Технология коррекции ритмической стороны речи при дизартрии



Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова в работе над ритмом при дизартрии выделяют 2 направления:

I.  Восприятие различных ритмических структур.

II. Воспроизведение различных ритмических структур.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры где / – громкий удар, а v – тихий удар.

I.  Упражнения на восприятие ритма

1. Прослушать изолированные удары (//, ///, ////), определить количество ударов путём показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Прослушать серии простых ударов (// // //, /// /// ), определить количество ударов путём показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

3. Прослушать серии акцентированных ударов (/ v v /), определить, сколь- ко и какие удары.

II. 1) Упражнения на воспроизведения неречевого ритма

1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

4. Записать условно знаками предложенные удары и их серии.

5. Самостоятельно произвести по предъявленной карточке удары и их серии.

2) Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесения односложных слов.

а) простых (да, ты, он, сел, дом);

б) со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, старт);

в) в структуре нераспространённых предложений (Сын ест. Снег скрипит).

2. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции.

а) суп – супы (гласные в ударных и предударных слогах); б) сок – соки (гласные в ударных и заударных слогах);

в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласных по отношению к ударению: умный, удар, изучать, август.

3. Произнесения пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.

Гласный [Э].

а) в первом предударном слоге цвет – цветы, взгляд – глядеть; б) во втором предударном слоге: серый – серебро;

в) в других предударных слогах: перенести;

г) в заударном слоге: занять – занятый, смотреть – просмотренный;

д) в различной структуре слов: весёлый, зелёный, месяц, повесть, земляника.

Гласные [А], [О].

а) в первом предударном слоге: сам – сама, стол – столы; б) во втором предударном слоге: создать – создавать;

в) в других предударных слогах: прополоскать, заболевание; г) в заударных слогах: мороз – заморозки, слова – слово.

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения.

а) с ударением на первом слоге: «Утром холодно»;

б) с ударением на одном из средних слогов: «Домашнее задание»; в) с ударением на конечном слоге: «Задать вопрос»;

г) в различных комбинациях по месту ударения: «Новый рассказ».

 

Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии

Ритмическая сторона речи при ринолалии является наиболее сохранной. Но так как ритмическая способность является универсальной категорией и рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др., работа над ритмом всегда актуальна.

Специалисты не выделяют работу над ритмом при ринолалии в отдельное направление, а ведут её в основном в процессе коррекции звукопроизношения, отрабатывая ритмико-слоговую структуру многосложных слов, и коррекции интонационной стороны речи (см. раздел 5, пар. 3 «Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии»).

Г.В. Дедюхина предлагает технологию развития ритмической способности в виде пошаговых программ, которые можно использовать и в логопедической работе с детьми, имеющими ринолалию.

Автор указывает, что двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов, а опора на максимальную реализацию функциональных возможностей двигательно-кинестетического анализатора является необходимым условием в осуществлении межанализаторного взаимодействия, в ходе формирования ритмов различной модальности, координации и трансформации ритмических моделей.

В предлагаемой технологии используется последовательность форми- рования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

Пошаговые программы представлены упражнениями, которые распре- делены по этапам в соответствии с механизмом формирования ритмических моделей.

Первый этап. Организуется движение, которое, в свою очередь, сопро- вождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составляют базу для более сложных операций. Представления о ритмической модели формируются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности.

Второй этап. Построение комплексных ритмических моделей основывается на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухо произносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма – темпа и метра – проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

Третий этап. Фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звуко слоговую структуру слова. Данная работа осуществляется в соответствии с уровнем развития фонематических представлений и благодаря фонематическому анализу. Необходимым условием усвоения звукослоговой структуры, выделения морфологических признаков слова является выделение акцентированного слога.

Реализация каждой пошаговой программы в структуре логопедического занятия осуществляется в соответствии с его целями и задачами. Таковыми могут быть:

•развитие звукопроизношения и коррекция его нарушений (автомати-

зация звуков, введение их в речь);

• усвоение слогоритмической и звукослоговой структуры слова;

 • преодоление персевераций в пределах слов с простой и сложной звуковой структурой;

• усвоение основных грамматических категорий;

 • коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи;

 • развитие речевого дыхания;

 • развитие фонематического восприятия и т. д.

 Содержание I этапа.

Первый блок упражнений направлен на построение ритмического ряда. Второй блок упражнений направлен на установление ритмической координации. Третий блок упражнений направлен на усвоение способов трансформации.

Содержание II этапа.

 Первый блок упражнений направлен на усвоение ритмических эталонов темпа. Второй блок упражнений направлен на формирование представлений о паузировании. Третий блок упражнений направлен на формирование представлений о ритмическом ударении.

Содержание III этапа.

Первый блок упражнений направлен на усвоение слогоритмической структуры слова. Второй блок упражнений направлен на слоговой и звукобуквенный ана- лиз слова. Третий блок упражнений направлен на выделение морфологических признаков слова. Использование упражнений каждого этапа в реализации вышеуказан- ных задач обеспечивает успешность комплексных коррекционно-развива- ющих мероприятий, направленных на усвоение фонематической системы языка и развитие звуковой стороны речи детей с ринолалией.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1084; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!