Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии



Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

 

Раздел 3. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

 

Технология формирования речевого дыхания при заикании

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по фор­мированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

(постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длитель­ного выдоха через рот)

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Мож­но положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и об­ратить внимание на движения передней стенки живота при естествен­ном вдохе и выдохе.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используютразличные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие мето­дические указания:

    Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ре­бёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхатель­ная гимнастика А.Н. Стрельниковой, рассматриваемая нами ниже).

    Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное напол­нение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.

 Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнени­ем двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «впе­ред» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

    Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет лого­педу на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движе­ние, что и в положении лёжа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клет­ки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхатель­ными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во вре­мя вдоха плечи не должны подниматься.

В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направ­ленных на формирование диафрагмального выдоха.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова рекомендуют тренировать длительность и силу выдоха в различных упражнениях. Например:

    Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1-3,выдох: 4 -8 до 15).

 Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя дли­тельность выдоха секундомером.

    «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.


Второй этап

Формирование длительного фонационного выдоха

Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуля­цией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длитель­ного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесе­ние одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочета­ние из двух гласных на одном выдохе: А    О  .   ­

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон глас­ных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап ра- ббтыможёт проводиться уже в период молчания или охранительного ре­чевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребёнок может контролировать ладонью, положенной на об­ласть диафрагмы. Помимо слухового контроля, длительность фонацион­ного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Как у детей, так и у взрослых фонационное дыхание успешнее развивает­ся при использовании компьютерных программ «Видимая речь», которые мы рассмотрим в разделе «Компьютерные технологии в коррекции речи».

Третий этап

Формирование речевого выдоха

Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха проис­ходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания.

Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливает­ся координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых уп­ражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъяв­лении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и мно­гократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, ви­зуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заи­кании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речево­го аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыха­нием, голосом и артикуляцией.

 

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

 

В данной гимнастике основное внимание уделяется вдоху. А.Н. Стрель­никова говорила: «Дыхание начинается со вдоха. Вдох первичен, выдох вто­ричен. Вдох - причина, выдох - результат. Поэтому, как мне кажется, ре­гуляцию дыхания следует начинать именно со вдоха». Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, «спрятать» его, о выдо­хе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Нельзя допус­кать чрезмерного вдоха и задержки выдоха. Во время гимнастики рот дол­жен быть приоткрыт, темп — 60 — 72 вдоха в мин. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000 - 1200 вдохов, до 2000. Пауза между дозами вдохов 1 - 3 сек. Подряд делается столько вдохов, сколько в данный момент сделать легко. Плечи должны быть опущены. Все упражнения выполняются в рит­ме строевого шага. А.Н. Стрельникова рекомендует постепенное освоение упражнений. Занятия длятся не более 30 минут.

Весь комплекс содержит 8 упражнений.

В начале - разминка:

а) стоять прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч, делать короткие, мгновенные вдохи;

б) делается шаг на месте и одновременно - вдох: правой (вдох) - левой (вдох), правой (вдох) - левой (вдох), а не «вдох - выдох», как в обычной гимнастике. Это можно делать, стоя на месте, при ходьбе по комнате, пе­реминаясь с ноги на ногу вперёд - назад, слегка приседая то на одной, то на другой ноге.

Следить, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешать и не помогать выдохам после каждого вдоха.

Движения головы:

 Повороты.

Поворачивать голову вправо - влево, резко, в темпе шагов. Одновре­менно с каждым поворотом делать вдох носом (96 вдохов).

 «Ушки».

Покачивания головой, как будто стыдите кого-то. Тело не должно повора­чиваться, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.

 «Малый маятник».

Кивать головой вперёд - назад, вдох - вдох.

Главные движения.

 «Кошка».

Имитировать движения кошки, подкрадывающейся к воробью, и шум­но нюхать воздух в темпе шагов.

 «Насос». •

Имитация накачивания шины. Повторять вдохи одновременно с накло­нами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.

 «Обними плечи».


