VIII. Повторение пройденного материала



(Педагог просит вспомнить названия произведений и их авто­ра, после чего исполняет начальные такты произведений Л. Бет­ховена «Сурок», «Веселая. Грустная», «К Элизе».)

Вы верно назвали фамилию композитора, создавшего все эти прекрасные произведения, - Бетховен.

(Для закрепления знаний о композиторе можно использовать материал, представленный в уроке 14.)

- Какое страшное несчастье произошло с Л. Бетховеном? (Он оглох.)

IX. Знакомство с новым материалом

Сегодня вы познакомитесь с новым произведением — Сим­фонией № 3 Л. Бетховена. Она носит еще другое название - «Ге­роическая», и это название очень символично. Дело в том, что после потери слуха Бетховен сначала был в полном отчаянии, ведь для композитора потерять слух - самое страшное несчастье, ка­кое только можно представить. Но потом композитор понял, что ' может создать еще множество прекрасных произведений. И он совершил настоящий творческий подвиг — продолжил сочинять музыку.

Сейчас вы послушаете 2-ю часть Симфонии № 3 - «Героиче­ской» Л. Бетховена. Запишите в тетрадях название музыкального произведения.

(Прослушивание 2-й части Симфонии № 3 - «Героической».)

- Каков характер этой музыки? (Маршевый, печальный, по­хоронный, траурный.) Принято обозначать характер этой музыки так - траурный марш-шествие. Запишите в тетради это определение.

— Какой была динамика музыки? (Очень тихой, пианиссимо.)

— Каким был регистр и менялся ли он? (Низкий регистр, в нем были «взлеты» вверх.)

Когда мелодия вновь возвращалась вниз, в ней были интона­ции, которые напоминали человеческие стоны.

— Каким был музыкальный лад в начале и в конце? (Минорным.)

- Менялся ли характер в середине отрывка? (Да, становился светлым, мажорным.)

Как называется в музыке сочетание мрачной, печальной мелодии со светлой, мажорной? (Контраст.)

- Какой была форма траурного марша? (Трехчастной репризой.)

- Почему для симфонии с названием «Героическая» компо­зитором создан похоронный марш? (Герой мог погибнуть, и этот марш — память о нем.)

Верно, эту часть иногда так и называют — «Похоронный марш на смерть героя».

Попробуйте исполнить без слов лейтмотив траурного марша. (Школьники исполняют лейтмотив марша.)

- Почему композитор использовал прием контраста, когда наряду с мрачной, похоронной музыкой в этой части звуча­ла и светлая, мажорная? (Бетховен сочетанием контрастных тем хотел подчеркнуть, что горе и радость, скорбь и веселье в жизни человека всегда идут рядом.)

X. Разучивание песни

(Учащиеся повторяют 1-й и 2-й куплеты песни «Здравствуй, детство!» композитора И. Космачева, а также припевы. После чего разучивается 3-й куплет и припев к нему.

Солнце поднимается, поднимается,

Детство просыпается, просыпается,

Всюду радостные лица,

Вместе будем веселиться,

С целым миром подружиться

Поможет наша песня.

Припев:       

Раз, два, детство! Три, четыре, пять!

Приходи играть! Приходи играть!

Вместе с нами приходи играть!

Здравствуй, детство!

XI. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают текст для вокальной импровизации

«Гром».)

Гром грохочет, и туча растет. Что это значит? Гроза к нам идет! И. Агапова

- Как можно сочинить музыку с изменением динамики звука? (Исполнить попевку с постепенным усилением звучания.)

XII. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»

1. Музыку к какому кинофильму вы сегодня слушали?

2. Приведите свои примеры музыки из кинофильмов.

XIII. Рефлексия

- Какие произведения композитора В.А. Моцарта вы можете назвать?

- По каким признакам можно узнать музыку В.А. Моцарта?

- Какие отрывки из кинофильма «Дети капитана Гранта» вы сегодня слушали?

— Какой композитор сочинил музыку к фильму «Дети капи­тана Гранта»?

— Покажите портрет И.О. Дунаевского.

— Эту музыку композитор С.С. Прокофьев сначала создал для фильма, а потом переработал ее в кантату. О какой музыке идет речь? (О музыке к фильму «Александр Невский».)

— Какие произведения композитора Л. Бетховена вы сегодня вспоминали?

— Как называется Симфония № 3 Л. Бетховена?

— Как можно назвать 2-ю часть Симфонии № 3?

— Почему в этой части использован прием контраста? Послушайте стихотворение поэта М. Пляцковского о том, какое воздействие может оказать музыка на человека. Когда играет музыкант, То ценят все его талант, И я, наверно, потому Чуть-чуть завидую ему. Он может вмиг заставить нас Запеть или пуститься в пляс. А загрустит — и мы грустим Под звуки флейты вместе с ним. Чем музыкант не чародей? В его руках сердца людей. Он может и змею порой Заворожить своей игрой.

— Приведите примеры музыки грустной и веселой, танцеваль­ной и задумчивой. (Ответы учащихся.)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!