Глава III. Гностические нехристианские предшественники Мани
Однако, Маркиониты и Вардесаниты были не единственными гностиками, повлиявшими на последующее формирование манихейства. Кроме них, в регионе существовали и другие секты, определяемые как гностические, однако не имеющие под собой христианской основы, или очень слабо связанные с христианством. Ещё одним учением, распространённым в Месопотамии и повлиявшем на Мани было Мандейство.
Мандейство[2]– гностическая крещенская секта, находящая себе пристанище в южной Месопотамии. То что эта секта получает распространение в южной Вавилонии обоснованно непрерывной традицией, сущёствующей в регионе ещё со времён шумеров. Тогда в городе Эриду существовал культ бога Эйа и окружавшим его божествами. Ритуальные омовения в этом культе играли особую роль, так как считались средством освобождения из под власти демонов. Елей так же играл особую роль в культе. Божество рассматривалось как целитель от демонов. С позитивной точки зрения – человек надеется спасти свою жизнь тем, что ест траву жизни и плоды древа жизни, окропляет или пьёт воду жизни. В появившихся значительно позже «крещальных» течениях можно усмотреть наследие этих древних практик. Центром всего религиозного ритуала у мандеев становиться крещения и елеопомазания. [4. с. 30]
Мандеи отличались от других течений подобного толка внесением в обряды более глубокого, спекулятивного смысла (что указывает на влияние гностицизма уже иранского толка). Не смотря на сильное влияние местного колорита, многочисленные детали указывают на иудейское происхождение течения, а конкретнее, на самаритяно-иудейский гностицизм. Возникновение мандейства предположительно дотируют временем не ранее 200 года. Однако, последние исследования в этой области, доказывающие о связях мандейского учения и кумранитов, отодвигают эту дату на более ранний, возможно даже дохристианский срок. [4. с. 32]
|
|
В представлении мандеев, мир был разделён на ионы. Первый ион – «первая жизнь» есть сам Бог. Он развивает из себя плерому «утре», начинающеюся с пары «вторая жизнь» и «ведение жизни». Вторая жизнь пытается встать выше первой жизни, за что была выброшена за «каналы водные». «Ведение жизни» же остаётся при «великом духе». Манда-д-Хайде - логос этого учения. Он, как «первочеловек», воплощался в мире сначала в виде Авеля, Сифа, Этоса, а в конце времён – Юханабар-Зкарья (так же называется как Яхьи - Иоанн Креститель) и Хибиль-Зивы (Авеля Сияющего). [3. с. 231]
Мироздание начинается с того, как последний, 360 ион «ветхий-сокровенный-страж» (Абатур) смотрит в чёрную воду, чем порождает из своего отражения Гавриила-открывателя (Птахиль). По повелению Абатура он творит небо и землю, Адама с Евой.Тогда Авель-Сиф-Этос получили повеление от «первой жизни» вдохнуть в них дух от «великого духа». Так же она повелевает научить их вести жизнь – зная о высшем, не чтили Птахиля, очищались крещением и вели брачную жизнь. Птахиль из-за этого утрачивает свою власть, и разозленный Абатур кидает его за пределы мира, где тот будет находиться вплоть до апокалипсиса, на котором Авель Сияющий воскресит его, поставит над «утре». Тогда Авель Сияющий (Хибиль-Зива) спуститься в ад и победит все его силы. Яркой особенностью ада у мандеев является то, что в виде его тёмных сил зачислены не только вавилонские божества, но и ряд положительных иудейских \ христианских персонажей библии. [3. с. 232]
|
|
Согласно мандейству, миру суждено существовать 480000 лет, и он уже три раза подвергался гибели. В этих случаях выживала только пара людей. После Ноя (Ну) открывается целый ряд лжепророков (в который внесены почти все библейские пророки и Христос). Последнему по ошибке преподал крещение единственный истинный пророк - Юханабар-Зкарья, проповедовавший покаяние. Для противостояния Христу, воплощается Хибиль-Зива, и принимая у него крещение, первое время предстаёт его учеником, что бы за тем привести его к крестной смерти. Иудеев, убивших Юханабар-Зкарья рассеял по всему свету. Он же отправляет по всему свету 360 пророков, а сам возвращается в плерому. За тем обязан явиться ещё один лжепророк (впоследствии ассоциированный с Мухаммедом), после которого миру останется существовать 4\5 тысяч лет. После этого последует гибель мира и его новое заселение, 50000 лет его существования, и наконец, уничтожение всего материального и злого (первое тождественно второму), вечное царство света. [3. с. 232]
