V. Увертюра «Рассвет на Москве-реке» -прослушивание, разбор



А теперь перенесемся в Россию. Вспомним, какой музыкой русские композиторы передавали картины русской природы.

(Прослушивание и разбор начала увертюры М.П. Мусоргско­го «Рассвет на Москве-Реке».)

— Кто автор данной музыки?

— Как называется пьеса?

— Какие звуки утра передает композитор в музыке?

— Когда жил композитор М.П. Мусоргский? (ВXIXв.)

VI. Пьеса «Утро» - прослушивание, разбор

Послушайте, как передавал краски утра, утреннего пейзажа в своем сочинении композитор С.С. Прокофьев. Это произведе­ние для вас новое, запишите его название: «"Утро", композитор С.С. Прокофьев».

(Прослушивание пьесы.)

— Чем необычно начало этой пьесы? (Используются разные регистры.)

Что рисует композитор таким приемом? (Пробуждение при­роды.)

— Какая динамика объединяет произведения М.П. Мусорг­ского и С.С. Прокофьева? (Пиано.)

— В каком веке жил композитор С.С. Прокофьев? (В XXв.)

Можно ли, сравнивая два произведения, рисующие карти­ну утра, сказать, какой композитор жил в XIX в., а какой -в XX в.? (Да.)

Композиторы пользовались разным музыкальным языком, и это отличает их произведения друг от друга.

— Можно ли сказать, что у каждого из этих композиторов так­же есть свой собственный музыкальный стиль?

VII. Прослушивание произведений В.А. Моцарта

А теперь вы оказались на концерте, в котором прозвучит музыка В.А. Моцарта. (Педагог вывешивает соответствующую афишу.)

— Вспомните музыку этого композитора. (Прослушивание и разбор главных тем увертюры к опере

«Свадьба Фигаро», 1-й части Симфонии № 40.)

— Вспомните названия песен В.А. Моцарта.

(Педагог исполняет начальные такты песен «Тоска по весне» и «Колыбельная».)

— Вспомните слова песни «Тоска по весне». (Повторение текста песни и ее исполнение с дирижирова­нием.)

— Какой характер у этой музыки? (Жизнерадостный, энергич­ный, радостный, восторженный.)

— Чтобы сохранить радостное настроение, прослушайте хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшеб­ная флейта».

(Прослушивание хора и разбор его характера.) — Можно ли отличить музыку В.А. Моцарта от музыки других композиторов?

— Что характеризует его музыку? (Радостное начало, мажор­ность, мелодичность, изящество.)

Не зря многие композиторы сравнивали его музыку с энер­гией солнца.

Послушайте хор В.А. Моцарта, который называется «Слава солнцу, слава миру!». Запишите в тетради название этого произ­ведения.

Обратите внимание на то, в какой форме прозвучит этот хор.

(Прослушивание хора.)

— Какой была форма хора? (Канон.)

— Как вы узнали, что это канон? (Голоса вступали поочередно и исполняли одну и ту же тему.)

— Сравните этот хор и финал Симфонии № 9 Л. Бетховена: в чем их сходство?

VIII. Повторение понятия «джаз»

Теперь вы попали в музыкальный театр, чтобы послушать концерт из произведений Д. Гершвина.

— Какую оперу сочинил Д. Гершвин? .- Чем необычна опера «Порги и Бесс»?

(Школьники повторяют понятие «джаз» и слушают колыбель­ную из оперы Д. Гершвина «Порги и Бесс».)

— Каким был характер этой арии?

— Что вы помните о жизни Д. Гершвина?

— Какой ритмический прием часто встречается в джазовой музыке? (Синкопа.)

IX. Прослушивание и разбор произведений Д. Гершвина

Для джаза характерны необычные ритмы, особенно часто там встречается синкопа — перенос ударения с ударного слога на безударный. В этом вы сейчас убедитесь, прослушав еще одно произведение композитора Д. Гершвина. Запишите его название в тетради: «Хор "Я поймал ритм" из мюзикла «Безумная девчон­ка», композитор Д. Гершвин».

(Прослушивание пьесы.)

— Вы услышали необычный ритм в этой пьесе?

— Сравните два сочинения Д. Гершвина — «Колыбельную Клары» и хор «Я поймал ритм». Они похожи или контраст­ны? (Контрастны.)

— В чем проявляется их контраст? (В динамике, темпе, реги­стре, характере.)

Каким штрихом исполняется «Колыбельная Клары»? (Ле­гато.)

Какой штрих используется для хора «Я поймал ритм»? (Нон легато, стаккато.)

Музыка Д. Гершвина очень популярна в нашей стране. Его «Колыбельную Клары» часто исполняют в концертах известные певицы. Есть такой кинофильм «Все будет хорошо», так в нем эта ария звучит 4 раза, как в опере, - ее исполняют на инструментах самодеятельные музыканты и поют главные герои.

X. Исполнение песен

(Учащиеся повторяют 1-й и 2-й куплеты песни «Земляничка» композитора В. Герчик. Куплеты исполняют с дирижированием и игровым приемом. Затем разучивают 3-й куплет.

Земляничек сколько алых,

Жарким солнцем налитых!

Я весь день их собирала,

И все больше было их.

Собирала, собирала,

И все больше было их. (Исполняют 3-й куплет песни, после чего - песню целиком.)

XI. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают текст для вокальной импровизации «Пароход».)

Пароход плывет вперед,

Уплывает пароход.

Пароход плывет вперед,

Приплывает пароход.

И.А. Агапова

В какой динамике надо спеть начальные строчки? (С зати­ханием звука.)

В какой динамике надо спеть финальные строчки? (С уси­лением звука.)

Можно ли еще показать в импровизации разное настрое­ние? (Да, там, где «уплывает пароход», — грустное, а там, где «приплывает пароход», — веселое.)

(Школьники демонстрируют свои варианты вокальных им­провизаций.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!