Как вы думаете, что последует за данными ниже словами и словосочетаниям?



Во-первых, …; во-вторых, …; итак, …; есть любопытный эпизод …; надо сказать несколько слов…

 

Вспомните, кто эти люди. В случае затруднения посмотрите в энциклопедическом словаре.

Чехов А.П., Карамзин Н.М., Герцен А.И., Сахаров А.Д., Солженицын

А.И.

 

Предъявление лекционного материала

Слушайте, выписывайте опорные слова и словосочетания.

В зависимости от уровня группы лекционный материал может быть представлен или в виде свободного диктанта (время для его записи должно быть ограниченным), или в форме лекции, но темп речи должен быть на пределе нижнего нормативного уровня, с удлинением пауз между предложениями, с повторами наиболее значимых.

Интеллигентность обладает огромной силой. Она устойчива и существует в таких условиях, в которых, казалось бы, никакое явление существовать не может. Она неагрессивна, между тем как разрушительные силы очень агрессивны. Казалось бы, что интеллигентность, в общем, безоружна, она беззащитна. Но в определённом смысле силы интеллигентности и гуманности обладают огромным запасом. Какие постоянные и вооруженные были усилия для того, чтобы истребить эти чувства! Но эти чувства оказались очень устойчивыми. Они неизменно порождаются заново. Они лежат, видимо, в природе человека.


В основе интеллигентности – желание понять другого человека, желание понять, что он имеет право быть другим. Он должен быть толерантным, что значит по-русски, терпимым. А это означает вот что: я уважаю другого человека, я ему позволяю иметь свои убеждения. Я уважаю его за то, что он оригинален и не похож на меня.

Между прочим, в этом смысле есть один любопытный эпизод. Старый историк Карамзин (правда, не такой уж старый – 50 лет), знаменитый писатель, был человеком консервативных взглядов. А молодые либералы, которые требовали свободы, очень его осуждали, критиковали, писали на него эпиграммы. Пушкин писал злые эпиграммы, хотя очень его любил, Карамзина. Они как бы отказывали ему в праве иметь своё мнение. Раз его мнение не передовое, значит, очень плохо, что он такое мнение имеет. Жена Карамзина в одном из своих писем к брату-либералу Вяземскому писала, что свободолюбивые люди, которые не признают за другим человеком свободы думать иначе, чем они, хотят, чтобы все были в либеральных мундирах. И для них свобода состоит в том, чтобы снять консервативный мундир и надеть либеральный мундир. А для Карамзина свобода была в том, чтобы совсем быть без мундира и думать, как хочешь думать, как кажется правильным. Ориентироваться наистину.

Итак, мы говорим о том, что интеллигентный человек стремиться понять другого.

Помните слова Чехова, который говорил, что интеллигентный человек не лжёт даже в малом, тем более в большом. Не занимается самообманом. Одна из особенностей неинтеллигентного человека состоит в том, что он придумывает себе двойника, который его оправдывает, и всегда получается, что он прав. Это для нас сейчас очень важный вопрос. Во-первых, потому что это вопрос морального будущего нашего общества. Мы совершенно разучились друг друга понимать. Надо учиться друг друга понимать. Во- вторых, это очень важно в межнациональных отношениях. Культура вырабатывает в разных культурах два полюса: интеллигентного человека и неинтеллигентного человека. И вся беда в том, что мы чаще всего сталкиваемся с антиинтеллигентными людьми. И создаётся впечатление обо всём коллективе по этому человеку.

Что отличает интеллигентного человека от неинтеллигентного? Тем, что он имеет выношенные мысли, свои убеждения. Он строит жизнь в соответствии со своими мыслями. Он может ошибаться, но он готов за свои ошибки платить, в том числе и своей жизнью. Интеллигентный человек готов за свои мысли, за свои убеждения заплатить своей жизнью. Убеждения измеряются для меня тем, чем ты готов за них заплатить.

У нас бытует представление о том, что интеллигентный человек – это человек мягкотелый и поэтому в опасных острых ситуациях он ненадёжен, между тем, как есть такие железобетонные герои, которые представляют в этих ситуациях настоящую опору. Много было написано произведений о таких людях, которых надо контролировать, поправлять, воспитывать. Миф этот укоренился в сознании. Об этом надо сказать несколько слов.


В рассказы о слабости интеллигентной души я верю плохо. Мой собственный опыт говорит о том, что люди сильной души, люди, которые могут на что-то опереться, одни – на религию, другие – на талант, третьи – на чувство своего нравственного долга перед народом, – они способны часто вынести то, что физическая сторона человека вынести уже не может. Поэтому, я думаю, что настоящей внутренней интеллигентности присущ героизм. Человек интеллигентной души борец, и борец, как правило, в тяжёлых ситуациях. Отношения его с властями редко складываются идеалистически. Об этом тоже надо сказать, потому что у нас бытует и другое мнение, что интеллигентный человек, как любят говорить, это наёмный лакей власти. Это глубоко ошибочноепредставление.

Есть люди интеллектуального труда, которые включены или в бюрократическую машину по своим должностям, или в машину власти, машину управления, администрации, которые обслуживают какой-то участок государственной или общественной машины. Они называются интеллигентами, или людьми интеллигентного труда, но это не то, о чём мы говорим. Мы говорим не о людях, которые обслуживают государственную машину необходимыми ей теориями, а о людях, выполняющих в обществе функцию ума и совести. И это люди не только неподкупные, но и готовые за свою неподкупность платить. Вся история этому иллюстрация. Ни одна из групп не знает столько мучеников за свои идеалы. Это люди с определённой степенью независимости. Это Герцен, Сахаров, Солженицын и множество других.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!