Исторический очерк Русского национализма 5 страница



Некоторые понимают под национальностью то же, что мы понимаем под нацией. Едва ли это правильно. Другие слово «национальность» употребляют в виде обозначение части нации. Так, например, для всего русского народа употребляют слово «нация», а для обозначения великоруссов, малоруссов и белоруссов употребляют слово «национальность»: русская нация, малороссийская национальность. Это применение слова также едва ли правильно. Слово национальность определяет свойство, а слово «нация» - народ.

Национализировать - значит внедрять в ту или другую группу людей свойства, присущие той или другой нации. Например, в настоящее время русская нация очень слабо национальна.

Под влиянием векового рабства, она мало помалу теряла те свойства, которые присущи ей. Занятый денно и нощно жизненными и животными потребностями простой народ очень мало думал и помышлял о православной вере, самодержавии, своем Отечестве, своих общих интересах и т.д. Он жил чисто животною жизнью и не отвлекался от насущного дня. Если в глубине его души и теплились искорки любви к своей Родине, к своему русскому, то все это было так глубоко и так темно, что в настоящее время, когда даются условия для создания более сознательной и более полной жизни, надобно эти тёмные и глубокие искорки и вызвать более наружу. Это можно сделать путём внешнего выяснения всего прошлого, настоящего и будущего, путем поднятия условий жизни, человеческого самосознания и материального бытия этих простых людей. Вся задача будет состоять в подведении и разрисовке тех красок и искорок, которые уже раньше теплились в душе простого человека.

Во многих случаях эта задача удаётся. Она будет состоять только лишь в усилении и прояснении того, что уже присуще самой природе, но только было слишком сглажено и заглушено.

Существует и другой способ национализации - это внедрение национальных свойств одной нации другой нации. Это тоже возможно, и успех данного дела зависит от стойкости, древности и культурности одной и другой нации. Так, наши лопари Лапландии имеют свой язык, имеют свою языческую веру, жили своею обособленною жизнью и отличаются своими физическими свойствами. При столкновении с русской нацией они очень легко приняли христианскую веру, почти все говорят по-русски, принимают все русские нравы и обычаи, и пройдет 30-50 лет,и от лопарей останется одно воспоминание. Лопари будут обрусены. Русская нация национализирует лопарей, если только мы не будем в этом деле столь преступно небрежны, какими пребывали до сих пор. Мы не только не заботились о закреплении русской национализации лопарей, но мы с легкой душой совершаем другое преступление: мы позволяем этих лопарей нашей подчиненной нации – финнам - офинивать. Это великое государственное преступление и оно падает на душу нашего правительства. Долг и обязанность национальной партии поднять этот вопрос в Государственной Думе и окончательно закрепить русскую национализацию лопарей. То же самое должно сказать и о кореллах.

Национализация - сознательное и умышленное насаждение национальных свойств и качеств державной нации в нациях культурно слабых и соподчиненных. Денационализация и денационализирование - ослабление и уничтожение свойств и качеств какой-либо нации, как это, например, безсознательно делалось веками русской нацией.

В русском языке есть слова “народ”, «народность», «народный». Но это не то же, что нация, национальность, национализм. Это или больше, или меньше. Словом «русский народ» обозначают или состав жителей всего Российского государства, и тогда в это государственное понятие входит 150 наций, составляющих Российскую Империю, или словами «русский народ» обозначают сословие, класс людей, простой класс народонаселения.

Так П.И. Пестель говорит: «Народ есть совокупность всех тех людей, которые принадлежат к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования благоденствие всех и каждого»1 .

Проф. Локоть говорит: «Великий коллектив - многомиллионная масса крестьянства - вполне справедливо присваивает более широкий титул - народа. Да... крестьянство с русской общественной точки зрения - это действительно народ, т.е. как бы синоним нации «государства»2 .

В последнем случае, всё-таки народ будет часть нации, и для пополнения всей нации нужно добавить дворян, духовенство, купцов и проч.

Таким образом, русский язык не имеет своих слов для обозначения того понятия, для которого приходится употреблять слово нация. Свойства и качества, присущие нашей нации, служат как для обозначения её свойств, так и для отличия нашей нации от других наций.

 

Проф. В. М. Грибовский с государственной точки зрения так определяет национальность: «Национальность представляет собою духовную культурную общность, вырабатываемую историческим путем, общность культуры, массовых идей, чувств, склонностей, языка как средства общения и своеобразного национального богатства».

