Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945)



Крупный русский и советский ученый и философ-космист.

Он сформулировал законы развития биосферы, в которых речь идет о необратимости эволюции живого вещества и его усложнении. Обосновал принципы постепенного перехода биосферы в ноосферу (сферу разу­ма): вся планета охвачена разумной деятельностью и нет такой области, где действие природных закономерностей осуществ­лялось бы без социального влияния. Перестройка биосферы делает человека в настоящее время крупнейшей геологической силой.

 

Выход ученого на проблемы биосферы связан с глубоким анализом двусторонней взаимосвязи живого вещества и среды, в применении к этому анализу данных биологии, химии, геологии. Один из важнейших выводов этого анализа заключается в том, что «между косной безжизненной частью и живыми веществами, ее населяющими, идет непрерывный материальный и энергетический обмен, материально выражающийся в движении атомов, вызванных живым веществом». Этим выводом разрушались господствовавшие представления морфологического направления об исключительном влиянии среды на организм без учета обратного влияния организма на среду. Саму биосферу В. И. Вернадский определил в ранних своих работах как область Земли, охваченную жизнью, но потом отказался от этого определения, полагая, что понятие «жизнь» может пониматься в разных аспектах. Он вводит в науку интегральное понятие о «живом веществе» и называет биосферой область существования на Земле «живого вещества».

 

Живое вещество охватывает всю биосферу, ее создает и изменяет, но по весу и объему оно составляет небольшую ее часть. Косное, неживое вещество резко преобладает.

 

Одновременно с разработкой учения о биосфере ученый вводит понятие человечества как особой области живого вещества.

 

Вначале Вернадский рассматривал человеческую деятельность по отношению к биосфере как процесс чуждого ей наложения. Такое понимание было оправдано техногенным характером человеческой деятельности, нарушающей естественно-исторические процессы в природе.

 

Однако более тщательная проработка проблемы привела его к выводу, что в эволюции живого вещества должно быть включено и появление человека, его влияние на окружающую среду с ее последующим изменением, появление научной мысли как планетного явления и коллективного труда объединенного человечества, направленного на удовлетворение его многочисленных потребностей. Размышляет он следующим образом: «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила, по-видимому, не есть проявление энергии или новых особенных ее форм. Однако действие этой силы на течение земных энергетических явлений глубоко и сильно и должно, следовательно, иметь отражение в бытии самой планеты. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Биосфера под влиянием человеческой мысли и человеческого труда переходит в свое новое состояние — ноосферу.

 

Идеи ноосферы получили детальную разработку в работе «Научная мысль как планетное явление».

Научная мысль как планетное явление

 

По мысли Вернадского, ноосфера представляет такой этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознания) и направленного им человеческого труда».

 

Итак, биосфера, в представлении Вернадского, — это единая, не имеющая границ природная основа человеческой цивилизации. Биосфера и цивилизация представляют единый и неуничтожимый естественно-исторический процесс.

 «Цивилизация культурного человечества, поскольку она является формой организации новой геологической силы, создающейся в биосфере, не может прерваться или уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнительной мере не было». Цивилизация образует ноосферу Земли, являясь новой геологической и, следовательно, природной силой биосферы. Биосфера же, о чем было сказано выше, является также особым космическим явлением, планетарно-космической мерой выражения разума человечества, его связи со всем живым, с космосом.

 

Вернадский выдвинул идею научной мысли как планетного явления, в центре которой — представление о разуме как закономерном явлении космоса. Человечество является единым целым, призванным действовать и мыслить в общепланетарном масштабе.
Это единство человечества — основная предпосылка ноосферы. Ученый пишет: «Событие, совершившееся в Индии или Австралии, может резко и глубоко отразиться в Европе или Америке и произвести там следствие неисчислимого для человеческой истории значения. И, может быть, главное, материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры неуклонно и быстро углубляется и усиливается. Общение становится все интенсивнее, разнообразнее, постояннее». Человечество должно беречь не только себя, но и биосферу — свой дом. Особая ответственность лежит на ученых. Они «не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества».

 

Обращает на себя внимание оптимизм ученого, который считал, что человек не случайное, независимое от биосферы свободно действующее природное явление, а неизбежное проявление закономерного, длиною в миллиарды лет природного процесса. Поэтому неглубоки утверждения о «крушении цивилизации, самоистреблении человечества» и т. п. «Научное знание, — пишет ученый, — проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является».

 

Через идею единства человечества и его связи с космосом В. И. Вернадский приходил к планетарному или даже космическому характеру научной мысли человечества. Он писал: «Мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты... материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры — неуклонно и быстро углубляется и усиливается... Научная мысль и та же научная методика, единые для всех, сейчас охватили все человечество, распространились по всей биосфере, превращают ее в ноосферу». Геологический всеохватный характер науки проявился не вдруг, он имеет свои основания в темпе ее развития, в площади, ею захваченной (а это вся планета), в глубине затрагиваемых проблем, в мощности изменений, определяемых научными открытиями.

 

Познав мир, развивая технику, общество способствует выходу ноосферы за пределы планеты, в космос. Разумная си­ла определяет развитие природных процессов. Но в ней при­сутствует не только отражение научно-технических знаний, но характеристика социального строя, уровень нравственности.

 

Планетарный характер научной мысли имеет свои особенности. Одна из них — необходимость объединения усилий всех ученых, независимо от их расовой, государственной, политической принадлежности. Ученый был уверен, что ноосфера с неизбежностью потребует также союза ученых все стран и народов.

 

Не менее значительна и вторая сторона планетарной научной мысли человечества. Она должна вобрать все стороны познавательных способностей человека, не только науки, но и философии, искусства, обыденный и религиозный опыт человека. В лучших традициях русской философии Вернадский утверждал необходимость союза истины, справедливости и красоты.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!