Легенда о происхождении родов.



Жила-была девица, убежавшая от военного разорения, бродила голодная по лесу и по горам; через несколько дней набрела на аил. Вернулась домой беременная. Ее спрашивают родичи: «Мужа не имеешь, а забеременела?».

Она рассказала: «Когда я бродила по тайге, разразился сильный град, я разбила одну градину и в ней нашла 2 пшеничных зерна, рада была и этой пище. Съела зерна и с этого времени забеременела». Разрешившись, девица родила двойню. Потом, выйдя замуж, родила третьего. Всем трем детям сначала имен не давали. Отец разделили между ними труды. Одному велел овец пасти, другому верблюдов, третьему – воду таскать и дрова. Когда дети пришли в полный возраст, наступило время делить наследство; сначала делили овец на 4 части (в том числе и отцу) по счету. Один баран с рогами оказался лишним. Братья начали спорить, кому дать лишнего барана. Двое советуют: убить и артельно съесть, а третий, который пас овец, говорит: «Я пас овец, лишнего барана дать мне». Поймал пастух барана за рога, а братья ухватили барана за туловище, тащили, тащили, пастух и оторвал у барана рога. Отец за это дал ему имя Кочкором-Мундусом, т.е. тащивший за бараньи рога. Брат, пасший верблюдов, взял себе лишнего. Отец дал ему имя Толос. Третий сын, живший у отца, получил имя Чулмус-Мундус.

 

Культ огня».

        У всех алтайских племен и родов сохранился культ огня. Огонь считался хранителем рода – символом счастья рода, семьи. Огню поклонялись, люди чтили свой очаг, с его культом было связано множество обрядов. Когда умирал последний представитель какого-либо рода, гасили огонь в очаге его юрты в знак того, что жизнь в этом роду угасла. Огонь в юрте поддерживается с того момента, когда складывается семья. Естественно, что угасание огня в очаге – плохая примета, ибо огонь в юрте считается равноправным членом семьи. Даже тогда, когда семья собирается за трапезой, хозяин и хозяйка должны прежде всего угостить огонь приготовленной пищей… Пищу бросают в горячий очаг. И только после этого приступают к еде сами, произнося при этом:

 

Мерзлое оттаиваешь, мать-огонь,

Сырое варишь, мать-огонь

 

Огонь оберегается. Его запрещалось выносить из жилища. В исключительных случаях можно поделиться огнем, но только с сородичем или когда огонь нужен для жертвоприношения. Время выноса огня из жилища строго регламентировалось. После заката солнца огонь выносить из юрты запрещалось. Даже прикуривание трубки от чужого очага имеет свои нормы. Необходимо докурить трубку, сидя у очага, а если хочешь выйти из юрты, то следует выбить трубку о подошву обуви или о конец полена или бревна, горящего в очаге.

Устная поэтическая культура алтайского народа довольно широко отразила обряды почитания огня.

 

Пусть зола твоя, подобная талкану, не развеется,

Каменный очаг-треножник не развалится,

С твоего треножного тагана

Горячий котел не снимается,

Освятившая голову очага

Тридцатиголовая мать-огонь,

Изящная и ловкая девушка-мать!

С мягкой постелью из золы,

Имеющая пуповину в небе,

С поясом железным мать-огонь,

Имеющая красный облик,

Подмигивающая своими глазами,

С черно-карим обличьем,

С вечно живым обликом мать-огонь.

 

Существуют поверья и приметы, по которым пятнадцатое и шестнадцатое числа каждого месяца считаются наиболее счастливыми днями. В эти дни запрещено давать огонь даже самым близким – брату, сестре, племяннику из боязни потерять благосклонность огня и счастье, даруемое им, т.к. вместе с огнем может уйти сам хозяин-покровитель – «от ээзи».

Если члены рода намеревались перекочевать в другое место, то вместе с необходимым имуществом брали с собой головешки и раздували их на новой стоянке. Если путь перекочевки исчислялся несколькими сутками, то в таких случаях на новом месте огонь заимствовался у членов своего рода, которые проживали неподалеку. При этом строго соблюдался ритуал перенесения огня в новый очаг. Огонь переносили на деревянной лопатке, произнося:

 

Тридцатиголовая мать-огонь,

Высеченное отцом великое пламя,

Матерью вкопанный каменный очаг

Да будет крепким!

Выше их три очага,

Выше их три жерди,

Талкан-зола да будет стогом,

Находящийся вверху (на небе) бог Ульгень

Да будет главою!

 

Для жилища молодоженов огонь брался из отцовского очага. Если сыновья женились и оставляли отцовский дом, то, уходя, они брали по горящей головне из отцовского очага. Огонь семейного очага в юрте молодых зажигался с помощью огнива. Этот огонь считался своим, семейным огнем. При свадебных обрядах в момент прощания девушки с родным очагом она должна была соблюсти ритуал прощания со своим родовым огнем и приобщиться к огню рода мужа, куда она переходила. После договора о калыме жених из первой чарки окроплял огонь вином в знак благодарности матери-огню и просил ее благословения.

У алтайцев, как и у многих народов Сибири, известна также «хозяйка огня» («От-эне»).

