Как соотносятся между собой мир идей (эйдосов) и мир вещей?



Каковы основные признаки великих культур доосевого времени?

Согласно теории осевого времени К. Ясперса, доосевые культуры — это культуры Междуречья (Шумер, Аккад, Вавилон) и Древнего Египта в период с 3 тыс. до н. э. до 800—200 гг. до н. э., не перешедшие на новую ступень развития в осевое время и обреченные на умирание. Фундаментом этих культур являются речные цивилизации. Благоприятные климатические условия, плодородные земли, река, дающая жизнь и являющаяся средством сообщения, — все это приводит к тому, что первые государственные образования появляются на берегах великих рек: Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы. Для доосевых культур характерно деление мира на земной и загробный (иной), который представляет собой улучшенный вариант земного мира, соединяет их солнце или луна, которые одинаково светят и живым и мертвым. На земле воплощением Бога является правитель: фараон или царь, от его благополучия при жизни и после смерти зависит благополучие страны. Идеалом жителей Египта и Междуречья было будущее, а высшей ценностью не настоящее, а прошлое. Земная жизнь человека являлась лишь подготовкой к будущей загробной жизни, но она была предопределена богами.

Каковы основные изменения, определившие характер осевого времени?

Развитие и утверждение новых взглядов на мир стало возможным с появлением нового элемента в структуре социальных отношений. Возник новый тип духовной элиты, которая выступила как носитель моделей культурного и социального мироустройства в соответствии со свойственным ей трансцендентным видением мира. Это были древнеиудейские пророки и священники, греческие философы и софисты, конфуцианские мыслители, индусские брахманы, буддийские монахи и исламские улемы. Новая духовная элита заменила языческих жрецов «доосевых» культур. Главным результатом революционных преобразований Осевого времени явилось изменение человеческого сознания. Попытавшиеся расширить границы индивидуального человеческого существования пророки Осевого времени совершили необычайный духовный прорыв - создали нечто новое в сфере ментальности, что обусловило появление новой культуры, ключевые идеи которой сосредоточились в текстах Осевого времени. В Осевое время сложилась культура, которая задала установку на выработку информации и ее рационализацию, а также создала кодекс этических норм, способствующих выживанию через диалог, коммуникацию.

Какую роль в формировании осевых культур сыграло возникновение философии?Каковы общие условия возникновения философии в осевых культурах?

Философия возникла приблизительно одновременно в Ки­тае, Индии и Греции в эпоху, которую немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». Именно в этот период человек осознал себя как историческое существо, и именно в тот период, когда начали формироваться первые государства и товарно-денежные отношения, философия, роль религии и традиционных устоев всё чаще стали ставиться под сомнение. Другими словами, философию можно считать спутником человека с самого момента появления развитой культуры.

 Что значит понятие "трансцендентный бог"?

 Бог как находящийся вне сотворенного порядка и над ним и превосходящий его во всех отношениях.

Онтология— учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Какие символы использует Платон в "Мифе о Пещере"? Что кроется за этими символами?

Сутью и ключом к пониманию платонизма многие называют миф о пещере Платона. Согласно учению древнегреческого философа, пещера является символом чувственного мира, в котором обитают все люди, живущие на Земле. Все эти люди, словно узники в настоящей пещере, считают, что познают истинную реальность. Такое обманчивое ощущение у них создается благодаря органам чувств. Но на самом деле такая жизнь - сплошная иллюзия. О том, что творится в настоящем мире, они могут судить лишь по ускользающим теням, которые время от времени они видят на стенах пещеры. В отличие от большинства людей философ имеет возможность получить более полное представление о мире идей. Так как он регулярно ставит вопросы и находит на них ответы. Но у него есть одна проблема. Он не может это сделать достоянием всего общества. Дело в том, что толпа, в широком смысле этого понятия, не в состоянии оторваться от иллюзорности повседневного восприятия действительности.

Как соотносятся между собой мир идей (эйдосов) и мир вещей?

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинное бытие) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием). Отношение идеи и реальных вещей является важной частью философского учения Платона, Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!