Технология формирования интонационной выразительности речи детей с дизартрией



Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводятся поэтапно. Л.В.Лопатина и Н.В. Серебрякова предлагают следующую технологию работы.

 

Этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

1.Показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

2. Познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить различать разнообразные интонационные структуры импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

I. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение более понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. Д.

II. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения м способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение ( вопрос или сообщение о чем-то ). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением рук и горизонтальном направлении и обозначается графически так: ----» (стрелка).

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка». После знакомство со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Затем детям предлагаются различные устные тексты, дается задание выложить столько фишек ( записать столько точек ), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

III. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выра­жения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сде­лать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующие движением руки и обозначается графически.

Для обозначения вопроса предлагается знак «?». Демонстрируется кар­точка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается сти­хотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделив из текста вопроси­тельные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Затем детям предлагается при предъявлении устных текстов и стихов выло­жить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

IV Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выра­жения и способами обозначения   .

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Про­водится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

 Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

 Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

 Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!). И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картин­ки, дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. По­том логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или гром­ко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно мож­но произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышает­ся, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведе­нии восклицательной конструкции сопровождается соответствующим дви­жением руки и обозначается графически.   .

Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Воскли­цание мы будем обозначать вот таким знаком «!». Заучивается стихотво­рение про восклицательный знак:

Чудак — восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из предъявляемого текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицатель­ным знаком.

Затем при предъявлении устных текстов и стихов дети выкладывают пе­ред собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

V. Дифференциация интонационной структуры предложений в имп- рессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонации они знают: «Вспом­ните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, каки­ми грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, вос­клицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить инто­нацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложе­ния поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соот­ветствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различ­ного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

 формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

 последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интона­ционной выразительности в экспрессивной речи используются упражне­ния на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диа­пазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Формирование интонационной выразительности экспрессивной речи осуществляется в направлениях:

 от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по зву­ковому оформлению материале,

 от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрес­сивной речи проводится по четырем направлениям.

Работа над интонационной выразительностью повествовательно­го предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обуслов­лено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в пред­ложениях, составляющих единое целое - синтагму, как и в слове, можно выделить предударную - ударную или предударную - ударную - заудар­ную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помо­щью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, дли­тельности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается прого­варивать вместе с логопедом, повторять за ним, произносить самостоя­тельно различный речевой материал.

 Отработка повествовательной конструкции с интонационным цент­ром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша.

 Отработка повествовательной конструкции с передвижением интона­ционного центра в неконечную позицию:

В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении воп­росительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фра­зовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят вместе с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложен­ный речевой материал.

Отработка интонации вопросительного предложения без вопроситель­ного слова.

 Резкое повышение тона в односложном слове: суп? - твой суп?; стол? - там стол?; сам? - ты сам?

Б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на сред­нем слоге:

солдаты? — там солдаты?; снежинки? — летят снежинки?

 Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? — этот сад?; весело? — вам весело?

Г) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на пос­леднем слоге: .

хорошо? - здесь хорошо?; далеко? - тебе далеко?

Д) Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Вам все понятно? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

 Отработка интонации вопросительного предложения с вопроситель­ным словом.

А) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

Б) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять?

 Закрепление вопросительной интонации в стихах (вместе с логопе­дом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом Завертелось, закружилось И помчалось колесом?

(К. Чуковский)

Работа над интонацией восклицательного предложения В процессе работы детям показывается, что при восклицательной инто­нации голос значительно повышается на логически главном слове предло­жения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведе­нии интонации восклицательного предложения сопровождается соответ­ствующим движением руки и обозначается графически.

 Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания:

Но, увидев усача,

Ай.’Ай.’Ай!

Звери дали стрекоча.

Ай!-Ай!-Ай!

(К. Чуковский)

 Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать вместе с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Как хорошо здесь!

 Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах. «Мама! Мама! Посмотри! •

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой - В каждом я и ты со мной.

Посмотри-ка, посмотри!» -

Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.

(Ф. Бобылёв)

Дифференциация интонационных структур предложений в эксп­рессивной речи

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсцени­ровок, сказок, разыгрываемых по полям. Дети учатся подражать голосам, интонациям героев.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Три медведя» (Л.Н. Толстой), русские народные сказки и т.д.