Левая рука обнимает правое плечо, правая - левую подмышку. Одно­временно шагать и делать короткие шумные вдохи.

 «Большой маятник».

Это слитное движение: «Насос» - «Обними плечи».

 «Полуприседы».

Вес тела на ноге, находящейся чуть впереди. Одновременно с каждым полуприседом повторять вдох, затем добавить одновременные встреч­ные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произ­несением различных звуков на вдохе: гласных звуков или звукосочетаний (три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру и т.д.). На следующих тренировках до­бавляются сочетания: рир, рур, рер, рар; мим, мум, мем, мам; вив, вув, вев, вав; шиш, шуш, шеш, шаш и т.д.

Далее следует тренировка «затаённого» дыхания: короткий вдох с на­клоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно увеличивая количество произнесённых на одном выдохе «восьмёрок».

С третьей или четвёртой тренировки произнесение «восьмёрок» соче­тается не только с наклонами, но и с «полуприседами».

Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное коли­чество восьмёрок на крепко задержанном дыхании.

«Восьмёркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс пе­речисленных выше упражнений.

Для детей рекомендуется проводить гимнастику с музыкальным сопро­вождением. Кроме того, темп должен быть медленнее, торопить детей нельзя. Урок следует превратить в игру.

Результатами применения данной гимнастики являются:

 насыщение кислородом всех клеток организма;

 усиление внутреннего тканевого дыхания;

 увеличение жизненной ёмкости лёгких;

 снятие усталости;

 улучшение настроения;

 улучшение памяти;

 нормализация нервной системы в целом.

Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного - клю­чичного на глубокое - диафрагмальное.

Технология коррекции дыхания при дизартрии

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова выделяют следующие этапы рабо­ты над дыханием при дизартрии.

Первый этап: общие дыхательные упражнения

Цель: увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в ко­ленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впа­дины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счет: «раз» - сгибание ног, «два» - надавливание ими на подмышечные впадины, «три» - возвращение ног в исходное положение. Это упражне­ние способствует нормализации движений диафрагмы.

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук мет­ронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воз­духа». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики очень важно научить детей правильно сморкаться. Овладение этим умением спо­собствует формированию удлиненного произвольного выдоха. Для закреп­ления этой функции необходимо максимально опираться на ощущения.

Основные правила дыхательной гимнастики:

 

 Нельзя переутомлять ребенка.

2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. .

 Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движе­ний диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.

 Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку.

 Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо про­ветренном помещении.

Второй этап: речевая дыхательная гимнастика

Упражнение 1. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдель­ные гласные звуки или слоги.

Упражнение 2. Ребенка просят вдыхать через рог. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 - 2 сек. Это спо­собствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

Упражнение 3. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, до­биваясь более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медлен­ным и продолжительным выдохом.

Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5 - 10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему, стимулирует к произнесению щелевых согласных изолированно и в соче­тании с гласными, взрывных согласных и других звуков.

Таким образом, ребёнка учат дышать через рот, вдыхать и выдыхать че­рез нос, вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот.

Выработка речевого дыхания производится в разных положениях ребён­ка: лёжа на спине, сидя, стоя. При тяжёлом двигательном поражении ды­хательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют спе­циальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание све­чей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гар­мошке, различных дудочках, дутьё в специальные бумажные трубочки. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и ха­рактера нарушения дыхания.

Работа над, дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логорит- мйч'еские упражнения и игры.

На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение. Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных дви­жений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд дви­жений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть им выполнены под музыкальное сопровождение.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизарт­рии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого ап­парата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает коорди- наторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

Фролов Владимир Фёдорович, автор метода эндогенного дыхания изобретатель тренажера дыхательного индивидуального - ТДИ-01.

и

Г.В. Дедюхина предлагает использовать в коррекции нарушений дыха­ния при дизартрии аппарат В.Ф. Фролова.

