Раздел VI. политические и правовые учениявторой половины XIX века



 

Тема 9. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX века

 

В указанный период главная линия идеологического противостояния всё отчётливее начинает проходить между адептами буржуазного строя и сторонниками социалистических преобразований. В лагере сторонников сохранения и упрочения буржуазного строя не было полного единомыслия. Разброс политико-правовых представлений колебался от либерально-демократических до элитистских, авторитарных и т. п. Для 2-й пол. XIX в. также характерно сильное влияние естественных наук, в первую очередь биологии, на общественные, социальные науки, в частности правоведение. Эволюционная теория Ч. Дарвина, утвердившаяся в это время в естествознании, оказала серьёзное воздействие на правоведов, породив такие теории, как органицизм, социал-дарвинизм и др.

Марксизм.

Он возник в 40-х гг. 19 в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства. Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Уже в «Манифесте Коммунистической партии» было сказано, что капитализм, победивший в обществе, достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных общественных отношений. Эти отношения превратились в тормоз социального прогресса. Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества. Развитие всякой общественной формации исключительно объясняется производственными отношениями. Самостоятельность надстройки вытекает из общественного разделения труда и связанной с ним дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Важнейший элемент марксистского учения о государстве и праве–тезис об их классовом характере, вытекающий из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Марксизм рассматривает обе эти роли государства и права в их единстве, т. е. так, как они находятся в практической, эмпирической жизни. Обе эти функции тесно связаны и переплетаются таким образом, что «специфические функции», продиктованные антагонизмом между государственной машиной и народом, претворяются в жизнь и через управление общими делами, и через общесоциальную деятельность государства. В значительной степени из-за неё аппарат государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. Вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «Государство–организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой)».

Рудольф фон Йеринг–крупный немецкий правовед. Решительно отказываясь от логического подхода к изучению права, заявляет, что объектом правоведения должна быть не логика, а жизненные ценности, реальные интересы людей. Он обращает внимание не на логические и не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты. Основное внимание он уделяет описанию, классификации и анализу фактов. В работе «Дух римского права» он уподобляет право живому организму. Мыслитель переносит на почву правоведения концепцию борьбы как универсального принципа бытия органического мира. Государство есть организация социального принуждения. Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Право характеризуется им в данном случае как разумно понятая политика, проводимая государственной властью. Йеринг признаёт, что первоначально право имеет односторонне-принудительную силу, направленную на подданных, но постепенно оно приобретает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим и для самой государственной власти. Однако при этом Йеринг не считает, что государство должно педантично следовать закону. Весьма скептически он относиться к идее правового государства. Такому государству он вообще отказывает в жизнеспособности. Полемизируя с исторической школой права (Савиньи, Пухта), учившей понимать образование и развитие права как безболезненный и мирный процесс, Йеринг в работе «Борьба за право» старается доказать противоположное. Призывы к борьбе за право у него приобретают особый, вызывающий тревогу смысл. Апология насилия, поэтизация борьбы и войны кажутся особо опасными в свете опыта, который приобретала человеческая цивилизация в XX веке.

Георг Еллинек–профессор Гейдельбергского университета. Он явился одним из авторов ведущей в либеральном государствоведении последней трети XIX–нач. XX вв. так называемой «дуалистической теории государства», пытавшейся соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Философско-методологической основой его взглядов служила баденская школа неокантианства с её субъективным идеализмом, агностицизмом, эмпиризмом, психологизмом, противопоставлением сущного и должного. Мыслитель отрицал объективный характер государства и видел в нём лишь феномен субъективного сознания. Сущность политических явлений, их классовая природа, по его мнению, непознаваемы. Как феномен субъективного сознания государство не представляется единым и принадлежит, с одной стороны, к сфере сущего, с другой–к сфере должного.

Людвиг Гумплович–один из основателей и ведущих представителей социологического направления буржуазной теории государства и права 2-й пол. XIX в., профессор государственного права в Австрии. Опираясь на методологию позитивизма, он разработал социологическую теорию государства. Такая теория, по его мнению, должна (преимущественно посредством индуктивного метода) рассматривать государство как «естественное в своём историческом развитии явление». Государство необходимо исследовать не как формально-логическую структуру и конструкцию, а как факт социальной действительности в связи с другими социальными явлениями, с широким использованием общей социологии, этнографии, истории, антропологии. Именно такой подход он называл социологическим и противопоставлял его догматизму и метафизике. Причину происхождения и основу политической власти государства он видел не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении. В результате этого образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побеждённых.

Герберт Спенсер–английский мыслитель, один из ведущих представителей социологического позитивизма и органической теории государства. Результатом такого уподобления стало обнаружение некоторых закономерностей и стадиальности органической жизни (от простого к сложному–интеграция; от однородного к разнородному–дифференциация) с последующим перенесением этих закономерностей в истолкование эволюции различных обществ и государств. Философ оговаривает, что существуют пределы аналитических возможностей метода аналогий. Анализируя историю возникновения государства и права, он выделяет два вида обществ–военизированное и промышленное. В историографии этот мыслитель причислен к основоположникам и предтечам теории единого индустриального общества, а также к течению социал-дарвинизма в социальной философии XIX–XX вв.

Неокантианское учение о праве.

Оно рассматривается как:

1.Университетско-академическое движение в Германии в 1850–1880 гг.;

2.Господствующее течение философской мысли Германии 2-й пол. XIX–1-й четв. XX вв., решавшее основные вопросы философии путём истолкования учения И. Канта.

Наиболее заметный след в истории философии оставили марбургская и фрайбургская школы. Их общие идейные установки нашли выражение в истолковании («критике») учения Канта с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта они считали мысль о том, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта. Вынужденное считаться с критерием объективности познания, неокантианство обосновывало его на пути трансцендентализма. Марбургская школа рассматривает кантовскую философию как учение о конструировании мышлением (с помощью априорных форм) культуры, науки, нравственности, искусства, религии. Отрицая какой-либо рациональный смысл в кантовском понятии «вещи в себе», представители этой школы вес же стремились найти объективную основу использования априорных форм в процессе познания: логос (у Наторпа), Бог (у Когена). Философию представители Марбургской школы рассматривают как метод достижения знания. Предмет познания изначально не дан, а задан, он постоянно уточняется и содержательно обогащается в бесконечном процессе движения знания. Ориентируясь в основном на анализ естественных наук, представители Марбургской школы обращаются и к анализу культуры, рассматривая её как сферу конструирования с помощью символических функций (Э. Кассирер).

Фридрих Вильгельм Ницше–крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философии антропологии. Основные сочинения: «Так говорил Заратустра» (1883–1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» (1889).

Главные идеи:

1)Переоценка всех ценностей (он окончательно вводит в европейскую философию категорию «ценность»);

2)«Воля к власти»–фундаментальное онтологическое понятие, разрабатываемое на основе учения Шопенгауэра и вместе с тем обладающее новым смыслом, для него «воля» есть конкретная индивидуальная воля человека, сущность любого существования и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти»;

3)Идея Сверхчеловека, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближения его к идеалу Сверхчеловека–создателю и носителю новых ценностей и новой морали; ценности, провозглашаемые Сверхчеловеком,–это абсолютная способность к коренной переоценке ценностей, духовное творчество, концентрация воли к власти.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!