Технология формирования интонационной выразительности

речи при ринолалии

С.Ф. Иваненко предлагает технологию формирования интонационной выразительности речи, включающую систему упражнений для осознанно­го восприятия и использования интонации детьми, имеющими ринолалию.

В программу входят следующие упражнения:

 по выработке речевого дыхания;

 по уточнению и постановке гласных;

 по массажу и самомассажу;

 по подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков;

 по формированию речевого слуха;

 по развитию голоса (с опорой на отрабатываемый гласный и полу­ченные знания о знаках препинания и ударении);

 знакомство с понятием «знаки препинания»;

 знакомство с понятием «ударение»;

 автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетичес­ких позициях.

Рассмотрим собственно интонационные упражнения.

Развитие продолжительности звучания и разнообразия оттенков интонаций

а) Игра «Прятки»: прячется отрабатываемый звук, в данном случае [а], мы его ищем и зовем, как зовут маленьких детей. Произносим звук со зва­тельной интонацией и с оттенком легкого вопроса-упрека: «Ну, где ты?» И с лаской: «Ну, иди скорей!»

б) «Пропала буква». Зовем отрывисто, сердито, плаксиво, плаксивость переходит в плач (громкий и противный).

в) «Нашли букву» [а] - два варианта:

Обрадовались, удивились: «Наконец-то нашлась, никому не отдам».

Рассердились: «Ишь, спряталась, ходи, ищи ее! Ну, погоди!»

г)  Даются задания, разыгрываются ситуации:

«А» шла, споткнулась и упала (плач на вдохе и долгом выдохе с перехо­дом в слитное звучание [а а а а]...).

«А» увидела друзей и обрадовалась (попеть звук [а] на мотив любой детской песенки).

Маленькая «а» увидела большую «А» и удивилась: «Неужели это «а»? А ну-ка, покажись...» Звучит вопрос, удивление.

Буква «а» увидела «ж» и ужаснулась: «Испугалась страшно! Надо убе­жать, спрятаться».

Буква «а» провинилась, ее наказали, ей обидно (голос грустный, зау­нывный, протяжный). Или «а» обидели друзья (очень горько плачет).

У «а» много сестричек, сосчитай (называя тихо: а, а, а, а, а, а, а, а и т.д., а затем громко, с интонацией перечисления).

Буква «а» дшш была на улице, мама сердится (голос громкий и сердитый).

 Знакомство с понятием «знаки препинания»

Спустя 10-12 занятий с момента начала работы вводится понятие «зна­ки препинания», которое подкрепляется примерами на уже отработанном звуке. Знание знаков препинания необходимо, так как именно они служат на письме одним из способов фиксации интонации. Знаки препинания, таким образом, существенны для понимания смысла.

Представление о знаках препинания формируется первоначально на литературном материале с опорой на красочно оформленные таблички с изображением . - точки,

, - запятой,

? - вопросительного знака,

! - восклицательного знака,

Логопед выразительно читает соответствующие тексты (хорошо подхо­дят рассказы А. Шибаева про различные знаки препинания)

В процессе ознакомления логопед постоянно подчеркивает связь инто­национного произношения с необходимым знаком препинания.

Для закрепления формируемого понятия проводятся игры-занятия «Уга­дай знак в прочитанном предложении». Логопед читает текст, соблюдая указанную интонацию, дети поднимают соответствующую знаку препи­нания табличку. Можно предложить текст. Н.Сладкова, В.Орлова и др.

 Отработка произношения гласных звуков с опорой на знак препинания

Задания на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания. Перед началом работы карточки разложены на столе перед ребёнком.

У логопеда аналогичный набор карточек в двух экземплярах.

Логопед прочитывает написанную на карточке букву с опорой на знак препинания и комментирует: «Произносим как сообщение, называние, ут­верждение». ,

Дети поднимают карточку с аналогичным изображением - логопед оце­нивает результат выполнения.

 Логопед читает следующую карточку с чувством радости, весело.

Дети показывают свои карточки. Логопед проверяет, анализирует, оце­нивает результаты.

 Следующая карточка прочитывается как вопрос, удивление: А? Ре­зультат анализируется.

 Прочитывается карточка с интонацией перечисления (как будто счи­тает - 1, 2, 3) - А, а, а. К концу понижается голос, на что обращается вни­мание и предлагается еще раз прослушать.

