Исторический очерк Русского национализма 4 страница



Сподвижники графа Толстого были классики глубоких убеждений, как А.И. Георгиевский, Н.А. Любимов и др.

Задумано и сделано. Машина была заведена и пущена в ход. Но машиниста перевели в другое место, а другой машинист, особенно его прислужники, поняли его идею совсем иначе и артистически провели её в жизнь в своем духе.

Для проведения в жизнь идей Толстого нужно было, чтобы и сами воспитатели в первую голову были примерными греческими и римскими гражданами в России и послужили образцом для юношества, а также, чтобы и лица министерства на деле исповедовали эту мысль. Требовались уменье, терпенье, любовь к родине, любовь к юношеству и безграничная преданность, как в воспитателях, так и в министерстве. Но ничего подобного не было ни в воспитателях, ни в министерстве. Вместо того там царил безстыдный карьеризм, протекционизм и быть может сознательное противодействие национализму, а главное безпардонное и безграничное указание Кузькиной матери, «где раки зимуют» и Макаркиных палестин.

Идею графа Толстого граф Делянов и его присные поняли с другой стороны.

 Молодежь пытлива, молодежь увлекающаяся, молодежь безпокойна, бурна и стремительна.Чтобы ею управлять, нужно иметь терпение, выносливость, правдивость и любовь. А до того ли карьеристам... И вот, они классические идеалы и истинный классицизм превратили в школьный или классный классицизм, т. е. в систему, в силу которой совершенно подавлялась человеческая личность, человеческая душа, человеческая инициатива.

Вместо понимания возведено было в идеал зазубривание и вместо духа классических героев - форма классических языков. География, история Родины, Русская литература были оттеснены на самый задний план, впереди же всего шли латинский и греческий языки.

Довольно будет сказать: гимназисты свободно переводили с латинского на греческий язык и с греческого на латинский и не умели грамотно писать по-Русски. Чего же дальше...

Но главная цель была достигнута. Знание и любовь к работе были убиты. Очень-очень крепко была внедрена ненависть ко всему, что имело вид Русской власти, Русского направления, Русской веры. На смену явились неверие, отрицание, ненависть и презрение ко всему существующему вокруг, - реальный и активный нигилизм и отрицание.

Всякая умственная инициатива была подавлена в корне. Сознание собственного достоинства было в душе глубоко вытравлено. Умственная и душевная нивелировка была наисовершеннейшая, все приведены были к одному знаменателю. Людей не было. Были манекены. Получились бездушные, безсмысленные, тупые подавленные и разбитые люди, годные на одно - безпрекословно подчиняться, подчиняться первому попавшемуся коноводу, но скорее, в силу духа отрицания, коноводу анархисту. Это было Панургово стадо, во главе которого стояли даже не козлы, а бараны и ослы. Школа убила Бога, убила национальность, убила государственность, убила общественность, убила семью, убила человека.

Не легко далось это графу Делянову. Ирод, царь иудейский, избил 30000 младенцев мужского пола, а граф Делянов сделал это сторицею. Стон стоял в России от воплей родителей и просвещаемых, и безбожно изгоняемых из школы детей. Поступало в школы 100 мальчиков, а оканчивало 10. Где же остальные девались?

На улице. В кадрах хулиганов. В объятиях революции...

Да где же им и быть... Не получивши образования, без всяких знаний, без диплома, без надежды получить где бы то ни было кусок хлеба, озлобленные, без веры, без национальности... куда им?.. Проклятья остались памятником этому министерству...

На эту-то почву, вспаханную и политую кровью и ненавистью ко всему в мире, пал призыв Александра III.

Диво ли, что он вызвал малую реакцию...

Но если даже мы оставим в стороне то подавляющее, то обезличивающее, то нивелирующее воздействие школьного классицизма, которое так энергично внедрялось Деляновым в средней школе, то и помимо этого пагубное влияние для государства заключалось в вытравлении в детях всего национального и в создании из них человека, космополита. Вот почему наши классические не национальные гимназии готовили не борцов, не людей мощных, а слизняков и слюнтяев, неграмотных, безымянных, воспитанных на мёртвых языках и пригодных только для вымирания.