По Хомякову, «…народность есть начало общечеловеческое, облеченное в живые формы народа. С одной стороны, как общечеловеческое, оно собою богатит всё человечество, выражаясь то в Фидие и Платоне, то в Софокле и Вико, то в Беконе и Шекспире, то в Гегеле и Гёте; с другой стороны, как живое и неотвлечённое проявление человечества, она живет и строит ум человека. В то же время, она, по своему общечеловеческому началу, в себя принимает всё человеческое, отстраняя чуженародное своею неподкупною критикою, тогда как отдельному лицу нельзя не поддаваться самим формам чуженародности и не смешивать их с тою общечеловечною стихиею, которая в них таится, - но человек, воспитанный в народности, растёт и крепнет, разумно богатится всем богатством человеческого мышления, законно расширяет её пределы, а иногда доходит до законного отрешения от её ненужных случайностей».

В доисторические времена человек жил семьей: муж, жена, дети. Все они любили друг друга, все они помогали друг другу, взаимно оберегали и взаимно заботились. Дети вырастали, женились и селились недалеко от своей основной семьи. Так было безопасней. Так было и приятней. Они имели свой способ обмена мыслей и чувств - язык. Они развивались соответственно окружающей обстановке: лес, горы, озёра, реки и проч. Их природа приспособлялась к этой обстановке и отличалась от природы тех семейств, которые жили и воспитывались при другой природной обстановке. Так создавался особый род. Род - это и было единицею нации. Легко могло случиться, что часть этого рода отрывались от своего корня, поселялась в другом месте, воспитывалась при других условиях приспособления к природе, создавала себе иную природу, иной язык, иные нравы и обычаи, иные верования. Много между ними было общего с первой коренной семьёй, но много и отличного. Создавались две разновидности одного народа.

Естественно, что лица одного рода и одной народности любят друг друга как членов одной семьи, любят окружающую природу, любят свое дело, любят предметы, которыми работают, любят свой язык, свои песни, свои нравы, свои обычаи, всё то, что принадлежит им душевно и физически. С течением времени, народность разрастается, занимает большее пространство, расширяет занятия и промыслы, совершенствует условия жизни, скопляет знания, облегчает жизненную борьбу и создает понемногу культуру. Встречая на пути более мелкие и менее совершенные народности, эта народность - коренная, более сильная, более культурная - побеждает встреченную, овладевает ею и поглощает её. Разумеется, она дает ей свои знания и блага своей культуры. Но так как народность, вступившая в общую массу господствующей победительницы, имеет тоже свои особенности физические и душевные, то, сливаясь с господствующей нациею, она передаёт ей и свои особенности. Восприяв особенности присоединённой нации, господствующая нация их ассимилирует и поглощает в себе и тем самым невольно несколько изменяется. Поэтому даже сильная господствующая нация не представляет собою величины постоянной, неизменной и неподвижной. Нет, она подчиняется изменению под влиянием вливающейся крови новой нации и изменяется под влиянием новых условий жизни и борьбы за существование - совершенствуется, прогрессирует.

Включая в себя всё более и более побочных мелких наций, коренная нация становится не только господствующею, но и державною, направляя жизнь во всем государстве и управляя им соответственно интересам и культуре своей коренной нации, соблюдая, однако, интересы и благополучие соподчиненных наций. Так создается государство - сильное, мощное, культурное, самобытное.

Уже с появлением малых племён, каждый член племени, чувствуя за собою защиту всего племени, в то же время инстинктивно чувствует и свою принадлежность к нему, приобретает присущее племени имя, защищает его и готов всегда пожертвовать собою за своё племя. Каждый член такого племени, сознавая своё имя, понимает, что это имя племени отличает его от других племен. Он охотно вступает в единение с другими членами того же племени и в борьбу с членами другого племени. Такой член гордится своим племенем и хвалится его качествами и доблестями.

Такое тяготение членов одной народности друг к другу и ко всему своему является выражением их национального чувства. Это национальное чувство является прирожденным и безсознательным, инстинктивным, животным. В основе национального чувства лежит проявление высшего мирового закона, закона тяготения, или закона притяжения.

Самым примитивным и простейшим проявлением этого взаимного тяготения служит притяжение и отталкивание атомов мирового эфира в безпредельном мировом пространстве. Таким образом, это чувство современно мирозданию и усложнялось, и совершенствовалось соответственно развитию и совершенствованию миротворения и миросозидания. Уже резче и определеннее оно проявляется в системах небесных миров, где притяжение и отталкивание тел и систем подлежит незыблемому и непоколебимому мировому закону, и где части системы тяготеют к целому в течение всего своего существования. То же тяготение и отталкивание частей и особей к целому наблюдается и в растительном, и в животном царстве. В силу этого инстинктивного тяготения, симпатии и антипатии, воробьи льнут к воробьям и составляют одно стадо, ласточки - к ласточкам, селедки - к селедкам, овцы - к овцам и т.д., и если какое-нибудь из этих животных попадет в чужое стадо, то его или скоро прогонят, или просто-напросто заклюют.

