Исторический очерк Русского национализма 1 страница



Источник: www.zrd.spb.ru

Серия книг "ПОТЕРЯННЫЕ КЛЮЧИ"

 

Проф. П.И. Ковалевский

Русский национализм

и

Национальное воспитание

В России

В двух частях

Г.

Санкт-Петербург

Г.

 

Проф. П.И. Ковалевский. Русский национализм и национальное воспитание в России. – СПб.: «Потаённое», 2005. – 228 с.

 

«Но вот явился император Александр III, и всё затихло, всё успокоилось. При нём возглас «Россия для Русских!» громогласно раздался по всей Руси. И эту мысль он исповедовал не только на словах, но проводил её и на деле. И многие, многие вздрогнули от этого клича и внутри России, и вне её. Невольно у врагов России дрогнуло сердце при мысли, неужели проснулся колосс...».

 

Павел Иванович Ковалевский (1849-1923 гг.). Известный психиатр, профессор, автор многих научных трудов в области психопатологии и психиатрии. Но прежде всего Павел Иванович - видный теоретик Русского национализма, о чём говорят его работы: «Завоевание Кавказа Россией. Исторические очерки» (Санкт-Петербург, 1911) «История России с национальной точки зрения» (Санкт-Петербург, 1912), «Основы Русского национализма» (Санкт-Петербург, 1912 ), «История Малороссии» (Санкт-Петербург, 1914), «Психология Русской нации» (Санкт-Петербург, 1915).

 

(Прим.: Сохранено дореволюционное написание приставки «без», сейчас пишется «бес»)

 

© «Потаённое», 2006

 

Содержание

Предисловие Р. Перина

Часть первая:

Исторический очерк русского национализма

Национальность и национализм

Сепаративный национализм

Народности России

Основы Русского национализма

Часть вторая:

Характер Русского народа

Национальное воспитание

Национальное образование

Приложение

В. Авдеев. Право на власть

Г. А. Амодрюз. Русский народ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Несколько лет назад диктор Первого канала ТВ с лёгким волнением сообщила измученному перестройкой и «демократическими» реформами Русскому обществу, что слово «патриотизм» отныне не является ругательным и антидемократическим. А ведь, что только не бросали в адрес патриотов: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев», «Патриотизм - это диктатура и нацизм» и пр. Государство, оказавшееся на грани развала и окончательной деградации, в лице нового президента Владимира Путина вспомнило о патриотизме. Так в своё время поступил Сталин накануне войны и в её тяжкие годы. Тогда советского патриотизма было явно недостаточно, и Сталин вынужден был делать ставку на Русский Национализм (подробнее: см. мою книгу «Психология Национализма», 2003). И так было всегда. Например, ряд видных деятелей и представителей русской интеллигенции в предчувствии кровавой антигосударственной революции начала ХХ в., взывали к русскому национализму. Сейчас известны такие имена, как Иван Сикорский, Михаил Меньшиков, Владимир Шульгин, Н. И. Герасимов, П. Перцов, Д. И. Пихно, Т.В. Локоть, и др. Яркой звездой в череде имён защитников русской нации горит имя Павла Ивановича Ковалевского (1849-1923). Он - известный психиатр, доктор медицины, профессор, ректор Варшавского университета, автор многих научных трудов в области психопатологии и психиатрии. Но прежде всего Павел Иванович видный теоретик русского национализма.

Русский национализм начала ХХ в. - это скорее философско-политическое течение, которе не оформилось в сильную политическую партию, но оказало достаточно существенное влияние на умонастроения части русского общества. В своей речи «В защиту русского национализма» Н. И. Герасимов пишет: «На недавнюю попытку поднять в России революцию - ответим своей национальной мирной революцией - возгласим Декларацию Исторических Прав Русского человека на русскую землю, всю её от Белого до Черного морей, назовем заповедным национальным владением из рода в род, объявим государственное братство всем народам меньшим, вошедшим в нашу русскую семью, с искренним сердцем облекшимся в имя русского, на беспощадную войну каждому, кто внутри родных стен сеет злобу, измену и коварство».

Разве эти слова не стали более актуальны сегодня, когда даже осколок бывшей империи может распасться на карликовые государства, а русская нация - исчезнуть...

 

Роман ПЕРИН, профессор Международной Славянской академии

 

Часть первая

Русский национализм

 

I.

Исторический очерк Русского национализма

 

«Русские националисты – людоеды…», - так говорят инородцы, ненавидящие Россию и желающие ей зла. Так говорят и некоторые коренные Русские: или продавшие свою душу врагам отечества, или люди необразованные, или люди глупые.