 В заключение логопед читает написанное на карточках в разнообраз­ной интонационной последовательности, предлагая детям молча поднимать карточку со знаками, соответствующими прочитанной интонации.

В последующих упражнениях для закрепления логопедом даются зада­ния на определение двух интонаций, и предлагается выбрать карточки с соответствующими знаками препинания. Например:

А.-А!   А.-А?   А?-А!   А! - А.   А. - А, а, а

 

Только после 3 - 4-х занятий, в структуру которых входят упражнения на соотношение интонации и знака, детям может быть предложено повто­рить (прочитать) вслед за логопедом написанное с интонацией, соответ­ствующей указанному знаку.    '

Все следующие занятия проводятся в рамках тренировки по заданиям:

 Прочитай карточку, где обозначена радость.

 Прочитай с интонацией перечисления.

 Прочитай со знаком сообщения, называния.

 Прочитай со знаком удивления и т.д.

Задания на сочетание интонации и силы голоса.

 Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.

 Прочитай тихо и удивленно, громко и удивленно; сердито и удивлен­но, радостно и удивленно.

 Прочитай сообщение тихо, а затем громко.

 Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко; удив­ленно, радостно.

Тренировка силы голоса и выразительности звучания также осуществ­ляется с помощью карточек:

А.-А.   А.-А?   А.-А!  

 

 

   
А?-А.   А?-А!  

А? - А, а, а

 

А! - А, а, а

А? А!-А.

А!-А!

А!-А?

А? А? А! А. А, а, а.

А, а, а, А.

А. А!

А? А!


Знакомство с понятием «ударение»

Рассмотренные ранее упражнения по развитию голоса и интонацион­ному воспроизведению гласных звуков подводят к формированию друго­го компонента русской интонации - ударения.

Отрабатываются упражнения на уровне звука, которые помогают раз­вить силу мускульного напряжения в артикуляционном аппарате, а также силу и продолжительность выдоха, что в последующем отличает опреде­ление фонематического ударения в слове.

 По подражанию предлагается прочитать [а] голосом, выделяя звук, помеченный значком [а].

[а’], [а’], [а’], [а’] (твердая атака, интонация перечисления);

[а’], [а] - сильно первый звук, слабее второй, интонация представления, называния;

[а], [а’] - сильно второй звук, но звуки произносятся с интонацией пе­речисления;

[а’], [а], [а] - [а], [а’], [а]

[а], [а], [а’] - [а’], [а], [а], [а]

[а], [а’], [а], [а] - [а], [а], [а’], [а]

[а], [а], [а], [а’]

 После силовых упражнений (для дыхания и голоса) с опорой на глас­ный звук вводятся упражнения на плавное произношение ряда гласных с выделением голосом гласного, помеченного значком. Здесь предлагаются упражнения противопоставления.

[а’], [а] - [а’], [а] (вариант раскачивания звука [а] - на первых этапах);

[а], [а’] - [а], [а’]

[а’], [а], [а]-[а’], [а], [а]

[а], [а’], [а] - [а], [а’], [а]

[а], [а], [а’]-[а], [а], [а’]

В силовых голосовых упражнениях с опорой на ряд гласных предлага­ются те варианты, которые в ближайшее время могут быть использованы в словах. Третий звук располагается в комбинациях с [а], с [э], а затем в трехзвуковом ряду. Более 3-4-х звуков не берется.

 Параллельно с силовыми голосовыми упражнениями проводятся уп­ражнения на развитие слухового восприятия. Вначале вводятся задания на определение количества ударов, воспроизводимых руками, отстукиваемых карандашом, мячом, по бубну, на металлофоне и т.д. Затем на определе­ние места наиболее сильного удара в порядковом ряду. Определяется, сколько всего ударов, затем называется место наиболее сильного удара.

Отстукивает логопед (позже кто-то из детей).

 + - а (где + сильный, а - слабый уцар).

 Ребенок определяет - два удара, первый сильный.

 Воспроизводит самостоятельно.

Затем вводятся аналогичные упражнения, включающие 3, 4 удара.

Эти упражнения способствуют формированию ритма, на кагором стро­ится наша речь. Останавливая внимание на ритме речи, следует вспом­нить, что ритм имеет сложную многоуровневую организацию речевых ритмов: слоговой, словесный, синтагмовый. Каждому слогу соответству­ет в физиологии толчок выдыхаемого воздуха, но слоговой ритм не имеет смысла, смысл появляется в однослоговом слове. Вершину звучности в слове образуют ударные гласные.