|
|
Так же, для мандеев характерна иерархия трёх степеней посвящения: шканда, тармида и ганзивра. Надменное над остальной иерархией место занимает Риш-амма (“глава народа”), однако на протяжении истории таковых было только двое, и оба имели неземное происхождение. В систему религиозных церемоний входит крещение, многократно повторяемое ради отпущения грехов, и причащение вином и небесными хлебами царства света [3. с. 234]
На примере мандеев можно увидеть, что если гносис, в других, более христианизированных течениях обычно представленный только с антииудейской направленностью, в этом движении выступает как противник христианства. Враждебность к христианству жизни едва ли уступает враждебности по отношению к евреям. Однако мандеи не попадают под определение каинитов, так как признают ряд допотопных праотцев. Это порождает теорию что данное течение возникло из группы учеников Иоанна Крестителя, испытавших сильное влияние гносиса и местных культов. [3. с. 235]
|
|
Мандеи, как и другие малые религиозные движения крещального характера внесли весомый вклад в историю манихейского гностицизма. Сам отец Мани, Патик, принадлежал к одному из таких движений, указываемом согласно Евангелию Мани как “омывающиеся”. К какой секте именно принадлежал отец Мани установить достоверно невозможно, хотя в самом Евангелии Мани говорится, что тот стал неофитом секты элкаситов. [4. с. 45]
О религиозном движении Элкаситов известно крайне мало. Как и Мандеи, Элкаситы были иудео-гностической сектой баптистского толка, действовавшей I по IV века н.э.. Те скудные сведения, что известны по секте, сохранены в трудах Епифания Кипрского, Ипполита Римского и Оригена (в цитатах у Евсевия Кесарийского). Само название “Элкаситы4”, по мнению Епифания Кипрского, происходит от слияния арамейских слов “скрытый” и “сила”. Таким образом, он утверждает, что приверженцы этого религиозного течения учили о “скрытой силе” и “скрытом Боге”. По тому же Епифанию Кипрскому, святыми у элкаситов[3] были две женщины: Martha (хозяйка) и Marthana (наша хозяйка). Так же, по его мнению, главным идейным вдохновителем секты был священник Финеес, в период вавилонского плена отрекшийся от иудаизма и принесший жертву идолам. Впоследствии, одним из упрёков в сторону элкаситов становится допущение в случае необходимости отрекаться от веры. Оформляется движение в том виде, каким его застал Мани в период правления императора Траяна (98-117). Тогда, к уже существовавшей религиозной группе осинов присоединяется некий Илксай (он же, возможно, Элхасай), написавший книгу в апокрифическом духе. Действовал он совместно с братом – Иексеем, который и вывел учение о свидетелях. В качестве главных особенностей этой секты Епифаний Кипрский выделяет молитву в сторону Иерусалима, обрезание, исполнение субботы и других предписаний закона. Однако, при этом элкаситы (подобно назареям) отрицают книги, а так же любую мясную пищу. Ещё одной важной особенностью выделяется неприязнь к безбрачию, практически обязательное вступление в брак. [5. с. 83]
О зарождении секты (существовавшей, видимо, в несколько иной вариации ещё до нашей эры) в том виде, в котором её застал основатель манихейства, произошло на рубеже I и II веков. По указанию Ипполита Римского, около 220 году в Рим из Апамеи прибывает Алкивиад. Тот с собой привозит книгу Елхасая. Сам же Елхасай, по его утверждению, получил эту книгу от народа серов. Им, по версии Алкивиада, книга была принесена ангелом в мужском обличии, сопровождаемым ангелом в женском обличии. Первый ангел – Сын Божий, второй (в женском обличии) – Святой Дух. Вскользь упоминается представление о Святом Духе, как о жене Сына Божьего. Елхасая в появившейся секте получает роль пророка, а Алкивиад – толкователя его книги. Алкивиад провозглашает новое отпущение грехов в течении следующих трёх лет “пока ангелы ведут войну”. Так же, он проповедует необходимость крещения и аскетического образа жизни. К этому он прилагает обязательное обрезание и соблюдение закона Моисея. Христос же, по утверждению Алкивиада, во первых, рождался много раз, а во вторых, не как не отличался от других людей. Далее, в описании секты элкаситов, Ипполит Римский говорит о астрологической и мистической направленности религиозного течения. [19. с. 109]