Помимо всех прочих недостатков нашего школьного классицизма, нужно указать и на то, что он не подходил к духу и времени нашего народа. Из нас, Русских, хотели сделать греков и римлян. Это то же, что цыпленка заставить быть утенком и плавать по воде, а утенка превратить в цыпленка. Мы, Русские, люди севера, холодной и однообразной природы, которая требует изучения, знания и великого труда. Такова и натура Русского. «Приноровиться, приглядеться к делу, обнять его понемногу, упорным трудом - составляет истинный приём реализма, - говорит Д.И. Менделеев, - и это дело истинного гражданина Русской земли. Не даром между Русскими учёными больше всех успели выдвинуться реалисты». Классицизм же ведет к рационализму, порождает эгоизм и карьеризм, «который дали, дают и будут давать средние школы классического типа... Там, где основание народной истории идёт прямо от латинян, классическое образование прекрасно отвечает целям государства, но у нас и в наше время, когда надо отвоевать от природы, а не от людей, главные условия роста народного, и когда рационалистические попытки и красные слова потеряли во всем свете свой прежний вес, средневековая система образования - сущее зло... Англичане, у которых до сих пор классическое образование довольно распространено, при всех своих достоинствах, всё-таки в целом обладают многими жестокими и несимпатичными сторонами... Это приписывают обыкновенно характеру народа, а, по мне, это плоды классического образования Англии» (Д.И. Менделеев).

Нужно ли насиловать Русскую натуру классицизмом, - натуру, отличающуюся добротою, мягкостью, благодушием и склонностью к самопожертвованию, доказательством чему служит целый ряд войн за освобождение славян...

При всех вышеуказанных условиях, кто же мог в России поддержать высокую идею Александра III?

Теперь, когда Верховная власть 17 октября 1905 г. признала самосознание Русского народа настолько установившимся, что призвала граждан к принятию участия в устройстве и управлении государством, сознательный Русский национализм должен вспыхнуть в той мере, в какой он и может вспыхнуть в народной массе, начинающей жить сознательной национальной жизнью. Теперь действительно настало время его мощного господства и влияния в течение государственной жизни.

В настоящий момент мы вступаем в младенческий период национального самосознания и сознательного Русского национализма.

Как и следовало ожидать, в столь юной гражданской стране, в стране, можно сказать, где гражданственность ещё в младенческом состоянии, проявление национального духа выражается несмело, отдельными вспышками, враздробь и не достаточно настойчиво. И это весьма естественно. Русские ещё не успели столковаться и сплотиться, а очень многие из активных общественных деятелей состоят из инородцев, сепаратистов и продажных Русских либералов, в интересах коих стоит не содействие развитию народного духа, а противодействие ему. Пресса, тоже в огромном большинстве инородческая, всеми способами помогает этому противодействию. Даже между настоящими Русскими нашлись предатели и иуды, которые не считают за позор и безчестье клеймить свою Мать-Родину... А мы, Русские, ещё так рабски запуганы, так малодушны, так непривычны высказывать свое личное мнение, что не решаемся достойно и по заслугам оценить и заклеймить деяния и тех, и других. Сознавая такую слабость нашего национализма, в этот момент инородцы постарались так поднять свой мелкий инородческий национализм, что открыто заговорили об автономии, сепаратизме и даже разрушении господствующей нации на благо их, инородцев...

Весьма понятны озлобление и даже ярость Русских инородцев по отношению к Русскому нарождающемуся национализму. Это - естественная попытка убить нарождающийся национализм в момент его нарождения, in statu nascendi. Теперь он ещё слаб, юн, хил, и теперь его легче подавить и с ним справиться. Горе, если он разовьётся. Тогда придётся ему подчиниться.

Понятна и наша слабость в момент возникновения национализма. Многие из нас современники, а другие дети рабов или рабовладельцев; а потому у нас нет ещё той силы духа, той духовной мощи, той национальной храбрости, какова у настоящих, спокойно развивающихся, граждан. Отстаивать свою национальность далеко не легко. Примером тому служат евреи. Тысячелетия они защищают и открыто охраняют себя от всех, - а и им стыдно бывает иногда открыто признаться, что они евреи. И как часто они прячутся за то Русское имя, которое они так ненавидят. Из стыда за свою нацию, за свою народность г. Бродский отказался от своего еврейского имени и принял Русское, христианское. Вероятно, ему было чего стыдиться... Но наша нация чиста и безупречна, и безчестно стесняться её открыто исповедовать, а ещё подлее - хулить.

Мне мало понятна та душевная низость, то предательство, та подлая безсердечность, с которыми сыны, или, точнее, выродки России позволяют себе грязнить и чернить свою мать, Россию, самою мерзкою и гнусною клеветою, - или обкрадывать её государственные и народные средства. Единственным объяснением может быть то, что во все времена были Хамы и Иуды, и кадеты, и интенданты.