«Русские националисты» - люди, в действительности, всей душой любящие свою Родину и свою Нацию, уважающие её прошлое и желающие ей славы, мощи и величия в будущем. Таковы Русские были, есть и будут во веки веков. Таковыми были чисто Русские и Русские из инородцев, как Цицианов, Чавчавадзе и многие другие. Они отдавали всецело свою жизнь на служение Родине и безраздельно принадлежат только ей. Но за то только такие Русские и имеют право называться Русскими, сынами Великой России и пользоваться всеми правами Русских граждан.

Те из Русских, кои осмеливаются злословить свою мать Россию, кои желают ей зла, кои решаются, живя в ней, действовать во вред ей, - это уже не Русские. Это - враги России, а потому пускай не прогневаются, если и мы им скажем, что они не имеют права на пользование благами Русского гражданина.

Россия - для Русских - в самом широком смысле слова. Но где то государство, где та нация, которые смотрели бы иначе? Президент свободной республики Рузвельт заявил прямо и открыто: американский гражданин только тот, кто всей душой предан Америке. Почему в России должны думать иначе?!

 Веков 12-14 назад в области Карпат скопилось огромное множество славянства. Это было славянское человеческое море. И вот, его ручьи потекли на север, и поселилось это племя по Эльбе, Неману, Висле и Двине до берегов Балтийского моря. Потекли ручьи славянства и на юг, дав начало славянским народам: болгарам, сербам, черногорцам и т.д. Потекли они и на восток, дав начало славянам российским или Русским.

На долю последних выпала особенно счастливая участь: они заняли обширнейшую, плодороднейшую и многоводную восточную равнину Европы. Налицо было и богатство природы, и пути сообщения. Встретившиеся здесь финские племена не только не оказали им противодействия, а сами подчинились и ассимилировались славянами.

Пришельцы в какую-либо страну в своем новом отечестве любят давать названия мест, рек и поселений прежнего своего отечества. То же было со славянами. На Карпатах было в ходу название рек: Рось, Россейка, Русь и т.д. Поселившись на востоке, славяне и здесь стали называть свои реки теми же именами. Значительное число славян поселилось у Чёрного моря, почему и самое море тогда называлось Русским морем, и только ныне оно перекрещено в «Чёрное» море.

Охотно селились славяне и по Днепру, и первому справа притоку Днепра дали название Рось. Отсюда и поселенцы стали зваться Российскими славянами, Русскими и т.д. И это название восточных славян встречается в греческих и арабских источниках задолго до призвания в Россию новгородских князей. Постепенное ознакомление с местностью подвинуло юго-восточных славян от Русского моря и Роси дальше на север, где образовался весьма видный промышленный и стратегический пункт - Киев. Киев занимал наиболее сильный пункт на пути «от варяг в греки», т.е. от Балтийских славян и главного славянского пункта Новгорода и до Русского моря и Константинополя. Это был главный путь, где поселились восточные славяне. Кроме того, на побережье Русского и Азовского морей жили также наши братья славяне с главным городом Тмутараканью. Таким образом, на великой Восточной Европейской равнине поселились славяне и образовали три главных пункта: на севере, вблизи Балтийского моря, - Новгород, посередине, на Днепре, - Киев, и на юге, на берегу Черного (или Русского) и Азовского моря - Тмутаракань. Соединительным путем между этими пунктами был путь «от варяг в греки».

Особенностью славянских, между прочим, и восточных, племен было то, что они проявляли крайнюю рознь и едва ли не враждебные отношения друг к другу 1 . Этой розни много способствовало и то, что племена жили не вкупе, а разбросанными по всему лицу великой восточной равнины. Поэтому, не смотря на храбрость и воинственность, они не представляли собою целой, грозной, могучей силы. Некому было их объединить. При недоверии друг к другу таким объединителем не мог явиться человек, вышедший из их же среды. Объединителем явился варяг, князь Рюрик.

Говорят, Варяги происходят то норманн. Это совершенно неверно. Варягами назывались кочующие военные отряды, составленные как из норманн, так и из других прибалтийских народностей, живших по Балтийскому побережью. Скорее всего, Рюрик и его дружина вышли из славянского племен Вендов. Это доказывается тем, что весь пришлый владетельный элемент варягов не дал нашим предкам ничего своего ни в языке, ни в религии, ни в учреждениях, ни в нравах и обычаях. Не дали они ничего нового нашим предкам потому, что они сами были славяне и всецело слились с призвавшими их славянами.