В обрядовом отношении элкаситы были очень близки к мандеям, в частности, практиковали многократные крещения. Повторное (а возможно и первое) крещение проходило в две стадии: слушание книги Елхасая, а за тем омовение в одежде, во имя Великого Бога и Его Сына – Царя. Этому предшествовало перечисление грехов с призванием свидетелей: небес, воды, святых духов, ангелов молитвы, елея, соли и земли. Огромное значение имела мистическая сторона учения. Элкаситы творили чудеса, занимались ритуальным врачевательством и экзорцизмом. Астрология, как и у большинства сиро-месопотамских сект была в привилегированном положении. Так элкаситы по звёздам высчитывали подходящий для крещения день. Нравственность секты (хотя Ипполит Римский и указывает на распущенность и двойные стандарты адептов) номинально регулировалась законом Моисея. [19. с. 109]
Возможно, указываемая в обоих источниках книга Елхасая была одним из многочисленных апокрифов апокалипсического характера (как близкие к ней по времени написания “Книга пророка Еноха” и “Завещание двенадцати патриархов”). Таким образом, секта элкаситов предстаёт одни из многочисленных ответвлений обширного баптистского движения, получившего особенно широкое распространение на всём ближнем востоке в на рубеже I века д.н.э. и I века н.э.. Однако, сказать что отец Мани, князь Патик принадлежал к элкаситам с уверенностью нельзя. Проблему представляет указание на принятое отцом в общине безбрачие и аскетизм, выражающийся в воздержании от мяса и вина. [20. с. 46] В тоже оба баптистских течения не предполагает воздержания от половых отношений, а ограничения в пище присущи только элкаситам (которые, однако очень негативно относились к безбрачию). Таким образом можно утверждать, что если Патик и примкнул к одной из групп мандеев или элкаситов, то группа эта имела аскетическую направленность (возможно под влиянием распространённых в регионе маркионитов), чем отличалась от основного течения секты.
Последним относительно крупным гностическим движением, оказавшим значительное влияние на формирование будущего манихейского гносиса, может считаться Сетианский гносис. К этому обширному философско-религиозному движению относились те школы либертинистского направления гностицизма, которым присуща идея избранного рода. К таковым причислялись: каинитов, ворворитов, сетиан и карпократиан. [10. с. 7] Общими чертами сетианского движения являются: 1) Вера в Троицу (Отца, Матери и Сына); 2) Вера в порождение троицей ионов, составляющих духовную плерому; 3) Вера в существование хаоса вне плеромы, появившегося из-за желания Софии сотворить что либо без Духа; 4) Утверждение, что плод желания Софии принимает форму слепого к Отцу “незаконного сына”, творящего противоположный Духу материальный мир; 5) Утверждение, что София стремится восстановить целостность плеромы; 6) Вера в духовное сыновство по отношению к какому то ветхозаветному праотцу; 7) Восприятие самих себя, как частиц рассеянного Демиургом света. Вкратце рассмотрим несколько наиболее крупных и распространённых в Месопотамии течений Сетианского гностицизма:
Сетианство[4] - было гностическим учением, адепты которого почитали библейского праотца Сета (Сифа) и вели от него свой род. Сетиане утверждали, что Сиф и был Христом. Согласно их космогонии, мир был сотворён ангелами. Мать (входящая в состав Святой Троицы) узнав о убийстве Авеля Каином позаботилась, что бы родился Сиф, в которого поместила часть своей силы. Целью этого было утверждение избранной расы людей, под чем подразумевается соответственное поражение сил, сотворивших первых людей. Однако, расы смешались, что разозлило Мать, устроившую потоп. Но сотворившие мир ангелы провели на ковчег Хама, из за чего их семя сохранилось. [9. с. 10]
Злом, в по мнению сетиан были не столько страсти, сколько межрасовое смешение. На передний план выходила идея избранной расы, к которой сетиане относили помимо Сифа, библейских содомитов, Христа и себя. Важным аспектом в сексуальном культе сетиан являлся упор на возвращение к андрогинности (бисексуальности). [9. с. 10]