В то время, как наше национальное Русское чувство спало и было подавлено, национализм других народностей России вспыхнул с наибольшею силою и стал настолько мощный, что раздались голоса об автономии народностей, населяющих Россию, о сепаратизме, о воссоздании новых государств на развалинах России... Не рано ли начался дележ?!.. И не преждевременны ли похороны?...

«Русская интеллигенция эпохи до и после освобождения крестьян, - говорит проф. Локоть, - с правом может быть названа не только прогрессивной, но и демократической... И западническое, и славянофильское течения Русской интеллигенции в эпоху 40-60 годов, в сущности, шли по одному общему руслу, и их резкое, непримиримое расхождение начинается только после освобождения крестьян, с выступлением «инородческого» вопроса, встретившего такого сильного противоборника в лице бывшего защитника Каткова, резко разделившего достаточно единую до тех пор Русскую прогрессивно-демократическую интеллигенцию на два уже почти непримиримых течения: космополитически-прогрессивное и национально-консервативное, из которых первое оспаривало для себя исключительную честь считаться демократическим, а второе совершенно напрасно и даже мало основательно стало отказываться от этой чести.

В настоящее время большинство Русской интеллигенции не только национально, но прямо антинационально. Оно порабощено социальным космополитизмом и сепаратизмом и с этой точки зрения является явным и резким противником и врагом своей нации и своей Родины.

Общественная драма Русской радикальной интеллигенции усилилась именно с того момента, когда в ее мировоззрении стали господствовать принципы и идеалы космополитизма и социализма как воплощения безконечно отдаленного будущего социального строя».

«Только национальная интеллигенция, т.е. интеллигенция, проникнутая живым чувством кровной своей связи с данной национальной группой, найдёт в себе животворящее ощущение прочной связи с общественным коллективом; только она будет активно и чутко относиться к интересам редкой общественной группы; только она будет иметь действительное право на интеллектуальное и общественное представительство своей группы, только она будет иметь нравственное право на влияние, на видоизменение всего уклада морального и общественного мировоззрения масс того коллектива, с которым она кровью связана. Без национального живого чувства и сознания интеллигенция – это отброс общественных групп, накипь на них, годная только в качестве механической служебной силы для господствующих групп и отчасти для государства, поскольку государство является подчиненным более сильным, государственным группам».

«Национально-демократическое мировоззрение не может не быть консервативным в государственном смысле: для национальной демократии как представительницы главным образом мелких и средних масс политический прогресс страны мыслим только в форме эволюционного процесса, медленно созидательного, но не разрушительного, всегда связанного с тормозом в производительном труде, с уничтожением накопленного труда, накопленной общественной энергии».

«В основе национально-демократической партии - национальное начало». Оно является естественной и могущественной объединяющей силой для общественных групп не только независимо, но даже в известных случаях и вопреки социально-экономическим их интересам. Вот почему национальное единство нации - вернейший залог внутренней её сплоченности, вернейший залог более равного, эволюционного её политического развития... Ясное национальное самосознание облегчит общественную борьбу группы за её интересы, будет способствовать росту её общественной силы. Особенно необходимо это национальное самосознание для мелко и средне имущих масс буржуазии, которые мы с полным правом можем называть мелкой и средней имущей демократией. И тот взрыв национализма, который мы в настоящий момент наблюдаем в политическом сознании Русских народных масс, который мы, конечно, не можем считать каким-либо искусственным, политическим продуктом, так как он органически вытекает из необходимости политического самосознания и самоопределения общественных групп, уже призываемых к планомерной и закономерной политической жизни, - этот взрыв национализма России как нельзя более убедительно говорит о его необходимости. Мелко и средне имущественная демократия в России должна быть национальной, и она будет национальной, как бы ни шла вразрез с этим даже вся Русская интеллигенции... Народные массы, народные демократические группы в конце концов подчинят себе интеллигентные группы и общественно-политическое мировоззрение интеллигенции неизбежно должно будет включить элемент национализма... Само государство, вернее сама исполнительная государственная машина, неизбежно должна будет в известные моменты и при известных условиях становиться национальной не только в смысле отражения нации как сборного и в национальном отношении целого, но даже и в смысле отражения одной определенной национальности, интересы которой в данный момент получают доминирующее положение»...

«Когда преобладающая в государстве Русская - всех трех ветвей - национальность в критический период зарождения и укрепления нового политического фактора - народного представительства - чувствует и видит самый решительный и жадный натиск других, более сильных экономически и культурно-национальных групп в целях захвата соответственно уже сильных позиций и в этом новом политическом факторе, - тогда коренная, но более слабая культурно, национальная группа не только вправе, но и обязана предъявлять своему правительству, своей государственной власти требование быть национальными, т. е. оберегать политические интересы коренной национальности, по крайней мере, до тех пор, пока коренная национальность не сплотится политически настолько, чтобы собственными групповыми силами оберегать свои политические интересы от излишне неуступчивых притязаний других национальных групп».

