Тема 3. Политические и правовые учения эпохи Античности



 

Древняя Греция.

Здесь сложилось общество не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Римляне называли своё общество объединением граждан. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. Античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Полис представлял собой как бы единство в 3-х лицах: государство, город, община.

Существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью, важнейшими из которых были:

1. Право на земельную собственность;

2. Участие в защите родных рубежей;

3. Участие в политической жизни, т. е. в управлении обществом.

Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в 3-х лицах: собственник, воин и обладатель политических прав. Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (их единство), наоборот, подчёркивалось правом и общественной психологией. Особенностью античного политического устройства была неотделённость государственного аппарата управления от общества. Важнейшие функции управления исполняли сами граждане обычно на выборной основе. Это создавало представление об общественной жизни как об общей заботе, порождало идеологию сплочённости граждан с коллективом. Реальное же участие в управлении могли позволить себе достаточно зажиточные люди. Это повышало роль аристократии, представители которой в силу своего исторического статуса общественной элиты были более подготовлены к тому, чтобы вести за собой массы.

Среди греческих политических мыслителей V–IV вв. до н. э. наиболее демократических взглядов придерживались некоторые «старшие», т. е. жившие ранее софисты, виднейшим представителем которых был Протагор. Софисты, как и другие представители демократического направления в политической идеологии Древней Греции, понимали демократию ограниченно, по-рабовладельчески, исключая из её понятия рабов, а иногда и некоторые категории свободного населения. Сущность позиции софиста Фрасимаха состоит теоретической фиксации того фактического положения дел, при котором во всех существующих формах государства именно сила является основой и властвования и законодательства, и сознательного нравственного камуфляжа. Нравственные основы политики отвергал и софист Пол Агригентский. Его интересовал прежде всего опыт практической политики, эмпирическая реальность государственной жизни. Он восхвалял риторику как важное средство достижение господства над людьми. В отношениях между людьми нет справедливости. С этих позиций он оправдывает произвол тирана. Софистика–многоликое явление. Воодушевлённые великим пафосом автономии человека, провозглашённого началом и мерилом всего, Софисты перепробовали почти все возможные версии очеловечивания религиозных, нравственных, политических и правовых явлений, их интерпретации с точки зрения человеческого смысла, их происхождения и функционирования. Они были первыми светскими теоретиками политики, государства и права и оказали огромное влияние на всю последующую политико-правовую мысль.

Платон в первом своём произведении «Государство» строит новую модель общества (государственного устройства). Государство–сплочённое единство безличных существ, исполняющих свои социальные функции безотносительно к своим интересам, запросам, потребностям. Оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности и вынужден обращаться к помощи других. Семья упраздняется. Философ говорит о соответствии 5 видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) 5 видам душевного склада людей: аристократия–идеальный тип государственного устройства, которому противопоставляются 4 других, в порядке прогрессирующей порчи государственности. Трём началам (или частям) человеческой души–разумному, яростному и вожделенному–аналогичны в государстве 3 схожих начала–совещательное, защитное, деловое, а этим последним соответствуют 3 сословия–правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Автор верит в возможность практического осуществления своего проекта идеального государства. Оно трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни–в полисе.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу. Социальная и политико-правовая проблематика освещается им с позиций идеального понимания полиса. Государство–продукт естественного развития и высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. Это некое целое и единство составляющих его элементов. Он различал формы государства:

1. Правильные–правители имеют в виду общую пользу (монархия или царская власть, аристократия и полития);

2. Неправильные–правители имеют в виду личное благо (тирания, олигархия и демократия).

Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Отношения господина и раба–это элемент семьи, а не государства. Политическая власть из отношений свободы и равенства. Гражданин–это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти. Государство же есть достаточная для самодавлеющего существования совокупность граждан.

Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Объекты политической науки–прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Политическое правление–это правление закона, а не людей.

Полибий стремился доказать, что причина упадка греческих рабовладельческих государств в распространении в Греции демократических государственных форм. Полагая, что это происходит закономерно, он в то же время считает возможным предотвратить путём создания так называемой смешанной формы правления и тем укрепить рабовладельческое государство. В его идеале смешанного правления преобладают аристократические элементы, демократические начала занимают в ней подчинённое положение. Осуществление своих политических идеалов он видел в Риме, могущество которого объяснял разумным устройством его государственных учреждений.

Древний Рим.

Марк Туллий Цицерон основную причину происхождения государства видел во врождённой потребности людей жить вместе. Он отвергал широко распространённые в его время представления о договорном характере возникновения государства, отводя семье роль первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путём возникает государство. Философ считал, что причиной образования государства является охрана собственности. Государство он представлял как дело, достояние народа. Таким образом, мыслитель стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, согласно всеобщим требованиям природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. В основе права лежит присущая природе справедливость. Именно данное духовное свойство природы и является по Цицерону, подлинным источником и носителем естественного права. Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Само государство (как и «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере воли» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал 3 простых формы правления:

1. Царская власть–она чревата произволом единовластного правителя и легко вырождается в тиранию;

2. Власть оптиматов (аристократия)–из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных;

3. Народная власть (демократия)–она способна привести к пагубным последствиям, к тиранической власти толпы.

Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки (они обусловливают друг друга), ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путём равномерного смешения положительных свойств 3-х простых форм правления. Все достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Римские юристы отражают в политических и правовых воззрениях ожесточённую борьбу рабов и рабовладельцев, римских граждан и покорённых ими народов в период кризиса и разложения римского общества. Для римских юристов характерно деление на «частное» и «публичное». Деление ими частного права на естественное, право народов и цивильное право также имело большое политическое значение, ибо его целью было обоснование рабства и неравенства между римскими гражданами и покорёнными народами. Римские юристы оправдывали агрессивную политику римского государства и выступали с обоснованием неограниченной власти римских императоров.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!