мифологии, сложившейся в эпоху первобытнообщинного строя.

В Алтайских мифах, преданиях отражены трудовой опыт всего общества и «биография» рода, племени. Миф олицетворяет коллективную судьбу древних людей.

Алтай – древняя земля тюрков, прародина многих тюркских народов – впитала в свое духовное поле знаки, символы и смыслы многих культур. Здесь своя эстетика и философия жизни. Алтай – земля, открытая миру, земля с добрым сердцем, мудрым разумом и щедрой душой.

Алтайский народ бережно хранит и чтит обычаи предков. Многие культы живы в сознании народа, несмотря на перипетии истории. Алтайская мифология разнообразна и многолика. Нельзя постичь культуру народа, не освоив его мифологии. Между различными, на первый взгляд мифологиями обнаруживаются удивительные параллели. Эти параллели доказывают, что у людей, живущих на земле, много общего между собой (можно провести параллель с мифологией древней Греции и т.д.).

 В мифологии алтайцев существовала представление как о трех мирах Вселенной (небесный, земной, подземный), так и о множестве ее сфер, в которых обитают многочисленные персонажи алтайской мифологии.

В небесной сфере обитают светлые и доброжелательные по отношению к человеку божества и духи (Ульгень).

В земной сфере обитает человек и многочисленные земные существа и духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашние духи.

В подземном мире обитают духи, враждебные человеку (Эрлик).

 

Верхний мир – Ульгень – Демиург, верховное божество в шаманизме - грозоносец, молние­носец. По другим версиям, он явля­ется только «тосем», родовым по­кровителем, предком - божеством, которому поклонялись отдельные родственные се оки, от которого бе­рут начало члены этого рода. В древ­них и средневековых письменных ис­точниках это имя не зафиксировано, однако материал для характеристи­ки Ульгеня дают этнографические сведения. В этой литературе он тво­рец Вселенной. Обитает на девятом(15-16-м) слое неба за месяцем и солнцем (на востоке, где восходит солнце), где возвышается Золотая гора (АЛТЫН-ТУУ), залитая солнечным светом, а на каждом из остальных слоев живут определенные небожители. Небу присущи природные условия, сходные с земными; там можно обнаружить леса, горы, реки, солнце, звезды, месяц. Золотая гора свисает с неба примерно на расстояние от земли до человеческого колена. Это место называется « неприкасае­мая к солнцу и месяцу Золотая гора». Ульгень живет в золотом дворце с золотыми воротами, имеет золотой престол. Создате­лем и творцом всего сущего, демиургом, Ульгень стал припомощи Священной Белой матери (Ак-Эне), которая вышла вначале мироздания из безбрежной водной пучины, над кото­рой витал Ульгень в космическом пространстве, и подсказала, как творить мир. Творение продолжалось шесть дней. Ульгень сотворил не только землю, небо, солнце, луну, радугу, гром, огонь, но и создал первого человека, кости которого были Сделаны из камыша, а тело из глины. Он сотворил собаку и велел ей сторожить первого человека. Он же сотворил богаты­реи Майдере и Мангдышире. Сотворил камни, деревья, посадил цветы. Он творец головы и пуповины у людей и скота, творец пастбищ и человеческих жилищ. Движущей силой мифа стано­вится конфликт между Ульгенем и Эрликом. В одних мифах Ульгень творит Эрлика, который становится его помощником в дальнейшем создании мира. По другой версии, оба творца су­ществуют изначально. В споре с Эрликом кому быть творцом, Ульгень одержал победу и в последствии изгнал его под зем­лю. Перед потопом он поручил Наме построить корабль и велел посадить на плот всех птиц и зверей. Ульгень создал шаманов для защиты от Эрлика, он же награждает людейдаром шаманства, определяет быть человеку шаманом или нет, и назначает будущему шаману духов-помощников, указывает, каким должен быть бубен. Некоторые сеоки южных алтайцев не почитали Ульгеня как высшее божество (например, сеоки сойон и иркит, переселившиеся в свое время на Алтай из Тувы). Внешность Ульгеня не изображалась, или очень услов­но, в виде человекоподобной фигуры, голова которой излуча­ет сияние. В мифах упоминается о 7 (или 9) сыновьях и 9 дочерях Ульгеня, но не говорится о женах. Его дети не роди­лись, а откололись от отца.