 Призванные Русские князья явились первыми объединителями восточных славян. И действительно, уже Олег объединил славян трех важнейших пунктов славянских поселений. Святослав, первый национальный Русский вождь, князь-богатырь, закончив это объединение, прихватил к сему и многие финские племена. При Святославе уже Россия стала единым, сильным и мощным государством. Россия Святослава была грозою и для греков, и для западных народов. Этот князь явился цементом Русского племени и доказал великую силу и мощь самодержавия в славянском племени. Самодержавие первых князей - это есть органическая основа бытия, величия и мощи последующей России. Это не есть нечто искусственное, а национальная особенность Русского народа и нашего государства. Почему Русские националисты в числе основ своего национального символа веры кладут Самодержавие. Вторым объединительным элементом наряду с Самодержавием, националисты ставят Православие.

Для разъединённого и живущего врознь народа требовалась опека и руководительство. Такими опекунами и были князья и духовенство. Но всякая медаль имеет лицевую и оборотную сторону. С вокняжением князей Россия стала мощною и великою. Но для поддержания силы и мощи данного общества требовалась дружина. Эта дружина, прежде всего, являлась минусом для работы и экономического производства общества. Кроме того, вся эта дружина требовала содержания. Народ должен был работать и на себя, и на дружину. Точнее говоря, народ обращался в рабов и лишался той воли, той свободы, которою он пользовался до вокняжения. Это была первая основа закрепощения. В данном состоянии России народу присуще было национальное чувство, князю же и правящему классу - национальное самосознание. Национальное чувство, как и всякое чувство, будет тем ярче и тем напряженнее, чем люди свободней и привольней. Рабство угнетает человека и подавляет его чувства, а потому и национальное чувство Русского народа в период появления элемента рабства должно было тускнеть и меркнуть. Но то была только часть Русской невзгоды.

Русь, центр которой теперь перешел на юг, в Киев, подверглась серьезной беде - нападению печенегов, торков, черных клобуков, половцев и проч. Все эти хищники, нападая на государство, людей резали и брали в полон, а имущество грабили и жгли. Кто страдал? Народ.

 Россия считалась владением не князя, а княжеского рода. Такая система породила удельное княжение, а последнее - борьбу за уделы, междоусобицу и самоистребление. По обычаю того времени, междоусобица сопровождалась разбоем, пожарами, полоном и убийствами. Кто страдал? Народ. Особенно же страдал народ южной части России, на которую все накидывались, как на житницу. Разорение же народа вело к усилению рабства, а усиление рабства еще больше подавляло национальное чувство.

Татарское иго доканало все.(Факт такого ига сегодня достаточно аргументировано оспаривается многими историками - Ред.)

Юг России стал пустеть. Все, что не было вырезано, то стремилось бежать. Многие из Русских южан бежали во Владимиро-Суздальскую землю, где подчинили себе финские племена и ассимилировали их, создав наибольшую ветвь Русского племени - Великорусскую. Другая часть бежала в Польшу и Венгрию, а часть устремилась к Литве.

Южная Русь опустела.

Там бродили остатки недорезанного Русского племени, туда устремились разбросанные остатки торков, чёрных клобуков и половцев, там селились отдельные роды татарской орды.

Вскоре, однако, стало невмоготу южным беженцам в Польше и Венгрии. Религиозное насилие панежства заставило Русских беженцев вспомнить о своей матери, южной России. Они вернулись туда, смешались с бродячими остатками и составили особую ветвь Русского племени - Малорусскую ветвь, как беженцы в Литву, под влиянием смешения с последнею, составили ветвь Белорусскую. Но все эти три ветви: Великорусская, Малорусская и Белорусская представляли собой одно единое, нераздельное Русское племя.

В период удельного княжения Россия разбилась не только на отдельные ветви, но на мелкие до безконечности уделы, постоянно враждовавшие между собою и истреблявшие друг друга. Такая рознь, естественно, вела к ослаблению государства и его безсилию.

 Все, что только могло, ополчилось на Россию и бросилось ее грабить. Тут были и татары, и поляки, и венгры, и шведы, и немцы, и кто угодно. А больше всех простирал свою захватную руку на Россию Римский папа, которому очень хотелось окатоличить Россию. Россия распадалась. Россия была раздираема. Россия была как бы на краю гибели. Невозможно, чтобы не нашлось мощного человека, который бы не понял причины гибели России в ее удельном споре и не постарался бы ее спасти. Такие люди нашлись и такими людьми оказались московские князья.

Уже Андрей Боголюбский понял смысл и значение жития одного княжества и объединение уделов в одних руках. Он первый, получив великокняжеский престол в Киеве, не бросил своего удела и не передал в удел кому другому, а, оставшись княжить на месте, поставил в зависимость от себя самый Киев. С этих пор, мало помалу, частица по частице к Суздалю стали прилипать местечки, города и целые уделы. Тут были пущены в ход и родство, и купля, и насилие. Потомки Андрея перенесли центр средоточия западнее, в Москву, подальше от орды.