Однако, не пренебрегая помощью государственной власти, коренные национальные группы должны и сами по себе энергично развивать и ускорять своё политическое самосознание и объединение. Они должны организоваться в национальные политические партии. Должны это делать не только крупно имущие верхи национальных групп, но и их демократические массы...

Общественно-политическое мировоззрение национальной демократии проникнуто прежде всего реализмом; оно чуждо всякого общественно-политического утопизма, оно стоит за здоровый консерватизм в социальных устоях, за разумный и твёрдый порядок в государственной машине, за хозяйственность и строгую отчётность в экономической политике государства, а следовательно, и за нормальное, планомерное эволюционное развитие начал народного представительства и за действительный контроль народного представительства над деятельностью исполнительных органов государственной власти».

Национально-демократическое мировоззрение, как реалистическое, эволюционное не мирится с утопическим требованием - «все сразу» и «всё или ничего»... Оно считается с реальным соотношением общественных и политических сил; оно борется за интересы демократических групп, не забывая, что в борьбе необходимы взаимные уступки в интересах целого, в интересах конечного, реального, общественного коллектива государства. Национально-демократическое мировоззрение - государственное мировоззрение, - и национально-демократическая пария будет партией государственной, а не разрушительной. Национально-демократическая партия будет солидарна с теми партиями и группами, которые, прежде всего, признают и оберегают права коренных национальных групп, создавших силу государства и которые не противятся росту, экономическому, культурному и политическому развитию демократических масс этих групп. Наконец, как партия реалистическая, национально-демократическая партия будет чужда шовинизма и нетерпимости, но в то же время будет крепко стоять за интересы демократии с теми париями и группами, которые под каким бы то ни было флагом посягают на них. Такова в самых общих чертах социально-политическая конструкция и характеристика той партии, которая должна будет объединить Русское хозяйственное крестьянство, вообще мелкое и среднее землевладение, городской слой мелкой и средней буржуазии, громадное большинство сельского и городского духовенства и, наконец, значительный слой служилой и вольнопрофессиональной интеллигенции, в которой живо будет национальное чувство и сознание своей связи с народом» (Проф. Локоть).

Вот последнее слово национализма в нашем славном Отечестве.

Современный Русский национализм ещё слишком юн. Он не в детском, а даже в младенческом возрасте. Ему всего 3-4 года. Но даже ныне он является мощным и требовательным. Является он сильным не потому, что интеллигентная национальная партия была бы сильна. Нет, она слаба и даже слишком слаба и ничтожна. Силён он потому, что ныне сам Русский народ просыпается и заявляет о своих правах. А если доселе Русский народ был сильным и мощным, находясь в положении спящего Ильи Муромца, то,что можно подумать о мощи, силе и величии России при пробуждении и сознании всего Православного народа.

 

 1 Проф. П.И. Ковалевский, «История России с национальной точки зрения».

 2 И.П. Корнилов. Задача Русского просвещения.

 3 Высочайшие манифесты и указы, относящиеся к войне 1892 г. Изд. Всероссийского Национального клуба, 1912 г.

 4 М.О. Меньшиков. Молодая Россия.

 5 М.О. Меньшиков. Новый и старый национализм.

 6 М.О. Меньшиков. Успехи национализма.

 7 Проф. Локоть. Оправдание национализма.

 

II.

Национальность и национализм

 

Приступая к изложению учение о нации и национализме, мы, прежде всего, должны условиться в надлежащем понимании этих слов. Нужно сознаться, что эта сторона жизни так мало интересовала наших предков, что язык наш, весьма богатый и полный во всех остальных отношениях, в данном вопросе оказывается весьма бедным и недостаточными. Он является настолько бедным, что для надлежащего понимания затрагиваемых нами жизненных сторон приходится прибегать к позаимствованию из других языков.(Это не совсем так. Синонином слова нация может и должно понятие Род, Русский Род - Ред.)

Что такое нация? Нация - группа людей, занимающая определенную территорию на земном шаре, объединенная одним разговорным языком, исповедующая одну и ту же веру, пережившая одни и те же исторические судьбы, отличающаяся одними и теми же физическими и душевными качествами и создавшая известную культуру. Национальный - свойственный, присущий данной нации. Национальность – собрание свойств и качеств, присущих той или другой нации.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!