Глава I. Общая характеристика религиозной обстановки в Месопотамии в II-III веках н.э.



Nbsp;   Оглавление ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 ГЛАВА І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ОБСТАНОВКИ В МЕСОПОТАМИИ В II-III ВЕКАХ Н. Э. ……………………………..5 ГЛАВА II. ХРИСТИАНСКИЕ ГНОСТИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ МАНИ…………………………………………………………………………7 ГЛАВА III. ГНОСТИЧЕСКИЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ МАНИ…………..……………………………………………………….15 ГЛАВА IV. ГНОСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В УЧЕНИИ МАНИ…………..24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33  

Введение

В течении длительного исторического периода, Ближний Восток (в особен­ности «плодородный полумесяц») был наиболее благодатным местом для рождения новых религиозных движений. Одни из них – христианство и ис­лам, стали ведущими мировыми религиями, в то время другие – такие как Зороастризм и Митраизм, потеряли большую часть своих приверженцев. Те же религии, которые выжи­вают, ещё в течении долгого периода находятся на стадии духовного подъёма. Это не редко порождало ереси и расколы внутри рели­гиозных движений. Ещё одной важной чертой Ближнего Востока, проявляю­щейся нередко с са­мой неожиданной стороны, был избирательный син­кретизм. Самым ярким приме­ром живого воплощения понятий ереси и син­кретизма стало учение, осно­ванное Мани Хайа - Манихейство.

Отцом основателем современного изучения Манихейства по праву может называться Исак Де Босорб (1659-1738) с его фундаментальным для изучении движения трудом «Критическая история Мани и манихейства». У него манихейство представляется как христианская секта. Он же первым начинает критически рассматривать сведения о христианских авторов. Следующим крупным трудом стала «Религиозная система манихеев» Фердинанда Христиана Баура. Баур же, который рассматривал манихейство как отдельную религию, с зороастрийскими корнями и буддийским элементом. Следует заметить, что оба исследователя имели очень скудные сведения о манихействе, в основном почерпнутые из патрологии. Уже следующий труд, написанный Густавом Фюгелем (1802-1870) «Мани, его учение и его сочинения» опирается главным образом на восточные источники. Он перевёл на немецкий целый пласт арабских источников, получивших название «Фихрист». Ещё одно исследование провёл Конрад Кесслер (1851-1905), изложивший свои труды в книге «Мани. Исследования в области манихейской религии». Этот автор рассматривал манихейство как наследие вавилонской религии.

Кардинально меняется картина в XX веке, с находками фрагментов подлинно манихейских сочинений. Были по большей части восстановлены и переведены Шапуракан, Евангелие от Мани, книги псалмов и молитв (Махранамаг) и другие тексты. Серьёзным открытием были уйгурские тексты, среди которых оказались в частности книга Хуастуанифат, отрывки книги гигантов и молитвенные тексты. Огромным шагом вперёд в исследовании манихейства стало открытие коптского манихейского трактата «Кефалайя» (главы). И наконец, одной из наиболее важных находок является Кельнский кодекс. Письменные источники вышедшее из под пера непосредственно самих манихеев значительно упростили изучение данного религиозного движения. Из исследователей следует отметить труды Ганса Якоба Полоцкого, Ганса Генгиха Шедера, Френсиса Кроуфорда Беркита, Анри-Шарля Пьюеша и Гео Видергена.

Манихейство, пытавшееся стать мировой и универсальной религией, может представ­лять особый интерес для современных исследователей религиоведов. Будучи религией ультрасинкретического  характера, появившейся на стыке гностицизма, христианства, зороастризма и иудаизма, это религиозно-философское движение в опредёлённом смысле стало прообразом некоторых направлений современного экуменизма, направленных на создание единой, мировой религии. Однако, через всё манихейское движение проходит одна общая линия, объединяющая его восточное и западное направление: гностическая мысль. Соответственно, для лучшего понимания феномена манихейства, следует в первую очередь иметь представление манихейском гностицизме и условиях его формирования. В этом заключается актуальность данной работы.

Целью данной работы является рассмотрение наблюдавшихся в гностическом движении процессов, предшествовавших появлению манихейского гностицизма и оказавших на него своё влияние, а так же рассмотрение гностических элементов в учении самого Мани. Необходимо понять развитие гностической мысли в среде предшественников Мани, а так же проследить за развитием этой мысли в манихействе.

Задачами данной работы являются:

1. Рассмотреть исторический контекст появления манихейского гностицизма;

2. Рассмотреть гностические движения Маркионитов и Энкратитов;

3. Рассмотреть учение Вардесан Эдесского;

4. Рассмотреть их влияние на формирование манихейского гностицизма;

5. Рассмотреть мандейскую и элкаситскую секты;

6. Рассмотреть их влияние на личность Мани и его учение;

7. Рассмотреть сетианский гностицизм и его основные направления;

8.  Рассмотреть основные гностические элементы теологии манихеев;

Объектом данной работы является манихейский гностицизм

Предметом исследования данной работы являются:

· Идеи христианских гностических мыслителей II, начала III в.