В человеке национальное инстинктивное чувство хранится как в каждом отдельном лице, так и в человеческих группах, нациях - онтогенетически и филогенетически.

«Уже с раннего детства, - говорит Вадим Радецкий, - у каждого ребенка является стремление к своему, родному, без всяких указаний и побуждений со стороны воспитателя: найдите хотя одного ребёнка, который бы не чувствовал любви к родному своему. Начиная с любви к более близкому – родному дому, к школе, товарищам, к родному городу, это чувство переходит затем в любовь к своему Отечеству, ко всем своим согражданам, и едва ли найдется сколько-нибудь мыслящий человек, который не признал бы законности этого чувства, не признал бы той истины, что любить Родину, служить ей как полезный член общества составляет одну из основ нашей жизни.

Развиваясь и расширяясь, любовь к Родине образует из ребенка не только гражданина, но и человека: чувство любви к родному своим могущественным влиянием на душу, на духовное развитие ребёнка производит то, что ребёнок по мере развития его всё более усваивает гуманные начала, тёплое чувство к людям вообще, вырабатывает в себе честные правила, делается отзывчивым и сострадательным и проникается желанием служить по мере сил не только своим соотечественникам, но и всем людям... Влечение к Отечеству, представляя собою великий голос самой Природы, говорящей человеку, что он - только часть целого, имеет многие и глубокие корни во всех естественных условиях телесно-духовной жизни человека. Любовь к Отечеству имеет первообразом семейную любовь детей к родителям. Нужно только выработать из ребенка хорошего, честного гражданина, любящего свою Родину здоровой, разумной, настоящей любовью, и можно поручиться, что он будет гуманным, отзывчивым человеком вообще.

Обращаясь к истории человечества, мы видим, что и там у всех народов древности существовала прирожденная, инстинктивная любовь к своему народу и к своей родине. Вл. Соловьев, не отрицающий, но порицающий узкий эгоистический национализм, вместе с тем свидетельствует, что «национальные инстинкты господствовали в древнем мире». Все некультурные народы и нашего времени резко проявляют безсознательное, физическое, инстинктивное чувство любви к своему родному, доказательством чему служат китайцы и другие азиатские народы, которые, будучи замкнуты в себе и ценя выше всего на свете своё, вместе с тем питают презрение, отвращение, вражду и ненависть ко всему, что вне китайской стены. Такое же презрение, отвращение и вражду питают и евреи ко всему, что стоить вне их нации, вне их кагально-талмудистских устоев. И это чувство презрения одинаково проявляется как у людей простой темной еврейской массы, так и у евреев цивилизованных, - только формы и способы этих отношений различны, в зависимости от их воспитание и круга жизни.

Такой же строго замкнутый национальный инстинкт, хотя не такой жестокий и безчеловечный, как еврейский, проявляли и мы, Русские, в период допетровской Руси. Но tеmpora mutamur et nos mutamur in illis… Петр Великий прорубил окно в Европу. Много через это окно прошло хорошего и полезного для России, но вместе с этим через это окно прорвался ужасный скептицизм и множество других проявлений, шаг за шагом подтачивавших, постепенно расшатывавших, мало-помалу уничтожавших прирожденный и присущий природе русского человека физический национальный инстинкт.

Следя за развитием национальных групп, мы не можем в истории человечества не видеть такой постепенности: в период нормальной пастушеской жизни народы живут патриархальной жизнью. Во главе стоит патриарх, родоначальник, под его властью - остальные члены рода. Все эти члены рода объединены взаимною любовью, взаимными интересами, взаимной целостью, взаимной принадлежностью. С увеличением народа растет потребность, условия жизни осложняются. Принадлежащие к роду начинают делиться на слои. Начинается дробление по специальным занятиям: одни пашут землю, другие пасут скот, третьи приготовляют одежду, четвертые учатся военному искусству и охоте, пятые занимаются высшими делами рода и хранением духовного достояние и т.д. Так начинается постепенно разделение на общественные слои. Вековая жизнь постепенно выдвигает касту работников, касту воинов, касту промышленников, касту учёных, касту духовных и касту правителей. Этим самым равноправное положение членов общества, народности, народа изменяется и переходит в иной строй, строй зависимости, подчинение, рабства и господства. Слабые телом и слабые духом (необразованные) постепенно подчиняются более сильным физически, более умным, более просвещенным, более изворотливым. Невольно создаются рабы и владыки. Первые служат вторым за то, что вторые их охраняют от врагов и враждебных воздействий воинственных соседей, хищных зверей, болезней, невежества и т.д. Самый умственный труд ещё не в почете. Науки и изобретение - это проявление труда, а всякий труд близок к работе и напоминает рабство, - посему сословие людей умственного труда стояло посредине между рабами и владыками.