Иоанн Калита проявил особую заботливость к увеличению своей области, а Димитрий Донской называл себя «великим князем всея России».

Домовитости и хозяйственному смыслу московских князей Россия обязана тем, что Русское государство стало вновь крепнуть, увеличиваться и получать значение и мощь. Ко времени Иоанна Грозного Московская Русь не только объединила все остальные части, но стала присоединять и прежде не принадлежавшие ей земли. Так присоединились все земли по Волге и Каспийское море, а затем и Сибирь. Все это стоило России и крови и средств.

Благодаря Московскому собиранию, объединению Руси, Россия стала так сильна и велика, что даже смутное время не погубило ее. Все сословия Руси, особенно же среднее, духовенство и казачество во что бы то ни стало пожелали иметь Царя Православного и Самодержавного. В этих двух элементах вся исстрадавшаяся Россия видела свое спасение, а в будущем - счастье, величие и мощь государства. Ни папа, ни Жигмонт, ни шведы, не смотря на полную смуту в России, ничего не могли с нею сделать. Россия опять стала Самодержавною и осталась Православною. Нельзя не отметить в этом периоде особенной заслуги духовенства и церковных учреждений. Когда всё гибло, все колебалось, Троице-Сергиева лавра явилась опорою и защитою Руси Православной. Это была великая сила, действительно объединившая Россию и спасшая её нравственно и политически.

Национальное чувство, не смотря на страшный пережитый гнёт и тяжелое рабство, еще было сильно в народе.

При избрании Царя на Русский престол были сторонники и королевича Владислава, и Жигмонта, но эти сторонники стояли на одном, чтобы их избранники были Самодержавными и непременно Православными.

Цари из рода Романовых неукоснительно стремились к усилию Русского государства и расширению его границ. Много было пролито крови, много затрачено средств государством, но строительство государственное шло крепко и прочно. Эти великие строители и нам завещали стоять твёрдо в защиту пролитой нашими предками крови и затраченных средств. Это составляет третий основной принцип националистов: нераздельность Империи или единодержавие. Нет слова, монгольское иго причинило России много зла. Сотни тысяч людей погибли в бою, истязаниях и мучениях, ещё больше отведено было Русских в полон. Земля была разорена и сожжена.

Но была для Русских и своя выгода в татарском порабощении. Из всех славян одни только Русские славяне сохранили свою национальную самобытность и свою национальную личность. Все прочие подверглись не менее гибельному нравственному игу католичества и западничества, потеряв свои основные черты. Но, сохранив свою национальную самобытность, Русские надолго отстали от остальной Европы в знаниях и просвещении. Замкнутые и отделенные Китайской стеной национализма, Русские отбились от папизма и западнического воздействия, но вместе с тем лишены были возможности пользоваться плодами науки и просвещения.

Не смотря на все перечисленные невзгоды, Русский народ допетровского времени был необыкновенно национален. Это был национализм животный, инстинктивный, биологический, но он спас России её самобытность. Россия не имела Китайской стены физически, но такая стена существовала морально, как она существует тысячелетия и до сего дня у евреев… Сохраняя только замкнутостью свою самобытность, свою национальную чистоту, Русские, в силу своей строгой отчужденности, много отстали от просвещенного Запада. Много тому помог и гнёт татарского ига. По освобождении от ига, Русским нужно было собраться, объединиться и укрепиться. Когда это свершилось, оказалось: Россия была выше, но темнее. (Отрицая «татаро-монгольское иго» многие современные историки и философы решительно отвергают «дремучесть» и «не просвещённость» Руси, как монгольского периода, так и последующего - допетровского. - Ред.)

И вот Великий Пётр решил дать своей родной земле те знания, те науки, то просвещение, каких ей не доставало.

В стене, отделяющей Россию от Западной Европы, Император Петр прорубил окно. Через то окно он внес в свою Родину свет знаний, просвещение и науку. Он пригласил учёных и опытных людей. Он послал в Европу учиться Русскую молодежь. Он сам поехал туда учиться. Как великий националист, он выписал людей сведущих учить уму разуму своих тёмных подданных; но эти учителя ясно, точно и определенно знали, что они призваны только учить, но не господствовать. Они были учителя, но не начальство. Обучили и долой. Русские в России были и народ, и власть, а иностранцы - наемники. Не стало Петра Великого, и дело приняло другой оборот. Все эти шведы, немцы, французы и пр. забрали Россию в свои цепкие руки и стали повелевать ею, как своею собственностью… Теперь вся Россия поступила в рабство - припомните Бирона, Миниха, Остермана… Каково же было положение наших князей, бояр и дворян?.. Какой тут мог быть Русский национализм…


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!