Что З. Фрейд называет иллюзией?



Религия, по Фрейду, это иллюзия, его всегда настораживало, что любая религия построена так, как человеку хочется, но в объективном мире так не бывает. Иллюзия не как заблуждение, а как нечто объективное, вытекающее из человеческих желаний. Поэтому иллюзия есть опять же некоторое проявление человеческого невроза. Так же как и невроз, иллюзию (и в частности, религию), нельзя ни опровергнуть, ни доказать. Доказать что-то можно лишь научно, поэтому все открытия во внешнем мире могут быть только научными.

 

По мнению Фрейда, религиозные представления, учения - это иллюзии, доказательств им нет, однако иллюзия не то же самое, что заблуждение; иллюзия не обязательно является ложной, т.е. нереализуемой или противоречащей реальности. «Мы называем веру иллюзией, - пишет 3. Фрейд - когда к ее мотивировке примешано исполнение желания, и отвлекаемся при этом от ее отношения к действительности, точно так же, как и сама иллюзия отказывается от своего подтверждения». Своим происхождением из человеческого желания иллюзия близка к бредовым идеям в психиатрии. Будучи иллюзиями, некоторые религиозные учения настолько неправдоподобны, настолько противоречат всему нашему в трудах добытому знанию о реальности мира, что мы вправе - с необходимым учетом психологических различий - сравнить их с бредовыми идеями. Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы.

Какую оценку Фрейд даёт культуре? Почему она воспринимается людьми болезненно?

Итог - неутешителен: « ... нельзя не заметить самого важного - насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение или что-нибудь еще?) могущественных влечений. Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных отношений между людьми». Итак, культураделает человека несчастным, ибо препятствует естественной реализации его «могущественных_влечений». Она – система ограничений которые человек и общество налагают на себя.

Человек стремится удовлетворить свои природные влечения. Это по Фрейду - основа счастья. Культура же либо вытесняет влечения на подсознательный уровень, порождая патологические отклонения, либо предлагает сублимированные заменители, тем самым ослабляя удовольствие.

Тем не менее, однозначно сказать, что культура - зло, а потому необходимо ее «упразднить», нельзя, ибо, как мы видели, фундаментальными инстинктами человеческой природы являются стремление к безраздельному «обладанию» (Эрос) и агрессивность (Танатос). Поэтому «открыть шлюзы» человеку естественному означало бы ввести общество в состояние хаоса и тотального беспрерывного беспорядка, «войны всех против всех». Своеобразный «общественный договор» - система табу - ставит заслон проявлениям деструкции, но он же несет с собой страдания и недовольство. Подавление разрушительных импульсов, свойственных человеку - важнейшая функция культуры. Она - сугубо репрессивна и цель ее защитить общество от свободного индивида.

Природа религиозного чувства, согласно Фрейду.

Религия, по Фрейду, угрожает именно идеалам и ценностям. Но нам даже не нужно специально заниматься выведением следствий из фрейдовской критики религии. Фрейд сам подробно разъяснил, каковы те нормы и идеалы, в которые он верит: это - братская любовь (Menschenliebe), истина и свобода. Разум и свобода, согласно Фрейду, взаимозависимы. Если человек отбрасывает иллюзию отеческого бога, если он сознает свое одиночество: и свою незначительность во Вселенной, то становится похож на ребенка, покинувшего отчий дом. Но задачей человеческого развития является как раз преодоление инфантильной привязанности. Человек должен научиться иметь дело с реальностью. Если он знает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, то научится и правильно ими пользоваться. Только свободный человек - человек, освободившийся от власти авторитета, власти, которая одновременно угрожает и защищает, - может правильно употребить разум и понять мир и свою роль в нем объективно, не впадая в иллюзии; он также способен развить и использовать присущие ему возможности. Только когда мы вырастаем и перестаем быть детьми, боязливыми и зависимыми от авторитета, мы можем осмелиться на самостоятельное мышление; но верно и обратное: только если мы осмелимся мыслить, мы освободимся от господства авторитета. В этом контексте важно отметить, что, согласно Фрейду, чувство беспомощности противоположно религиозному чувству. Имея в виду, что многие теологи - как мы далее увидим, отчасти и Юнг - считают чувство зависимости и беспомощности ядром религиозного опыта, утверждение Фрейда весьма значимо, оно характерно - пусть это присутствует неявно - для его собственной концепции религиозного опыта, как опыта независимости и уверенности человека в собственных силах. Я покажу далее, что это расхождение образует одну из центральных проблем в психологии религии.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2821; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!