Время, однако, идёт. Познание и изобретение являются силой. Они дают мощь, они дают производство, они дают удобства жизни, они дают капитал и продукты капитала - производство, культуру, жизненное благо. Мало-помалу физическая сила и власть начинают сознавать, что ум и познание - сила. Поэтому физическая сила постепенно начинает уступать силе знание, силе изобретение, силе производства, силе капитала. Вместе с этим просыпается в данном обществе и самосознание, и самоопределение. Члены наций начинают понимать, что все члены нации - создание одинаковые и имеющие право как на равное существование, так и на равное пользование благами жизни. С этой поры начинается стремление высших, образованных, состоятельных, мыслящих классов снизойти к своим братьям-труженикам и поднять их из положения раба в положение равного.

Их неравенство начинает проявляться не в породе и принадлежности к тому или другому классу по происхождению, а в культуре, образовании и знании. Самые высшие государственные места, самое высшие положение в духовном звании, и в науке, и в искусстве в равной мере могут занять как дети владык, так и дети рабов. И нет с этого времени ни рабов, ни владык, а есть граждане. И от нас самих и наших природных дарований, и наших духовных потребностей зависит стать тем или другим. Разве мы не видим теперь, что дети бывших крестьян стали знаменитыми учеными, миллионерами, капиталистами и проч., и дети княжеских фамилий попали кондукторами... Явилось на свет равенство и братство и по закону, и по фактическим жизненным условиям, не только перед Богом, но и перед законом.

Таким образом, общность культурная, общность образовательная повела к тому, что высшие, более образованные и более состоятельные классы пришли к сознанию блага культуры, снизошли к тем своими братьям, которые стояли ниже, в неведении, умственной темноте, но с прирожденною любовью ко всему доброму, ко всему нравственному, ко всему родному. Эти высшие классы позаботились о том, чтобы просветить их, дать и им блага высшей культуры, поднять их до себя и сравнять их с собою. Это уравнение идёт и теперь, идет неудержимо.

И вот, эти люди связаны между собою едиными чувствами национальной любви, любви прирожденной, любви безсознательной, любви инстинктивной, - национальными чувствами. Это чувство у русских лежит в нашей земле, в нашей православной вере, в нашем родном русском языке, в нашей исторической судьбе, которую мы все вместе прошли, в нашем народном характере, - преданиях, сказаниях, песнях и проч., - в нашем духовном богатстве, созданным вековым трудом сынов нашей Родины.

«Вера русского народа в свои силы и свое призвание, его горячая любовь к своей родной земле, его православию - русские убеждения, зародившиеся и выросшие в убогих сельских храмах, в монастырских обителях, его глубокий, безкорыстный, запечатленный кровью и страданиями русский патриотизм, - всё это в жизни России явилось основою, сутью и достоянием великого народа, украшением, альфой и омегой его многотрудного бытия» (Н. Высоцкий3 ).

Это национальное целое составляет собою государство, а для нас - Россию. Однако это государство, эта Россия в течение времени нашего бытия претерпела много-много изменений и перемен.

Всякое государство или объединенный народ при своем физическом и культурном возрастании невольно приходит в соприкосновение с соседями. Эти соприкосновение не всегда бывают благоприятного свойства, - чаще же неприятного и враждебного. Эта вражда иногда настолько обостряется, что вызывает столкновение или войну. Последствия этого военного столкновение - гибель и порабощение одного народа другим. Победят русских - русские подчиняются и превращаются в рабов, что и было в татарское нашествие. Победят русские - они пользуются правом победителя, правом сильного. Побеждённый народ теряет свое лицо и поступает в рабство победителю. Победитель берёт у него всё то, что для него полезно, и уничтожает то, что противоречить интересам победителя. Победитель пользуется не только физическим и экономическим достоянием побеждённого, но и его духовными и умственными дарованиями. Всё, полученное от побеждённого, победитель усваивает, ассимилирует и тем обогащает свои духовные сокровища, свою культуру. Последствия от этого два: 1. Национальный характер, национальное лицо путём вступления новых духовных элементов в экономию державной господствующей нации постепенно расширяется и совершенствуется и 2. Соподчиненная нация, втянутая в состав державной нации, лишается тех её особенностей и свойств, кои противоречат интересам державной нации, и вступает в обладание всеми благами культуры державной нации. Не лишаясь своих природных свойств, подчиненная нация поднимается до «уровня державной и, таким образом взамен своей политической самобытности пользуется правами и привилегиями державной нации.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!