Функции огня чрезвычайно многообразны. Помимо духа-хранителя рода, очага, огню присуща очистительная функция. Огонь якобы не впускает в жилище злых духов, рассеивает злые мысли человека. Огонь отпугивает души покойников. С помощью огня окуриваются-очищаются предметы домашнего обихода, люлька для новорожденного, загоны скота, ибо огонь является хранителем семейного очага, посылает детей, дает приплод скоту, излечивает болезни и т.д.

Поэтому в поверьях и обрядах существует множество предупредительных запретов при обращении с огнем. Например, нельзя шутить, нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать в костер, сыпать мусор и грязь, нельзя касаться острием ножа, ибо можно поранить голову «матери-огня». Даже дрова нужно класть осторожно, чтобы не причинить боли и не рассердить «мать-огонь».По пламени костра древние люди определяли свою судьбу. По огню узнавали о скором возвращении хозяина, если он отсутствовал. Если с ним в пути случилось несчастье, то костер начинал гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то ударяет. Огонь предсказывал и гостей. Если отвалившаяся головешка вставала вертикально («на попа»), то жди желанного гостя. Огнем окуривали больного, для этого жгли можжевельник. При всяком очищении огнем высказывались благопожелания:

 

Тридцатиголовая мать-огонь,

С ушами из пробитого камыша,

Сорокоголовая девица-мать,

По семи спускам спускающаяся,

На семи зыбунах качающаяся,

Преклоняя (качая) голову, облетающая,

На семи спусках спускающаяся,

Спуская голову, прославляемая!

Хозяин трех очагов,

Рога перевитого тальника,

Синеющая синева, спускающийся царь,

Чтобы не прерываться, спустившийся царь.

В одежде из зеленого шелка

Веселое, зеленое пламя.

В одежде из красного шелка,

Будучи отцом высеченная,

Будучи матерью зажженная,

Тридцатиголовая мать-огонь!

 

Судя по высказываниям, огонь имеет отца и мать, которые его создают, т.е. высекают. Огонь как божество в представлении первобытного человека рисуется «белой, светлой девушкой («кыс-эне»), а с проникновением на Алтай русских людей и принятием христианства – «русской девушкой с русыми волосами».

Образ огня всегда нежен, поэтичен, сравнивается с «ясностью неба», с «ленточками на голове». Живые языки пламени ласково и неслышно общаются с членами семьи, защищают их от разных бед и помогают пережить трудные времена. Мать-огонь освещает не только жилище, но и хребты самого Алтая, она ездит на бело-желтой лошади и т.п. Возникнув в эпоху материнского рода, культ огня с тех времен находит прочное бытование в народной поэзии и его древних обрядах.

 

Сказка – загадка.

Был у одного хана сын. Подошло ему время жениться. Стал ему хан невесту подыскивать. Много девушек было на примете у хана: были среди них и красавицы, и умницы, и хорошие певицы, и замечательные танцовщицы. Призадумался хан, как же найти самую достойную невестку?

И решил тогда хан выбрать в жены своему сыну самую хорошую хозяйку. Собрал он всех девушек, желающих стать ханскими невестками, и объявил, что та, которая первой вскипятит воду в чайнике, и выйдет замуж за его сына.

Велел он выдать каждой девушке по чайнику, равному количеству воды и дал отсчет времени. Кинулись девушки хворост собирать, костер разводить, торопятся, стараются.

Была среди них одна девушка, которая совсем не хотела идти замуж за ханского ленивого сына, потому что любила она обыкновенного пастуха, да так сильно, что и ханское богатство было ей не мило. Это отец ее настоял, чтобы она приняла участие в соревновании, уж очень ему хотелось породниться с богатыми людьми.

Так вот, легенда рассказывает, что именно у этой самой девушки у первой закипела вода в чайнике. Как вы думаете, почему?

 

Ответ:Все те девушки, которые очень хотели выйти замуж за ханского сына, непрерывно поднимали крышки чайников и смотрели: не закипела ли вода. Температура нагрева воды в чайнике падала, и на закипание воды требовалось уже больше времени. Та же девушка, которая не хотела замуж, к чайнику и не притрагивалась, поэтому и вода закипела у нее быстрее всех.

 

 

Благопожелания огню.

Вы рядышком сидите,

Друг к другу прижавшись,

На почетном месте сидите,

Друг на друга глядите.

Вы носите одежду из красного шелка

И красавцами в них выглядите.

Зубы у вас перламутровые.

Вы являетесь хранителями юрты.

Вы огонь в очаге охраняете,

Благодаря вам юрта стоит, не рушится,

Вы великими людьми являетесь,

Вы, как змеи, не шипите друг на друга,

Не мечете искры, подобные звездам,

Вы не глядите косо друг на друга,

Черные мысли не таите, не пугаете.

Я вас кормлю жирной бараниной,

Чтоб спины прикрыть, одежду вам сошью,

Тридцатиголовая мать-огонь,

Как камыш, ты колышешься,

Сорокаголовая мать-огонь,

Ты носишь красно-шелковую одежду, чок!

Масть коня твоего игреневая, мать-огонь,

Одежда из шелка золотистого цвета, пламя-огонь!

Ты печешь все сырое!

Ты согреваешь все замерзшее!

Пусть над тобой зола прибавляется,

Пусть из очага твоего постоянно исходит жар!

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 831; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!