Раздел VII. политические и правовые учения в XX веке



 

Тема 10. Основные политико-правовые теории в зарубежных странах

 

В период свободной конкуренции экономическая деятельность буржуазного государства заключается главным образом в охране общих условий буржуазного хозяйства. Экономика была предоставлена частной инициативе предпринимателей. Вмешательство государства в эту сферу рассматривалось как социальное зло, посягательство на свободу и права человека. В 1-й пол. XX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни широкое распространение получила давняя аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению. В целях избежания глубоких структурных кризисов государство активно вмешивается в экономику.

Истолкование истории в терминах локальных, мало связанных или вообще не связанных между собой цивилизаций, или культур, получило название цивилизационного подхода к истории. Пик его популярности приходится на 1920–1930-е гг. и связан прежде всего с именами Шпенглера и Тойнби. Согласно этому подходу, из чисто природного или диффузного человеческого существования вырастают, наподобие организмов, цивилизации в качестве самостоятельных форм жизни. Они не оказывают друг на друга никакого воздействия и только изредка могут соприкасаться и служит друг другу помехой. Каждая цивилизация имеет свои начало и конец. Цивилизационный подход к истории реализуется, таким образом, в существенно различных концепциях. Их объединяет только общая идея, что история представляет собой последовательность дискретных единиц организации («цивилизаций»), каждая из которых проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся её жизнь. Формально говоря, цивилизационный подход к истории имеет многие альтернативы. Чаще всего цивилизационному подходу противопоставляется, однако, только одна из его альтернатив–линейно-стадиальный подход к истории. Согласно последнему, история слагается из гетерогенных стадий (эпох, формаций) и обладает определённым внутренним единством, в силу чего отдельные цивилизации, культуры, при всей их уникальности, оказываются только фрагментами целостной человеческой истории.

Эдуард Бернштейн–идеолог реформизма, немецкий социал-демократ. В мировом социалистическом движении его имя стало синонимом реформистского социализма и ревизионизма. Под влиянием расхождения между марксистским прогнозом общественного развития и реальными процессами в странах Европы, которое становилось уже достаточно выразительным, начал ревизию основных положений марксистской теории и разработку альтернативной концепции социализма. Отказавшись от ряда положений материализма, мыслитель провозглашает необходимость возвращения к учению Канта, выступает против материалистической диалектики, которую отождествляет с диалектикой Гегеля, внёсшей в марксизм идеи насилия и катастрофизма.

Основные положения концепции социализма высказал в книге «Предпосылки социализма и задача социал-демократии (1899), которая позднее была названа «Библией ревизионизма»:

1)Обострение кризиса в экономике не произошло;

2)Социализм нельзя характеризовать как последствие неминуемого краха капитализма, как проявление исторической необходимости создания порядка, основанного на общественной собственности, а нужно трактовать как процесс постепенного осуществления принципа равноправного самоопределения всех членов общества, принципа общества и других ценностей;

3)Демократия является одновременно и путём к социализму, и его целью. После Второй мировой войны концепция социализма Бернштейна постепенно становится доминирующей в партиях социал-демократического типа («Конечная цель–ничто, движение–всё»).

Карл Каутский–один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии. В нач. XX в.выступил против радикальных марксистов. С началом Первой мировой войны занял пацифистскую позицию.

Макс Вебер–немецкий социолог, философ, историк, экономист, один из основоположников социологии XX в. Его теоретическая деятельность отмечена широким диапазоном научных интересов: история, теория экономики, политическая экономия, теория права, социология, политика, социология морали, религия, культурология, музыка. Отличительная особенность учения–стремление проанализировать исторический процесс исходя из фактора человеческой деятельности (поведения), её смысловой и ценностной значимости. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Политика как призвание и профессия». Большое влияние на мыслителя оказали философия ценностей Г. Риккерта и учение о понимании В. Дильтея. Одним из аспектов его многообразной научной деятельности стало изучение проблемы методологии исторического и социологического познания (теория «идеальной типологии»). Идеально-типологический подход он распространяет и на понятие власти. С его точки зрения в истории существовали три типа власти: легитимная (власть монарха), харизматическая (власть сильной личности) и бюрократическая (власть аппарата). Вебер первым описал и проанализировал феномен бюрократии и её роль в современном обществе. Бюрократия–это машина, составленная из людей, работающая строго рационально, машина безличная и анонимная, с которой невозможно бороться и действие которой пронизывает всё общество сверху донизу. Бюрократия–самая эффективная форма управления, потому что бюрократ–это человек, подавивший в себе все человеческие качества (любовь, ненависть, зависть) и руководствующийся только интересами дела. И в то же время бюрократия–самая опасная форма власти, ибо она имеет тенденцию к неограниченному расширению, к тому, что она рано или поздно начинает работать на себя, а не на общество.

Институционализм.

Одно из направлений государствоведения 20 в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан–«институций» (семья, партия, профсоюз). Квалифицирует государство также как одну из «институций».

Торстейн Веблен–социолог, экономист и основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Его идеи стали основой различных теорий технократии.

Фашизм.

Правоэкстремистское политическое движение, которое возникло в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Родиной фашизма являются Италия и Германия, где возникли первые фашистские организации и политические партии. Позднее аналогичные движения складывались во многих странах мира. Хотя фашизм имеет национальные особенности, его классовая суть везде одинакова: выражение интересов самых реакционных кругов современного капиталистического общества.

Роско Паунд–юрист, глава так называемой социологической школы права, основывавшейся на философии прагматизма. Он рассматривал право как режим упорядочения человеческих отношений, отводил основную роль в судебном процессе судье, его усмотрению, а не нормам права.

Лев Иосифович Петражицкий–юрист, один из основателей психологической школы права.

Нормативизм (в праве).

Одно из важнейших направлений в правовой науке 20 в. Его крупнейший представитель–Х. Кельзен. Нормативисты считали задачей юридической науки формально-догматическое изучение действующих норм права в экономике, истории и социальных условиях их развития и существования в «чистом виде» (отсюда нормативизм иногда называют «чистой теорией права»).

Неотомизм.

Философское направление обновлённого томизма, т.е. философии Фомы Аквинского. В 1879 г. это учение получило признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители–Э. Жильсон, Ж. Маритэн, В. Бруггер, А. Демпф, Й. де Фриз, Д. Мерсье, К. Фабро. В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные философские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей. Развитие науки, прежде всего естествознания, стремительно исходящее с Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. Особое значение неотомизм придаёт понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна и все люди имеют одинаковую нравственную ценность независимо от их различий. Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности (личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство). Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаковые ложные крайности, неотомистская философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение механизмов согласования интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!