· Гностические системы сект баптистского и сетианского характера

· Манихейская гностическая теология

Методы использованные при написании работы:

· Обобщения. На основе этого метода из приведённых в источниках фактов создаётся общая картина формирования манихейского гностицизма.

· Религиоведческого анализа. На основе этого метода изучена и описана деятельность гностических мыслителей, их сект и самих манихеев, а так же прослежено возникновение изучаемой в этой работе формы гностицизма.

· Поскольку имена и названия сект зачастую в русских и западных источниках разнятся (в связи с греческим или латинским их произношением), в данной работе они будут представлены согласно переводу труда Гео Видергена «Мани и манихейство»

 

Глава I. Общая характеристика религиозной обстановки в Месопотамии в II-III веках н.э.

Как и большинство гностических учений, манихейство было основано кон­кретным человеком. В случае манихейства, этой личностью стал Мани  Хайа, сын князя Патака. Что бы лучше понять его учение, следует углубиться в контекст эпохи и территории, в которую и на которых появилось это религиоз­ное движение.

Манихейство выходит из Месопотамии III века. Для региона данный пе­риод представляется достаточно сложным. В приходящем к упадку Парфян­ском царстве, контролировавшем Месопотамию со второй половины II века д.н.э., происходило обновление правящей династии. В 227 году н.э. к вла­сти при­ходит династия Сасана. Сасаниды обединяют распадающиеся Парфянское царство и ведут успешные войны с Римом. К середине III века под властью иранских правителей оказался почти весь ближний восток. [1. с. 120]

С момента их воцарения в новосозданной Сасанидской империи остро встаёт религиозный вопрос. Национальной религией персов был зороаст­ризм. Однако, в период завоеваний Александра Македонского, была уничто­жена значительная часть персидских святынь. Прежние религиозные устои были расшатаны. Длительный период Зороастризм переживает глубокий кри­зис веры. В то же время, к концу II века н.э. в нём намечаются тенденции к возро­ждению, обновлению древней традиции. Первые Сасаниды, не отделяв­шие религии от власти, уделяют особое внимание религиозной политике. [1. с. 121]

В Месопотамии к этому времени были распространены десятки, если не сотни самых разнообразных религиозных и философских учений. Так правя­щие  круги  по большей части были приверженцами «иранской народной» рели­гии. Особенно у них почитались Митра и Анахита. Высшие круги жрецов («магов») исповедовали зерванизм – особенно расцветшее в тот период религиозное тече­ние в рамках зороастризма, ставившее на первое место божество Зервана, породившего Ормузда (Ахура-Мазда) и аХримана (Ангро-Манью). Среди персидского населения занимал крепкие позиции классический зороастризм. Ещё задолго до христианской эпохи в вавилонских землях обосновываются ев­рейские общины, активно занимающиеся проповедью иудейского моноте-изма. Прежняя вавилонская религия всё ещё сохраняет приверженцев, хотя и находиться на пути полного изменения своего характера, превращаясь в гности­чески окрашенное, астральное, подверженное эллинизации течение. C I века н.э., в южной Месопотамии находят себе пристанище крещальные (баптист­ские) секты разного толка (мандеи, назареи и тд.). Их обрядовая состав­ляющая активно синтезирует с близкими им по духу местными практи­ками, а теология впитывает влияние иранского гностицизма. Они вживаются в непрерывную традицию, ведущую своё начала от культа бога Эйа, и связан­ную с ритуальными омовениями, елеопомазаниями и тд. [4. с 21]

И наконец, христианство появляется в регионе очень рано, и на тот мо­мент ещё имеет иудаистическую окраску. Центром миссии в Месопотамии становиться город Эдесса. От туда новая религия ещё в парфянский период (около 100 года) распространилась в сторону этнически иранских регионов. В самой Эдессе, с самых ранних этапов местное христианство окрашивается гностическими красками. Со временем, это приводит к формированию но­вых, многочисленных сект, ключевыми из которых стали секты Маркиона и Вар­десана1. Численность последних двух была так велика, что на протяже­нии третьего века под «христианами» в Эдессе понимали в первую очередь Вар­десанитов, в то время как члены ортодоксальной церкви именовались ”палю­тианами” (по имени епископа Палютия). Маркионитские общины процве­тали по всей северной Вавилонии, и были объединены в свою собствен­ную гностическую церковь. Обе секты, будучи образованны на ос­нове синтеза христианских, зороастрисийских и гностических идей, могут счи­таться предшественниками манихейства. Кроме того, в этот временной отрезок развивается традиция ирано-иудейского гностицизма, послужившего отправной точкой для развития в Месопотамии сетианского направления либертианского гносиса.[4.с.23]
       

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!