Нижний мир – Эрлик – Владыка подземного мира, высший правитель царства мер­твых. Фигура Эрлика более универсальна, чем фигура Ульгеня, она широко распространена в верованиях почти всех тюрко­монгольских народов, как шаманистов, так и ламаистов. Имя Эрлик встречается уже в древнетюркских рунических памятни­ках. Предполагается, что это имя восходит к древне-уйгурско­му представлению об Эрлик-кагане - владыке буддийского ада. Эрлик вместе с Кудаем участвовал в творении земли. Онопустился под воду и достал оттуда первоначальный ил, изкоторого Кудаем была сотворена земля. Однако он утаил

остаток ила во рту, а затем изрыг­нул его на ровную поверхность, со­зданную Ульгенем. В результате на земле появились неровности - горы, СОПКИ и болота. По мнению Ульгеня этим он испортил идеально гладкую поверхность земли. Эрлик выпросил на время у Кудая луну и солнце и не хотел возвращать, тогда Кудай, схва­тив луну и солнце, быстро поднялсяна землю и прибил их к синему небу. Эрлик соблазнил едой собаку, сто­рожившую человека, созданного Уль­генем, проник к нему и вдохнул в него душу. При этом он испортил созданного Кудаем человека, отчего человек оброс шерстью, и Кудаю пришлось чистить и даже брить человека. За это Уль­гень свергнул Эрлика с небес на землю. Он послал своегобогатыря Мангдышире, который боролся с Эрликом п победилего. После сражения с Мангдышире, Эрлик стал просить хоть немного земли у Ульгеня, но тот отказал. Наконец, Эрлик попросил дать ему только столько земли, чтобы он мог вотк­нуть свой посох, на что Кудай согласился. Эрлик воткнул свой посох в землю и оттуда выползли всякие гады, враждебные человеку, и заразные болезни. Тогда Ульгень сверг его подз емлю, а вместе с ним и его слуг, которые, стали тьеткерами, духами, причиняющими несчастья человеку на земле. Постоян­ными слугами Эрлика были кёрмёсы, души умерших людей и шаманов. Эрлик создал зверей: медведя, барсука, крота, верб­люда, свинью, корову. Создал богатырей Керей-кана и Караша. Подстрекал первых людей к нарушению запрета Кудая есть плоды с дерева. Эрлик

постоянно состязался с Ульгенем. Самое известное состязание - из чьей чашки вырастет цве­ток, тот и станет творцом. Цветок вырос из чашки Эрлика, но Кудай похитил цветок, подменив чашки.

По представлениям шаманов Эрлик описывается следующим образом: черные, густые, кудрявые волосы, спускающиеся на плечи, большие черные усы, которые он закладывает за уши, длинная до колен борода. Одевается в семь медвежьих шкур, Спит на семи черных бобрах. Меч его сделан из зеленого железа, а чаша из человеческого черепа. Ездовым животным Эрлика является могучий черный бык, которого он погоняет вместо плетки луновидным топором.

Подземный мир Эрлика находится на западе и начинается с земной щели, которая является дверью в него. По некото­рым представлениям этот мир состоит из девяти слоев или ярусов, на которых живут сыновья Эрлика. Алтайцы почита­ют всех сыновей Эрлика, знают их имена и совершают им жертвоприношения родового характера. В нижнем мире тоже есть солнце и луна, но они светят тускло, поэтому там царит вечный полумрак. У входа в нижний мир есть черный пень, котел с кипящей водой. Имеются там обширные болота, озе­ро, наполненное слезами людей, красное озеро, образовавше­еся из крови убитых или случайно смертельно порезавшихся, а также самоубийц. Далее - бездонное черное озеро с мос­том из одного конского волоса. За черным озером располо­жена область умерших предков. За местом обитация умерших предков в подземном мире живут дочери Темир-кана, первогосына Эрлика. Сам Темир-кан живет здесь же в большой юрте, рядом с которой стоит коновязь.

