IV. Музыка Д. Гершвина - повторение



(Повторение беседы о жизни и творчестве Д. Гершвина.)

— Что вы можете рассказать о семье Д. Гершвина?

— В каком музыкальном жанре создавал музыку этот компо­зитор?

— Как называется его единственная опера? (Прослушивание арии «Колыбельная Клары».)

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для этой арии?

— Угадайте название произведения Д. Гершвина по началь­ным тактам.

(Педагог исполняет начальные такты «Колыбельной Клары» и хора «Я поймал ритм».)

— Чем отличается музыкальный стиль этого композитора, можно ли его отличить от музыки Л. Бетховена и В.А. Мо­царта?

V. «Рассвет на Москве-реке», «Утро» - прослушивание, разбор

(Школьники слушают начало увертюры М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» и пьесу С.С. Прокофьева «Утро».)

— Расскажите о средствах музыкальной выразительности в этих сочинениях.

— Можно ли отличить стиль этих композиторов друг от друга?

VI. Обобщение понятия «средства музыкальной выразительности»

Вы уже знаете много средств музыкальной выразительности, которые необходимы композитору для сочинения музыки.

— Кто вспомнит и назовет средства музыкальной выразитель­ности? (Мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, регистр, лад.)

Каждое из названных средств музыкальной выразительности можно рассмотреть подробнее. Например, в мелодии важен ее рисунок, построение — плавное или скачкообразное. В динамике интересным бывает использование приема контраста.

Еще важно, кто исполняет музыку — солист, ансамбль или оркестр, хор. Важны тембры инструментов, которые выберет композитор для исполнения. Вот как много средств музыкальной выразительности существует, и все они необходимы дл создания запоминающегося музыкального произведения.

Давайте рассмотрим средства музыкальной выразительности на примерах песен, которые вы разучивали в течение этого учеб­ного года. Вы уже знаете много песен с разной мелодией и с раз­ными формами построения.

— В начале учебного года вы разучили «Оранжевую песенку». Какой она была по характеру?

— Из каких частей состояла «Оранжевая песенка»?

— И в это же время вы познакомились с арией Сусанина из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Какие события происходят по сюжету этой оперы?

— В какой момент своей жизни поет эту арию Иван Сусанин?

— Какая она по форме?

— Менялся ли характер этой арии?

— Какой была мелодия песен «Как у наших у ворот», «Роди­на»? (У песни «Как у наших у ворот» мелодия короткая, про­стая, у песни «Родина» напевная, сложная.)

Как может двигаться мелодия? (Мелодия может двигаться вверх, вниз или оставаться на одном месте.)

— Спойте лейтмотив финала Симфонии № 9 Л. Бетховена.

— Как двигался ваш голос во время пения?

— Можно ли сочинить музыку, в которой все звуки были бы одинаковыми по длительности? (Нет, в любой музыке есть звуки длинные и короткие.)

— Как называется чередование длинных и коротких звуков? (Ритм.)

(Проводится ритмический диктант, во время которого педагог исполняет ритмы напевов «Здравствуй, детство!», «Земляничка», «Солдатушки, бравы ребятушки».) — Что такое темп исполнения? {Темп скорость, с которой поется или играется произведение.)

— Какие вы знаете произведения быстрого темпа? {Первая часть Симфонии № 6 и рефрен «Рондо в турецком стиле» В А. Моцарта, финал Симфонии № 9 Л. Бетховена, «Пляска скоморохов» НА. Римского-Корсакова.)

— Какие вы знаете произведения медленные, спокойные? {«Утро» и «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Мелодия» П. И. Чай­ковского, ария Садко «Ой ты, темная дубравушка» НА. Рим-ского-Корсакова, песня «Земляничка» В. Герчик.)

— Что такое музыкальный лад? {Лад - это организация звуков в мажоре или в миноре.)

— Какие вы знаете музыкальные лады?

— В каком ладу начинается романс Э. Грига «Заход солнца»? {В миноре.)

В каком ладу начинается русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»? {В мажоре.)