Аппарат В.Ф. Фролова представляет собой портативное устройство, предназначенное для тренировок произвольной регуляции воздуха и дыха­тельной мускулатуры (рис. 1). Создавая сопротивление (положительное давление) в фазу вдоха и выдоха с помощью этого прибора, можно воз­действовать на диафрагму и дыхательные мышцы, предотвращая эффект экспираторного закрытия дыхательных путей.

 

Рис. 1. Сборка тренажера и подготовка его к работе:

В стакан 5 наливаются 2 столовые ложки воды (20мл).

Внутренняя камера 3 с одеваемой на нее донной сетчатой насадкой За вставля­ется в стакан 5.

Стакан 5 закрывается крышкой 4.

Трубка I вставляется в отверстие крышки 2 и надевается на горловину внут­ренней камеры 3.

Работа с использованием данного аппарата включает два основных этапа.

Первый этап - пропедевтический

При взаимодействии ЛФК и логопедической службы выполняется ком­плекс мероприятий, направленных на подготовку мышечного аппарата лица, шеи и верхнеплечевого пояса к активной дыхательной и голосовой гимнастике, т.е. стабилизацию мышечного тонуса, снятие дискинезов и синкинезий, обучение диафрагмальному типу дыхания.

Для этого используется сегментарный массаж шейно-плечевого отдела с элементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальной терапии, упражнения, направленные на формирование диафрагмального типа дыхания - на занятиях ЛФК; пассивно-активная гимнастка мимической мус­кулатуры, мышц шеи, массаж мягкого неба - на логопедических занятиях.


Второй этап - формирование дыхательных кинестезий и увеличение объема дыхания

Использование аппарата Фролова позволяет:

 активизировать дыхательные ощущения, используя слуховые опоры;

 формировать устойчивый и более длительный физиологический выдох;

 вырабатывать периодичность выдоха, стремясь к уменьшению коли­чества выдохов в единицу времени;

 развивать силу физиологического выдоха.

Для реализации этих задач Г.В. Дедюхиной разработан комплекс дыха­тельных упражнений.

Упражнение № 1 направлено на создание положительного эмоционально­го настроя на работу с аппаратом и активизацию дыхательных кинестезий.

Логопед знакомит ребенка с аппаратом В.Ф. Фролова (дует - баночка булькает), затем предлагает малышу подышать в трубочку. На первых по­рах результативным будет считаться любое движение (вдох или выдох), про­изводящее шум. Если малышу удается вызвать булькающие звуки (в соот­ветствии с принципом работы аппарата, булькающие звуки производятся толь­ко на выдохе), необходимо закрепить их поощрением, речевым сопровожде­нием. Продолжительность упражнения не должна превышать 1 - 3 мин. Уси­ление дискинезов мышц языка, глотки, гортани на начальном этапе рабо­ты затрудняет фиксацию дыхательных ощущений. Поэтому количество за­нятий варьируется от 3 до 6 (8) в зависимости от возраста и типа дискине­зов. На втором занятии логопед закрывает турундами носовые ходы, ис­ключая носовую эмиссию воздуха.

Упражнение № 2 направлено на активизацию физиологического выдо­ха, формирование лабиальной позы губ.

Логопед побуждает ребенка к дыхательным движениям заданной час­тоты (частота физиологического дыхания ребёнка устанавливается путём подсчёта количества выдохов в минуту), используя пассивные движения губ. В соответствии с дыхательным ритмом малыша он фиксирует указа­тельный и большой пальцы в углах губ, вытягивает их, побуждая плотнее зажать ротодержатель. Таким образом, формируется синхронизация вы­доха с артикуляцией. Одним из условий успешного выполнения этого уп­ражнения является исключение ротовой эмиссии воздуха (носовые ходы должны быть закрыты турундами). Это условие сохраняется при выпол­нении упражнений № 3, № 4. Продолжительность упражнения 2-4 мин. Количество занятий варьируется от 6 до 12.