Живет Эрлик во дворце из черной грязи или синего (черного) железа на берегу реки Тойбодым, которая напол­нена людскими слезами, через которую пере кинут мост изодного конского волоса. Его стерегут чудовища - дьутпа. у дворца стоят караульные - слуги Эрлика (эльчи) с багром (ка рмак).

Эрлик по силе равновелик Ульгеню, он принимает не менее активное участие в творении мира, чем Кудай. В шаманских призывах к Эрлику обращаются как к отцу «адам Эрлик». От Эрлика люди получают бесценный дар - искусство проникно­вения в другие миры. Первый шаман принял свой дар и шаман­ский бубен от Эрлика.

 

Средний мир - Третьей сферой Вселенной по представлениям алтайцев вы­ступает реальная земля, с ее горами, лесами, источниками, населенная людьми. Кроме людей здесь обитают различные духи как доброжелательные, так и враждебные по отношению к человеку. Духи разделялись по зональному и географическо­му принципу - духи-хозяева рек, озер, гор, долин, перевалов; домашние покровители и духи- помощники шамана.

Миф о сотворении духов – кермесов.

 

Эрлик обратился к Ульгеню. Он просил разрешения создать в своей области небо и землю. Ульгень позволил, сказав: «Область – твоя. Мы тебе отдали ее во власть. Делай там, что хочешь».

Эрлик устроил себе небо и землю. Но его народ не имел возможность умножаться, и новый мир Эрлика был почти пуст. Эрлик опять обратился к Ульгеню с просьбой: «Я сотворил себе новое небо и новую землю. Позволь мне наполнить ее жителями! Ульгень, зная, что слуги Эрлика не могут умножаться, подсмеиваясь над ним, сказал: «Пойди, наполни». Эрлик ответил: «Пусть будет благословение твое на мне!».

Возвратясь в свою область, он сделал молот, наковальню, меха, клещи и все остальные кузнечные инструменты. Раскалил железо и стал бить молотом. И как только он ударит, тотчас выскочит бес – курюмес от каждого удара. Таким образом, наковал он множество духов – слуг для себя. Ульгеню это было неприятно.

Богатырь Ульгеня Мангды-шире пошел посмотреть строение Эрлика. Эрлик, чтобы досадить Мангды-шире, сотворил при нем трех животных: медведя, барсука и крота. Мангды-шире препятствовал творению этих вредных животных. Но Эрлик приказал двум своим богатырям прогнать Мангды-шире. Они стали воевать и Мангды-шире не смог победить. Он ушел к Ульгеню и рассказал все, что видел и что случилось: «Эрлик сотворил медведя: этот зверь силен и блудлив; еще – барсука, этот землю портит, и крота, который портит дорожки, так что скотина будет поступаться и ломать ноги, и все делает вредное».

Ульгень сказал: «Почто ты пошел к нему, не спросясь меня, и не взял силы от меня?» Потом Ульгень махнул рукой и сказал: «Вот теперь иди!» Мангды-шире вмиг пустился. Богатыри Эрлика встретили его войной, но он поразил и низверг их с неба на землю. Эрлик вышел сам на битву. Мангды-шире пронзил Эрлика в правое плечо железом и, приподняв, свергнул его вниз на землю и построение его разрушил. Слуги Эрлика, как град и дождь, посыпались вслед за ним и пали: иной в воду, и стал он су-ээзи (водяной), другой – на камень и стал таш-ээзи (хозяин камней), на гору – туу-ээзи (горный), в лес – агаш-ээзи (лесной), на дом – уц-ээзи(домовой), на скот – мал-ээзи, на ровную землю – йэрь-ээзи, на зверей, рыб, птиц и на все живущее и существующее. Кто куда попал, тому и хозяин стал.