Каиниты, не смотря на враждебное отношение к Каину со стороны сетиан, были очень близки к ним. Так же как сетиане, каиниты утверждали, что в духовном мире происходит борьба между ангелами и Творцом (Истера). Отличие состояло в выборе стороны. Сами гностики позиционируются как соучастники работы ангелов. Несший спасение гносис имел либертианский характер. Этим обосновывается свобода действий, понимаемая каинитами как вседозволенность. Их дуализм проявлялся в идее о двух силах: от “высшей” происходит Каин, другие библейские богоборцы (Исав, Корей, Иуда и т.д.) и сами каиниты (в учении которых, так же как и у сетиан прослеживается идея избранного рода) и “низшей”, от которой происходит Авель. Все порождённые “высшей силой” гонимы Творцом. Истина принадлежит высшей силе и не может быть низринута ниже. Этим оправдывается предательство Христа Иудой, апокрифическое евангелие которого занимало первое место в литературе каинитов. По другой интерпретации, спасение избранных, достижимое через смерть, осуществляется через Христа. Иуда так же идеализируется и в этом случае, поскольку совершает предательство ради того, что бы силы мира не помешали Христу. [9. с. 9]
Близкими к каинитам, но ещё более удалёнными от христианства были карпократиане. Карпократ был гностиком II века н.э. из Александрии. Как и сетиане, карпократиане учили о сотворении мира ангелами, которые значительно ниже несотворённого Отца. Иисус в этом учении представлен как обычный человек, отличавшийся чистой душей, которая отчётливо осознавала существование Отца. Поэтому от Него была послана сила что бы разрушить власть мироздателей и вернутся к Нему. Тоже самое, по учению карпократиан происходит и с душами, идущими по схожему пути. Души же тех, кто не познал “всякого рода жизнь и всякого рода действие” перерождаются в новое тело. [9. с. 12]
Нравственное учение карпократиан строилось на понятии безразличного (добро и зно не являются целью сами по себе). Однако присутствует понятие блага – спасения из цепи перевоплощений, достигаемого благодаря вере и любви. Библейская метафора о прощении (Мф. 5:26-27) понимается как отречение от законов материального мира. Из этого вытекает борьба карпократиан с иудейской нравственностью. Важным отличием от других сетианских гностических групп была относительно проработанная в “О справедливости” социальная составляющая. Критерием общности выступает равноправие или вседозволенность. Установленному закону была противопоставлена зооэтика – возвращение к “природному” состоянию человека. [9. с. 13]
Наиболее безнравственной в своих обрядах сектой были ворвориты. Согласно свидетельству Епифания Кипрского, (полная достоверность которого сомнительна) либертинизм секты имел технический характер, целью которого было спасение от власти архонтов, достижиме лишь для гностиков, при условии нарушения всех законов Демиурга. Сам Демиург у ворворитов был представлен драконом, пожирающим не обладающие “знанием” души и извергающим их в виде своего семени в тела животных. [9. с. 13]
Собрания этих гностиков проходили в виде “любовных пиров”, на которых собравшиеся “причащались” мужским семенем и менструальной кровью. Считая создание и рождение злом, ворвориты предпочитали неестественные способы совокупления на “любовных пирах”. Если же после таких пиров случались беременности, то плод извлекался, особым образом приготовлялся и поедался членами общины. Данный ритуал виделся ворворитами как обман Демиурга, поскольку в этом случае ещё одна душа освобождалась от страданий этого мира. Тот, кто собрал достаточное количество менструальной крови и семени так же освобождается от рабства архонта, пролетая мимо и испражняясь на него, что бы за тем взмыть к материнскому иону Барберо. [9. с. 13]
Рассмотрев нехристианский и христианский гносис, можно предполагать, что гностицизм в большей степени повлиял на манихейство в своём христианском облике. Однако, утверждать, что таковым манихейство было в период жизни и деятельности Мани с уверенностью нельзя, а потому такое суждение скорее стоит отнести к западному направлению манихейства. Контекст территории, а так же свидетельство кёльнского кодекса о воспитании и первой проповеди Мани в среде Элкаситов может быть свидетельством первоначального преобладания баптистского (крещенского) элемента над христианским. [18. c. 339]
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!