Раздел 2. Технологии коррекции звукопроизношения



Этапы коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводиться поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф.Рау выделяется 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количество этапов не имеет принципиального значения.

    Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяются следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1) Формирование точны движений органов артикуляции:

А) с помощью логопедического массажа;

Б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2) Формирование направленной воздушной струи.

3) Развитие мелкой моторики:

А) с помощью пальчиковой гимнастики;

Б) с помощью массажа рук;

В) с помощью самомассажа пальцев рук;

Г) С помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктов, плетение, нанизывание и т.д.).

4) Развитие фонематических процессов.

5) Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

 

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:

А) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

Б) Создание артикуляционной базы данного звука.

В) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких сонорных звуков.

Г) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение постановленного звука в слоги, слова, предложения в самостоятельную речь.

2. Дифференциация звука.

Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательность дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизация внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановке звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа , который традиционно включает три языковые операции:

- фонематический анализ ( выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

- фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

-фонематические представления.

3) Прием связи звука и буквы.

Технология постановки разных групп звуков

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражания дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.

Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить ого несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняем артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого, После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Смешанный способ– основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе надзаднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом звуковом окружении. Это достигается без особого руда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [А], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласными [И]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.

Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

ОПОРНЫЕ ЗВУКИ

Нарушенные звуки

Опорные звуки

Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования Гласные звуки
[с] - [ф] [и]
[ш] [т], [р] [с]  
[р] [ж], [д], [з] -  
[л] [д] - [ы]
[к] - [т]  
[г] - [д]  
[х] - [с]  
[j] - [з]  

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Звук Приемы постановки
с 1. По подражанию. 2. Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с]. 3. Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».
ш 1. По подражанию. 2. Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы, ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша»
р 1. От [д]:упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др» 2. От чередования [т] и [д]: упражнение «Проезд» (имитация стука колёс) = «тр-др». 3. От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр». 4. Постановка в 2 этапа: 1) фрикативный [р] от [ж],[з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»; 2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».
л 1. По подражанию. 2. От межзубного произнесения [а] или [ы]
к, г, х, й 1. По подражанию. 2. Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-jа».
ц 1. По подражанию. 2. От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп
ч 1. По подражанию. 2. От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп. 3. От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперёд как при [ч].
щ 1. По подражанию. 2. Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

 

Мягкие согласные

1) По подражанию.

Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па – пя, апа – апя и т.д.).

2) Обходной путь.

Ребенку предлагают:

 - длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

 - повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [П,], с некоторым придыханием;

- перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;

- закрепив полученный мягкий звук [п]-[п,], можно переходить к открытому слову пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п,]-[а]), а потом сливая их;

- затем вводить слоги и слова и другими гласными.

3) Механический способ.

В качестве исходной используются согласные [т],[д],[н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах.

При произнесении [Т] или слога та удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами ( прижимая передний край языка): получается [т,] в изолированном виде или в открытом слоге ( тя, тя, тя).

Аналогичным путем из слога ат получается слог атъ.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д,] от [д],[н,] от [н]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывается в следующем порядке: [ф,],[в,],[п,],[б,],[м,],[с,],[з,].

Что касается звуков [к,],[г,],[х,], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском зыке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и],[э] («кирпич», « на руке».

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем – их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в логах, словах, фразах,).

Звонкие и глухие согласные 

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].

Подготовительные упражнения:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного входа и выхода, то стона на входе и па выходке;

б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

Общие приемы для постановки звонких звуков

1. По проживанию, используя тактильно-вибрационный способ.

2. Включение голоса на основе сравнения глухого и звонкого звуков (так-же можно использовать при этом тактильно-вибрационный способ).Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый – сначала шепотом, а затем громко, после, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шёпотом – А, громко – Э, громко – Э, шёпотом – И, громко – И, шёпотом – С, громко – З.

Важно, чтобы смежные артикуляции гласные и согласные были сходны: И=С, О=Ш, У=В, А=К.

Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выходе произносят отрывисто: шепотом – а. а. а. а… громко – а. а. а. а… шепотом – о. о. о. о… громко – о. о. о. о… шепотом – э. э. э. э… громко – э. э. э. э… шепотом – т. т. т. т… громко – д. д. д. д.

3. Для щелевых звуков: согласных произносится шепотом, а затем, не прерывания, подается голос.

4. Непосредственный переход к звуку от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).

Звук Приёмы постановки
[в] 1. Ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выходе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрыть рот – получаться звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). 2. Механически: логопед пальцем на выходе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длинное губное – зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
[з] 1. От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолирование звучание получается без механической помощи. 2. Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выходе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливое з-з-з.
[ж] От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.

              

[б] 1. Звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит ещё при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать не прерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно в начале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте. 2. От [в]: получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенным губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, поле чего быстрыми движениями пальца вверх – вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб…). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ… или быбыбы…). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
[д] 1. Произносить слово «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада…), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звуков [д] получается как бы по инерции. 2. «Обходной» путь: произнося слоги ба-ба-ба…, просунув язык между губами, получается меж губное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Затем переходят к межзубному [д]: во время произнесения слогов да-да-да при меж губной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, за зубное. 
[r] 1. От произнесения ряда слогов («ба-да-га», «ба-да-га» или «да-д-га», «да-да-га»). 2. Механически: от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).

 

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и от дифференцировать от парных глухих.

Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков и речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 5976; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!