По мере овладения детьми с ринслалией согласными эти звуки включа­ются в работу на уровне слога, через который проводятся ритмические игровые упражнения.

Параллельно с группированием слогов следует тренировать умение выде­лять ударный в игровых ситуациях («спор воробьев») с опорой на эмоциональ­но-смысловое звучание (слог «пи»), «два барабана» - «ба» и «ба», «два бара­на» - «бе». При этом использовать слог в песенных мотивах и пропеватъ его.

С.Ф. Иваненко обращает внимание на то, что все эти упражнения, про­водимые на уровне общения, свойственного младенцам в доречевой пе­риод, активизируют речевую деятельность, раскрепощают израненную пси­хику ребенка с ринолалией.

Упражнения на интонационное прочтение слогов и слов с опорой на знак препинания

Слоги даются со знаками противопоставления. Утверждение - точка; вопрос, удивление - вопросительный знак, радость - восклицательный. Для чтения берутся слоги с отработанными гласными и согласными.

На занятиях над интонацией через знакомство с вопросительными сло­вами «кто?», «что?», «где?» и их смысловыми значениями. С помощью этих вопросов уточняется неизвестное в разговоре: о предметах одушев­ленных (живых) - «кто?», неживых (неодушевленных) - «что?», об их рас­положении - «где?», «куда?», «откуда?».

Для упражнений подбираются вначале односложные слова (лак, там, туг, вопс, пух и т.д.). Слова, обозначающие предметы, изображены на карточках. В работе с карточкой-словом ставятся следующие задачи для поэтапного выполнения:

 Посмотри, шепотом назови, что нарисовано. Определи гласный, назо­ви его шепотом. Теперь назови вслух все слово, выделяя ударный гласный.

 Следующий вид работы со словом — обозначение его знаками препи­нания и соответствующее произношение:

. - сообщение,

! - радость,

? - вопрос.

Далее предлагается произнести слово, эмоционально его окрашивая.

. — сообщение (шепотом по секрету в классе, маме);

! - радость (и удивление по секрету и т.д.);

? - вопрос (удивление, огорчение и т.д.).

После такой работы, проведенной детьми самостоятельно, можно пе­реходить к понятию «ударение».

Подбираются слова 2 - 3 и даже 4-слоговой структуры с ударным глас­ным [а]. Тренировка проводится на карточках со словами, где первый удар­ный слог с гласным [а] (мама, банка, арка, Алла и т.д.).

К карточке с изображенным предметом ставятся вопросы и даются от­веты. Проводится разбор двух - трех слов.

Предлагаются следующие задания:

 Назови (шепотом) слово.

 Назови гласные в этом слове.

 Повтори слово, выделяя ударный звук.

 Назови последовательно гласные в этом слове, выделяя ударный гласный.

 Еще раз назови слово, голосом выделяя ударный слог.

На табличке предлагаемые слова выглядят так: рис. 13.

Наряду с этим видом работы, в последующем предлагаются слова со зву­ком [а], имеющим различные местоположения в слове. Первоначально рабо­та проводится так же — с опорой на карточку. В называемом слове нужно определить место звука [а] и показать (поднять) соответствующую карточку.

 

картинки карточки слова
арбуз а автобус август
Антон А Аня Алик
акула а а Алла антенна
малина а а машина капуста старушка
муха а слива дедушка
мак а бак рак лак и т.д.

 

 

Слова с отрабатываемым гласным, а в последующем и с любым авто­матизируемым звуком предлагается произнести с определенной эмоцио­нальной окраской. Задание дается на карточке.

6. Развитие интонационных элементов речи на материале

словосочетаний, предложений

Для развития интонационных элементов речи на материале словосочетаний, предложений используются потешки, считалки, заклички, чистоговорки, стихи детских поэтов (С. Маршак, А.Барто, Б. Заходер, И. Токмакова и др.), небольшие рассказы (К.Д. Ушинский, Д. Мамин-Сибиряк и др.), литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, А. Ремезов, Н. Носов, Х. Ан- дерсен) и народные сказки. Кроме того, могут использоваться различные виды игровых упражнений, сопровождаемых диалогическими конструкци- ями (подвижные игры, ролевые игры, игры-драматизации).

 

 

Раздел 6. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 3713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!