В каком ладу начинается хор финала Симфонии № 9 Л. Бет­ховена? {В мажоре)

В каких пьесах музыкальный лад меняется? {В песне «При­ходите в сказку» В. Дашкевича, в третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» НА. Римского-Корсакова.)

— Что такое тембр? {Тембр — особая окраска звука.)

— Тембры каких музыкальных инструментов вы можете от­личить на слух?

(Проводится игра «Угадай-ка»: школьники отгадывают голоса музыкальных инструментов.)

—  Какие женские оперные голоса вы знаете?

— Назовите героинь известных опер, партию которых поет сопрано. {Людмила, Снегурочка.)

В каком случае женский голос исполняет мужскую партию? {Когда надо показать молодость героя.)

Приведите пример такого исполнения. {Партия Леля в опере «Снегурочка».)

— Какие мужские оперные голоса вы знаете?

— Какой мужской голос является самым высоким?

— Назовите героя оперы, партию которого исполняет тенор. {Садко.)

Какую партию, написанную для баса, вы слушали? {«Рондо Фарлафа».)

— Какой музыкальный инструмент имитировал партию пас­тушьего рожка в опере «Снегурочка»? {Кларнет.)

Какой инструмент имитировал партию русского народного инструмента гуслей в опере «Садко»? {Арфа.)

Какой инструмент называют «королевой оркестра»? {Скрипку.) Послушайте стихотворение про скрипку.

(Педагог читает стихотворение «Скрипка» Утигена Кумибаева в переводе с казахского В. Савельева.)

Словно легкие капельки или снежинки

Начинают волшебно владеть тишиной...

Не спеша нарастает мелодия Глинки –

И яснеет бездонная высь надо мной.

Оттесняется зло, забывается косность,

И в сердцах воцаряется скрипки печаль.

Увлекая, весь мир согревает Чайковский,

И, как луч, доброта простирается вдаль.

И летит озаренье любви над планетой,

Словно ангелы вторят движеньям смычка.

И над струнами скрипки вставали рассветы,

И мелодиям скрипки внимали века.

— Еще одно средство музыкальной выразительности, о кото­ром мы неоднократно вспоминали на занятиях, — это му­зыкальная форма. Какие вы знаете музыкальные формы?

Самая простая музыкальная форма — произведение, которое состоит из одной части. Эта часть может повторяться, но все равно о таком произведении говорят: «оно одночастное», то есть состоит из одной части.

— Кто может привести примеры песен и романсов, состоя­щих из одной части? {«Как у наших у ворот», «Земляничка», романс «Жаворонок» М.И. Глинки.)

— А какая музыкальная форма более сложная? {Это произ­ведения, которые состоят из двух частей, например — песня с припевом)

— Приведите примеры таких произведений. {«Оранжевая пе­сенка», «Приходите в сказку», «Волшебный смычок».)

Еще вы знаете музыкальные произведения трехчастные репризные, в конце которых повторяется первая часть.

— Какие вы знаете трехчастные репризные произведения? {«Каватина Людмилы» М.И. Глинки, ария Снегурочки и ро­манс «Звонче жаворонка пенье» НА. Римского-Корсакова.)

— Что это за музыкальная форма — рондо?

— Какие вы знаете произведения в форме рондо? {Песня «Птичий рынок» Г. Гладкова, «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Рондо в турецком стиле» ВА. Моцарта.) - Приведите примеры канонов. («Со вьюном я хожу», «Камер­тон», «Слава солнцу, слава миру/» В.А. Моцарта.)

Приведите примеры вариаций. («Заход солнца» и «В пещере горного короля» Э. Грига, третья песня Леля из оперы «Сне­гурочка» НА. Римского-Корсакова.)

— Вы знаете, что музыка бывает громкой и тихой. Как назы­вается сочетание звуков тихого и громкого в одном произ­ведении? (Контраст.)

В каких симфониях Л. Бетховена встречается контраст? (В финале Симфонии № 3, в финале Симфонии №9.)

— В каком балете П.И. Чайковского музыка двух героинь — доброй и злой — также была построена на контрасте? (В ба­лете «Спящая красавица».)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!