Упражнение № 3 направлено на формирование устойчивой периодич­ности выдоха. 1    '    '

Необходимым условием его выполнения является увеличение количе­ства устойчивых дыхательных движений (без дискинезов) и контрольные стимулы в виде их пересчета логопедом. Если ребенок уверенно удержи­вает ротодержатель губами, надо обращать его внимание на движения щек

 

 

при дутье (щеки надуваются), т.е. побуждать дуть сильнее, чтобы воздух заполнял всю резонаторную полость рта. На последующих этапах при ду­тье ребенок не надувает щеки (это является одним из основных условий формирования целенаправленной воздушной струи). Продолжительность упражнения 3-5 мин. Количество занятий от 8 (10) до 16 (18).

Упражнение № 4 направлено на развитие силы физиологического вы­доха. Это достигается за счет увеличения объема воды в цилиндре аппара­та (от 20 до 25 - 30 мл), замены воды на жидкие кисели (крахмал + вода).

Основные задачи - расширение объема выдыхаемого воздуха и увеличе­ние продолжительности выдоха. Успешная их реализация способствует ак­тивизации ротового вдоха за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха. Продолжительность упражнения 2-5 мин. Количество занятий от 10 до 20.

Степень сформированное™ ротового дыхания на каждом из четырех эта­пов работы можно оценить, используя игровой прием «Рыбка» («Беге­мот»): ребенок дышит широко открытым ртом, язык находится в полости рта. Логопед фиксирует количество дыхательных движений (без дискине- зов, придыхания, стридора).

На последующих этапах работы используется разнообразный инстру­ментарий, обеспечивающий выработку дыхательных кинестезий с помо­щью зрительных опор (трубочек для коктейля, вертушек, шарика для пинг- понга, султанчиков, ватных шариков и др.).

Результатами коррекционной работы с использованием аппарата В.Ф. Фролова являются:

 формирование произвольности дыхательных движений;

 снижение их частоты от 55,7 до 15 (средние показатели);

 увеличение продолжительности выдоха в среднем от 0,5 сек до 4 сек (средние показатели);

 удлинение времени фонации, позволяющее регулировать её громкость;

 активизация небно-глоточного смыкания, способствующего уменьше­нию носовой эмиссии воздуха;

 формирование лабиальной позы губ, необходимой для формирова­ния целенаправленной воздушной струи;

 увеличение количества свободных дыхательных движений (ротовое ды­хание без придыхания, дискинезов) от1-2до4-5;

 координация дыхания, фонации и артикуляции;

 улучшение общей разборчивости речи.

Технология коррекции дыхания при ринолалии

Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей рабо­ты с ребенком, имеющим ринолалию. А.Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи. В основе предлагаемой А.Г. Ипполи­товой системы работы лежит использование

 

физиологического дыхания, об­разование физиологически естественных, ненапряженных дифференциро- вок речевых движений. Наиболее продуктивным для формирования правиль­ной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

Логопедическая работа до операции

А.Г. Ипполитова выделяет 2 периода в работе по коррекции произноситель­ной стороны речи в целом и формированию речевого дыхания в частности:

 Подготовительный период.

 Основной период.

Подготовительный период

Основная цель занятий: формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на два этапа.

 Формирование речевого дыхания

Работа ведётся по следующим направлениям.

Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.

В начале обучения необходашб''определить вид физиологического ды­хания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать ниж­нереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключа­ется на нижнереберное дыхание.

 Дифференциация ротового и носового дыхания.

Вдох (рисунки) Выдох (рисунки)
Нос Нос
Рот Нос
Нос Рот .
Рот Рот

С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и их сочетания. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыха­тельные упражнения, последовательность выполнения которых А.Г. Ипполи­това предлагает фиксировать рисунками в таблице и в тетради ребёнка:

 

Цель этих упражнений:

 закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох;

 сформировать основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.


Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осу­ществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта па­уза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к сло­говым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.

Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощуще­нию проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется дви­жением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони, под­несенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее дви­жения и корригировать это направление в соответствии с указаниями лого­педа. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

А.Г. Ипполитова не считает нужным проводить каких-либо специаль­ных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т.п.), часто применяемых в логопедической практи­ке, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, кото­рое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышеч­ный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Формирование длительного ротового выдоха при реализации арти- кулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих со­гласных звуков

Особенность работы состоит в том, что развитие речевого дыхания про­водится одновременно с развитием артикуляционного праксиса. Все уп­ражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обу­чением ротовому выдоху, т.е. служат приёмом воспитания речевого дыха­ния и гимнастикой для речевого аппарата.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у ниж­них резцов при подготовке артикул ем всех гласных звуков. Этот прием по­зволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить воз- можностйГдля прохождения воздушной струи через рот.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кон­чик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать, как при по­зевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвиже­ние кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью сни­мает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

II. Основной период

Цель занятий этого периода та же, что и в подготовительном: формиро­вание правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на этапы.

 Включение голоса при длительном ротовом выдохе

Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирова­ния глухих взрывных звуков, т.к. все изученные артикул ем ы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.

Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного. Нужно проследить раз­ницу в движении гортани при произнесении глухого звука (ф) и звонкого (в) с помощью тактильно-вибрационного контроля.

 Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывис­тость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при фор­мировании звуков [и, б, т, д, к, г]. Подготовительным упражнением к ко­роткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме «й»

 Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдо­ха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат

Необходимо следить, чтобы выдох осуществлялся через рот. Например, при отработке звука [л] направление воздушной струи следует проверять по обеим сторонам ротовой полости, т.к. этот звук смычно-проходной. Ко­роткий активный выдох во время произнесения звука [ц] ребёнок может ощутить своей рукой, приложив пальцы к углам рта логопеда, а затем к своим. Ротовой выдох отсутствует при произнесении носовых звуков [м], [н], поэтому рекомендуется изучать их позже, чтобы не препятствовать ус­тановлению правильного ротового выдоха.

Особенности логопедической работы после операции

В послеоперационном периоде работа по формированию речевого дыха­ния продолжается: закрепляются и совершенствуются усвоенные навыки, вы­рабатываются необходимые новые. Дозировка занятий и их длительность ва­рьируются, хотя принципы и методика проведения остаются одинаковыми.

Учитываются такие факторы:

 результаты операции;

 время поступления на логопедические занятия после уранопластики;

 методики, по которым проводилась логопедическая работа в доопе- рационном периоде.

 результаты логопедической работы до операции.

Если до операции логопедическая работа велась, но чистоты речи добить­ся не удалось, а после операции носовое звучание не исчезло, или же коррек­ция речи началась только после операции, то и работа над дыханием начнётся по описанной выше системе дооперационной логопедической работы.

А.Г. Ипполитова рекомендует логопеду после окончания курса занятий длительное время продолжать контакт с ребёнком, т.к.:

 проводятся косметические операции;

 изменяется голос в период полового созревания.

( Н.В. Червякова, начинает работу по коррекции дыхания с обучения на­прядённому дутью, так как у детей с расщелинами, воздух при выдохе уте­кает в нос. Дети запоминают ощущение направленного воздушного пото­ка через рот и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхатель­ной гимнастики. Обучение направленному дутью начинают с «поплёвы­вания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, придер­живая губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом подвинут вперед, а кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напря­гать губы и создаёт более тонкие движения. Чтобы облегчить усвоение уп­ражнений, на первых занятиях можно пальцами зажать крылья носа. Уп­ражнения повторяют 6 — 8 раз подряд 3—4 раза в день. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое дав­ление воздуха для образования согласных звуков.

Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки. Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требую­щие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдувае­мой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломину. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, уско­ряют выдох. Главная цель в этот период - получение пусть слабой, но со­знательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.

Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки ваты, полоски бумаги, пух и т. д.

Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непос­редственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» («надуть мяч») воздуха и плавно выдыхать его через рот холодной струёй («мяч сдулся»). Точность выполне­ния упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая - на животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.

После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениями.

После операции логотерапия начинается на 15 - 16 день.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 2366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!