Технология коррекции голоса при ринолалии



И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

1. Нормализация тембра.

2. Развитие природных голосовых данных детей.

3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.

 4. Воспитание навыков правильного голосоведения.

Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба:

 1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

3) Коррекция звукопроизношения.

 Работа над голосом после операции:

1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небноглоточного смыкания.

2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.

Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.

I этап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем (см. параграф «Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии»).

II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки). Вначале поются [а] и [э], через 2 – 3 урока – [о], через неделю – [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией. К вокальным упражнениям приступают на 3 – 4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мяг-91 кого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2 – 3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.

Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.

Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует мак- симально щадящего отношения, отсюда следуют правила:

 · Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.

· Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.

· Петь на коротких певческих фразах.

 · Петь без напряжения, не очень громко.

Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапазонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):

3 – 4 года – ми1 – соль1 7 – 10 лет – ре1 – ре2

5 – 6 лет – ми1 – си1 10 – 14 лет – ми1 – ре2

Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.

Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и). Далее переходят к «мычанию» – протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6 – 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]). Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].

Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:

 1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов:

Вон Валя, вон мама, вон яма. Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.

2) распространение фразы, вводимое постепенно:

Я поливал(а). Я поливал(а) лилии. Я поливал(а )лилии из лейки.

3) ввод навыков в спонтанную речь.

Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:

На мели мы налима ловили.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:

1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише – громче;

2) мычание;

3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.

Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 – 5 минут за один приём.

 Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают пес- ни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.

Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.

С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной на- глядно-ситуативной форме – через подражание – детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «...все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., – все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), – все это по звуковой лестнице пойдет вниз...»

    С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

 Далеко – близко (или тихо – громко)

А далеко

А близко А

 Высоко – низко (тонко поет птичка – толсто, грубо поет медведь)

Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро – протяжно, медленно). Протяжно – отрывисто

 А_____________________

 А___ ___ ___ ___ ___

Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.

 С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:

 а) Звук [а] на качелях.

Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне – вдох! – выдох! – [а]).

б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] – [а] на од- ном выдохе).

Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо – влево.

в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, гром- ко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).

 Звук [а] взбирается на вершину горы.

На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с посте- пенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)

 Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепен- но расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую за- висят от его подвижности.

Технология коррекции голоса при дизартрии

Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.

 I. Упражнения по развитию силы голоса

1) Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).

У – У  АУ------ АУИ----- УЗО------

О – О  АИ------ ОУИ----- УЗА------

З – З

2) Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).

 о о О О  ауи АУИ

в в В В    аза АЗА 

3) Ослабление голоса (громко – тихо – шёпот – беззвучно).

У У У У Ж Ж Ж Ж ОУ ОУ ОУ ОУ АЗА АЗА АЗА АЗА

 4) Те же упражнения, но без паузы: УУУУ УУУУ АУАУАУАУ АУАУАУАУ

5) Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе: УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ

6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания: А – А – А – А ЭУА – ЭУА – ЭУА – ЭУА

7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания: Э – Э – Э – Э ОА – ОА – ОА – ОА

8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 1 2 3 4 5

 9) Обратный счёт с пояснением ослабления голоса: 5 4 3 2 195

10) а) Называние дней недели с постепенным усилением и послаблением силы голоса:

 

Понедельник, вторник – беззвучная артикуляция,

Среда, четверг – шёпот,

 Пятница, суббота – средняя сила,

 Воскресенье – громко,

Суббота, пятница – средняя сила,

Четверг, среда – шёпот,

 Вторник, понедельник – беззвучная артикуляция.

Б) Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.

11) «Эхо». Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по ролям: 1 группа – громким голосом, 2-я – тихим, потом меняются.

1) В лесу кричу: «Ау! Ау!»

 2) А мне в ответ: «Ау! Ау!»

 1) Горе кричу: «Ау! Ау!»

2) Гора в ответ: «Ау! Ау!»

12) «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом:

Ударяй тихонечко: стук – стук – стук – тихо

 И тогда услышишь ты нежный звук. – тихо

Ударяй сильнее: стук– стук – стук – громко

 И тогда услышишь ты громкий звук. – громко

13) Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса:

 А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы)

 А сова всё ниже, ниже (голосом средней силы)

 И кричит (громко)

 В тиши ночной: (тихо)

 «Поиграй, дружок, со мной!» (громко)

II. Упражнения по развитию высоты голоса

 Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

 1) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У, О, А, И, Э.

2) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2-х и 3-х звуков (слогов).

3) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

4) «Укачивание».

5) «Ступеньки».

6) Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте. 7) «Вопрос – ответ».

Дети делятся на 2 группы, произнося текст разным по высоте голосом: вопросы – высоким, ответы – низким.

8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9) Пение песен.

В работе используются стихи С.Я. Маршака, О. Высотской и др. Можно рекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов. Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебральным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом всегда начинается:

А) с общего расслабления,

Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

А) Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации важно создавать у детей эмоционально положительный фон («ситуацию уверенности»).

Б) Большое место в логопедической работе занимают круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть использованы следующие упражнения:

 – стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями при помощи языкового депрессора;

– обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной пипетки капает против задней стенки глотки капли воды. Голова ребенка несколько запрокинута назад;

 – стимуляция кашлеподобных движений и зевания.

Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (челюстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1 – 1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное расстояние.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук а и при широко от- крытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку и, задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, при- влечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.

 3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся по- переменно – то шепотом, то громко.

 2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем – слова с определенными звуками, на последних эта- пах – стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой уда- рения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

Например:

а) счет десятками с постепенным усилением и с ослаблением голоса,

 б) произнесение букв в алфавитном порядке,

в) чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса. Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют:

 а) различные логопедические игры,

 б) чтение сказок по ролям,

 в) инсценировки и т. д.

Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую зада- чу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности.

Необходимо помнить, что нарушения голоса у детей с дизартрией при церебральном параличе усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях.

Кроме того, дизартрия у детей с церебральным параличом осложняется наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлек- сов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, дру­гой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем га­сятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематичес­ки, 2 - 3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.

 

Раздел 5. Технологии развития интонационной стороны речи

Технология коррекции интонационной стороны речи при заикании

Предлагая технологию работы, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют сле­дующие задачи по нормализации интонационной стороны речи при заикании:

 Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в со­ответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (воп­росительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

 Нормализация процесса речевого паузирования.

    Формирование навыка интонационного членения и выделения логи­ческих центров синтагм и фраз.

На первых этапах коррекционного воздействия уже в период «щадяще­го речевого режима» заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно исполь­зуя пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают заикаю­щимся осмыслить различные виды интонации.

Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упраж­нения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет луч­ше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной ин­тонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности - плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождается плавным движением руки вниз. Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает логопед. Одним из видов обучения инто­национной выразительности является использование междометий в переда­че интонаций радости (Ах! Ох!), печали (о-о), сожаления (ох-ох) и т.п.

На уровне синтагмы начинается работа по обучению выделения значи­мого слова. Оно должно быть выделено силой голоса, так называемым ло-


гическим ударением. Выделение синтагмы как единого интонационно­смыслового образования связано с обучением процессу паузирования.

Для устной речи так же, как и для чтения вслух, характерны лингвисти­ческие паузы, которые разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интона­ционное оформление синтагмы маркировалось паузой. Таким образом, у заикающихся формируется навык посинтагматического произнесения фраз.

Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале сти­хов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чте­ние, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.

Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуля­ций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Обучение вначале происходит по образцу, который дает логопед. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Вы­деление ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонаци­онным модулированием голоса или интонационным оформлением дан­ного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, отве­та, завершенности, незавершенности. Например: Аоуи?Аоуи! Аоуи-аоуи- аоуи-аоуи? Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.

Затем проводится работа над интонационным членением текста. Для детей дошкольного возраста следует проводить эту работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоя­щих из коротких фраз.

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализа­ции высказывания, т.е. по существу оно является ритмо-интонационным членением.

Ритмо-интонационное членение речевого потока в свою очередь тесно связано с организацией речевого дыхания.

Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-ды­хательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.

При невротической форме заикания фиксация внимания на просоди­ческой стороне речи значительно улучшает плавность речи.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 4509; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!