Какую идею Платон ставит выше всех прочих (приведите цитату)?



Итак, Платон - онтологический плюралист (т.е. сторонник множественности основ бытия). Он выделяет: 1) мир подлинного бытия (идеи-эталоны, определяющие структуру и форму сущего; 2) мир материи (субстанция, придающая ему телесность; 3) мир вещей (вещественное воплощение эйдосов). Причем можно согласиться с М.К. Мамардашвили, который писал, что Платон вовсе не утверждал, что за реальным миром наших чувств лежит мир идей, т.е. он не удваивал мир, а просто рассматривал любую вещь не только с позиций чувственного восприятия, но и с позиций предельного обобщения, мысленного вычленения структуры, сути, смысла, т.е. в целостности, в единстве. «Платон открыл эффект существования каких-то структур, проблема реальности которых может обсуждаться. Что более реально? Реальны ли идеи? В каком смысле они реальны - если реальны? Более они реальны, чем то, что мы видим в материальном мире в качестве реального или в качестве экземпляров идей? И что вообще значит: рассматривать вещи как экземпляр идей или как выполнение идей?»

Каково соотношение между материей и формой, согласно Аристотелю?

Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства.

Субстанция вообще, полагали натуралисты, состоит из материальных элементов (первоначально). Платоники видели ее в форме. Здравый смысл, как кажется, ищет субстанцию в индивиде и в чем-то конкретном, сделанным из формы и материи одновременно. Кто же прав? По Аристотелю, правы все и никто в том смысле, что каждый из ответов, взятый отдельно, однобок и частичен, напротив, вместе они, будучи согласованы, дают истину.

1) Материя (hyle [218] - гиле, от греч. - лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" ( дерево - субстрат формы дома, глина - субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.

2) Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова (которую на латинский переводили так: quodquidest, quodquideratesse); греч. eidos - форма. Однако это не Платонова форма Гиперура-нии, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).

3) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos", [238] и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.

Раскройте суть понятия "энтелехия".

Энтелехия, от греч. entelecheia, "осуществление", есть термин философии Аристотеля, обозначающий собою 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития. Термин этот занимает Центральное место у Аристотеля; но именно по этому самому он получает у последнего разнообразные определения, не всегда сходные одно с другим и потому иной раз содержащие некоторую неясность. Дать полное и четкое определение энтелехии у Аристотеля можно только в результате сравнительного изучения всех относящихся сюда отдельных высказываний философа.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции ‘субъект — объект’.

Что такое методическое сомнение?

Его основные произведения включают Рассуждение о методе (Discoursdelamethode, 1637) и Метафизические размышлении.

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве на­учного идеала рассматривает дедуктивную систему. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Ев­клидовой геометрии, то тогда необходимо найти полностью определенные и истинные предпосылки (аксиомы).

Этот научный идеал, заимствованный Декартом из математи­ки и выражающий некоторые особенности научного метода, под­водит его к вопросу о том, как можно найти абсолютно очевид­ные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы. Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомне­ние. Оно является средством исключения всех положений, в кото­рых мы можем логически сомневаться, и средством поиска поло­жений, которые логически несомненны. Именно такие бесспор­ные положения мы можем использовать в качестве предпосылок нашей дедуктивной системы.

Методическое сомнение, таким образом, нацелено на нахож­дение не того, в чем обоснованно или необоснованно можно сомневаться, а того, в чем логически возможно сомневаться. Методиче­ское сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктив­ной философской системы.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!