 

Дьер-Суу (Земля-Вода)

Это обожествленное представление о Земле и Воде как выс­ших духах. Под этим обобщенным названием понимаются оли­цетворенные объекты живой природы - духи-хозяева (ээзи). Под этим же названием и с теми же функциями Дьер-Суу была известна и древним тюркам восточной части Центральной Азии и зафиксирована древнетюркскими руническими памятниками. Это довольно сложный образ, скорее всего собирательный образ родной земли. Чаще всего этот образ представляли в виде женщины. В эпосе eе часто на.зывают «пупом земли». Она выступает как созидательница души, покровительница деторождения, одаривает богатырей чудесными амулетами, обучает героев искусству перевоплощения. Она является созидательной, плодородящей силой всей земли, хотя нередко ее изображали как «старуху-мать».

Владения Дьер-Суу находятся на востоке, на горе, из-за ко­торой восходит солнце и которая находится в центре земли ­ Ак тошон Алтай сыны. На вершине этой горы находится молоч­ное озеро Сут - кёл. В центре горы возносится пуп земли и неба (Тьер-киндиги), из которого произрастает богатое дерево (свя­щенный тополь) с золотыми ветвями и широкими листьями, которое соединяет все три сферы, так как верхушкa дерева находится уже в небесной сфере, а корни в подземном мире. Самое место обитания остается невидимым. На вершине этой горы собираются духи местностей со всех сторон Алтая, здесь они играют в кости, камешки, карты, шашки. Здесь же находится Красное озеро, невидимое глазом, хозяином которого является Кер-балык, огромная по размерам рыба, которая поддерживает весь мир Дьер-Суу. Кер-балык через свое дыхание передает Дьер-Суу зародыши ( души) людей и скота. На сопках и перева­лах из красного песка и земли обитают дочери Дьер-Суу, кото­рых обычно изображают в виде парных куколок. Изображенияже самой Дьер-Суу не делают. Во время камлания шаман полу­чает разрешение от стражей Дьер-Суу на посещение горы Дье­зим-Бий - резиденции Дьер-Суу. В качестве жертвоприноше­ния приносят в жертву лошадь или барана; делают кропление из молока и толокна (потко). Жертвоприношение входит в жертвоприноше­ние Ульгеню, на второй день послекамлания Уль геню. Каждый человек приносит жертвы и дары Дьер-Суу, чтобы высказать свое почтение и ува­жение. Дьер-Суу восхваляют в пес­нях, благопожеланиях, речениях. При каждом опасном горном переходе, При каждой переправе через реки пу­тешественник приносит благодарность

божеству этого места, кладя камень на груду камней (обоо), специально сложенную для таких приношений, или привязывает ленточку к священному дереву.

 

 

Алтай ээзи

Дух-хозяин Алтая. Верховный и всемогущий дух, глава над всеми духами Алтая. Считается, что он сын Ульбук-кана, живущего на Золотой горе и пьющего из трех золотых озер, за что его называли «трех­дверным Ульбук-каном». Алтай-ээзи почитается как благодетель всех ал­тайских народов. Он глава всех ду­хов Алтая, гор, вершин, ледников, озер, рек. По преданию Алтай-ээзи обитает на священной горе Ак-Сю­мер, на самой высокой горе, увен­чанной тремя пиками. Это мироваягора, у подножья которой растет свя­щенное дерево. Но может обитать и в других горах, в пещерах, на ледниках.

Дух-хозяин Алтая, благосклонный к человеку; он дает ему душу, благословение, может продлить ему жизнь, приводит в движение реки, обеспечивает плодородие, дает благополучие, покровительствует охотникам. Он благосклонен к человеку, если тот не нарушает его запретов и вовремя и правильно приносит ему жертвы. Но если охотники непочтительно отне­сутся к нему и забудут о жертве, которую должны ежегодно приносить духу Алтая, то он может рассердиться и наказать человека - наслать в зимнее время ветер, ненастье, бурю, уничтожить скот, разнести юрты. Может лишить охотников добычи, и даже заморозить их насмерть. В качестве жертвы для него закалывали белого рыжеголового барана, брызгали молоко, угощали чегенем, а традиционный сыр складывали в виде горы-пирамиды. Духу Алтая приносили жертву все сеоки.

Дух-хозяин Алтая может появиться в образе старика в белой шубе, с белой бородой, с посохом в руках.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!