Раздел IV. Политические и правовые учения периода кризиса феодализма



(XVII–XVIII вв.)

 

Тема 6. Политические и правовые учения в период первых буржуазных революций в Европе. Политико-правовая идеология эпохи Просвещения

 

Просвещение–влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Содержание Просвещения специфично. Его характеризуют следующие моменты: во-первых, его социальный и нравственный идеал, во-вторых, план осуществления этого идеала. К проблематике государства и права мыслители-социалисты обращались в поисках ответов на вопросы о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с тираническими формами правления. Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли.

Голландия XVII в.–первая страна в Европе, где произошла буржуазная революция и была установлена буржуазная Республика. Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Гроций и Барух Спиноза.

Гуго Гроций–выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Основной труд–«О праве войны и мира» (1625 г.). Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Для него существенный интерес представляли как теоретические обоснования нового правопонимания, так и систематическая научная разработка основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. Проблемы войны и мира ставятся и решаются автором именно в правовой плоскости, с позиций юриспруденции, а не науки о политике. Он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Война не противоречит естественному праву и все войны ведутся ради заключения мира. Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины международного общения дало основание для именования его «отцом международного права».

Барух Спиноза–его политико-правовые взгляды изложены в трудах: «Богословский трактат» (1670 г.), «Этика, доказанная геометрическим методом» (1675 г.), «Политический трактат» (1677 г.). Законы природы раскрыты человеческим разумом, а не даны в божественном откровении. Его трактовка естественного права: поскольку человек–часть природы, то на него распространяются все естественные закономерности. Общество и государство (в учении Спинозы) не различаются. Отличительный признак гражданского состояния–наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Осуществление гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав–есть преступление. Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости. Он выделяет три формы государства–монархию, аристократию и демократию. Один человек не может обладать высшим правом государства. Таким образом, в действительности монархическая форма оказывается аристократической, но только в скрытой форме. Аристократическая форма государства предпочтительнее монархии, поскольку она в большей мере обладает абсолютным правом государства и поэтому более приспособлена к сохранению свободы. Демократию он характеризует как «всецело абсолютную форму верховной власти» (в демократии правители определяются самим законом).

Томас Гоббс–великий мыслитель эпохи английской буржуазной революции. Он разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства в основной работе «Левиафан», а также в «Гражданине». Главный признак гражданского, государственного состояния–наличие суверенной и обязательной для всех власти. Она утверждается путём общественного договора, заключённого между всеми индивидами, в результате чего становящимися гражданами. Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное и государственное, гражданское. Сохранение человека и государства возможно при соблюдении «естественных законов» (стремление к жизни). В качестве суверена власти мыслитель видит и монарха, и коллективный орган (собрание). Его политическим идеалом осталась монархия, сильная централизованная власть, он не разделял мнения о закономерности разделения властей в государстве. Философ подчёркивал, что главной задачей государства является «обеспечение блага народа». Цель государства–«обеспечение безопасности», ибо до появления государства в обществе царила «война всех против всех». Государство, по Гоббсу, есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа. Государственная власть суверенна, абсолютна и неделима.

Джон Локк–виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Он сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, её организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма. Философ определил один из главных классических принципов буржуазной теории и права–формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека, демократии, независимо от социальной сущности всех политических институтов. Он чётко разделяет государство и общество, признаёт их относительную самостоятельность, выделяет политическую власть как феномен по сравнению с другими видами власти. Учреждение государства мыслитель рассматривает как торжество разума, как процесс исторически закономерный и прогрессивный. Личная собственность граждан рассматривается как основа, гарант не только свободы и независимости человека, но и организации общества согласно законам природы. Частная собственность–вечная, обязательная сторона жизни гражданина, общества и государства. Локк подчёркивает примат представительной законодательной власти среди других властей, её особый престиж и выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительная и природная (вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций).

Шарль Луи Монтескье–выдающийся политический мыслитель, философ, «вождь законодательной Европы», наряду с Вольтером родоначальник французского Просвещения. Он стал основателем современной политико-правовой теории. Его идейно-теоретическое наследие довольно противоречиво, содержит немало компромиссов, но последовательно антифеодально, антимонархично, демократично и гуманистично. Мыслитель прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Решающее влияние на законы оказывает природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления. Разделение властей имеет место только при умеренных правлениях. Основная цель разделения властей–избежать злоупотребления властью. Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает законодательная власть. Разделение и взаимное сдерживание властей является главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству. Главная тема всей его политико-правовой теории и основная ценность, отстаиваемая в ней,–политическая свобода. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству; 2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению.

Жан-Жак Руссо–один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Его взгляды изложены в трудах: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750 г.), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.), «О политической экономии» (1755 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Его теоретические выводы и политические позиции более радикальны, чем концепции Монтескье. Политические идеи непосредственно связаны с его философским учением и социальной теорией. Основные принципы концепции–демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм. Философ исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Неравенство развивается постепенно и в нём проявляется политическое («условное») неравенство. Руссо различает природное и социальное неравенство. Общество нуждается в гражданском мире–заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. В основе государственной власти лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ. Суверенно не государство, суверенен народ. Общественный договор предполагает свободное вступление в договорные отношения равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы. При переходе к цивилизованному, гражданскому состоянию человек как гражданин расстаётся со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную.

Томас Джефферсон–виднейший представитель демократического, гуманистического течения, автор великого революционного документа эпохи Декларации независимости США. Он последовательно выступал против всяких форм феодально-монархических структур власти, систем прав, привилегий, отстаивал принцип народного суверенитета. Естественное право провозглашается выше законов государственной власти. Его политическим идеалом как защитника и выразителя интересов мелких производителей была демократическая республика фермеров.

Томас Пейн–представитель леворадикального течения политической мысли США. В его политико-философском очерке «Права человека» провозглашается принцип суверенности народа как источника власти. Естественное право народа–формирование высших законодательных органов. На основе естественных прав человека создаются все элементы гражданского права. Революция–неизбежная, закономерная борьба за справедливость. Идеал государственной власти–демократическая республика со всеобщим избирательным правом, светское федеративное государство.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!